Кто такая хюррем в великолепном веке. Историческая справка о хюррем султан или роксолане

Ведущие эксперты ритейла 16.10.2019
Ведущие эксперты ритейла

Кто такая Роксолана? 15-летняя девушка, которую делали героиней песен, стихов и романов. Ею восхищались, удивляясь тому, как внезапно она взошла к вершине власти, покорив сердце самого могущественного султана в истории Османской империи.

Но сколько секретов окружает Роксолану? Оказывается, историки до сих пор не могут дать точные и однозначные ответы даже на самые простые вопросы, теряясь в бесчисленных догадках.

И сегодня мы рассмотрим те вопросы, которые чаще всего волнуют исследователей жизненного пути Хюррем Хасеки-султан.

Как же ее звали?

Сам султан Сулейман называл свою любимицу Хюррем, что в переводе означает "смеющаяся". Этот факт никто не оспаривает, но вот по поводу настоящего имени Роксоланы историки к согласию не пришли.

Есть версия, что Роксолана - это похищенная дочь священника из городка Рогатин Ивано-Франковской области, что в Украине. И зовут ее Анастасия Лисовская. Но документального подтверждения этой версии нет.

Другая версия говорит о том, что Роксолана была внебрачным ребенком из рода польских королей. В защиту этой версии говорит тот факт, что татары относились к пленнице с большим почтением, не связывали ей руки и везли верхом на лошади, а не заставляли идти пешком. Вероятно, понимали ценность девушки.

Известно, что, попав в гарем, Роксолана уже владела несколькими иностранными языками. К тому же она увлекалась чтением исторических и философских трудов. Могла ли дочь простого православного священника похвастаться подобными знаниями в то время? Большой вопрос.

Умница и красавица?

Современники Роксоланы не особо лестно отзывались о ее внешности. По описаниям венецианского посла, женщина была низкорослой, худощавой и некрасивой. Вместе с тем, дипломат отмечал ее хорошие манеры и тонкий ум.

Но если Роксолана не отличалась особой красотой, то как она смогла покорить сердце султана, окруженного самыми красивыми женщинами? Современники отмечали, что Хюррем отличалась веселым нравом. В то время когда остальные наложницы заливались слезами, жалуясь на судьбу, Роксолана смеялась назло всем.

Необычная девушка привлекла внимание Сулеймана. А когда после проведенной у султана ночи в подарок девушка попросила не драгоценности, а разрешение посещать библиотеку, правитель удивился ее уму и стал проводить с Хюррем больше времени. Скоро он перестал посещать гарем, отдав свое сердце единственной женщине.

Со временем Роксолана стала активно участвовать в политической жизни страны: принимала заграничных послов, реализовывала грамотные финансовые реформы...

К власти по трупам?

До Роксоланы у султана Сулеймана уже была официальная жена Гюльбахар, родившая ему наследника Мустафу. По тогдашним обычаям престолонаследником становился старший сын, а остальных казнили, дабы избежать распрей и бунтов.

Хюррем, родившая правителю 4 сыновей и дочь, хотела отвести беду от своих детей во что бы то ни стало. Поэтому она делала всё, чтобы очернить Мустафу в глазах султана Сулеймана. В итоге наследника обвинили в заговоре против отца и казнили. Была ли в этом деле замешана Роксолана, доказать никому не удалось.

Вот такие загадки ушли вместе с Роксоланой. Но турецкий народ навсегда запомнил свою великую султаншу, жену мудрого султана Сулеймана, которая за годы правления сделала много хороших дел для страны. Она закрыла рынок невольников на главной площади, создала больницы и школы доступными для бедняков, открыла множество благотворительных заведений.

История Роксоланы известна во всей Европе. И тем более эта историческая личность популярна в славянском мире. Более того, история Роксоланы все больше привлекает к себе внимание в связи с нашумевшим сериалом «Великолепный век». Все чаще поклонники сериала задаются вопросом о том, какова же была реальная биография Хасеки Хюррем Султан.

От Анастасии до Хюррем

Традиционно считается, что Роксолана была рождена в небольшом местечке, что в современной западной Украине, в семье священника. Первые годы жизни девочку звали Анастасией (или Александрой) Лисовской. Однако в раннем возрасте она была похищена во время одного из их набегов, а впоследствии перепродана несколько раз на невольничьих рынках. С этого момента начинается история Роксоланы-рабыни.

Знакомство с принцем Сулейманом

Однако судьба была крайне благосклонна к совсем юной на тот момент девушке. Где-то в 1517 году она попала наложницей во дворец Манисы, где в это же время проживал сын султана и будущий наследник империи Шехзаде Сулейман. Очень скоро наложница юного принца становится его фавориткой. Именно так рождалась история Роксоланы, ставшей впоследствии величайшей женщиной Востока. Интересно, что здесь же будущий монарх познакомился с другим рабом европейского происхождения, которому также предстояло стать одним из важнейших

лиц Оттоманской порты. Речь идет о блистательном визире Сулеймана - Ибрагиме Паше.

История правления Роксоланы

В 1520 году султан Селим I умирает, а престол занимает его сын Сулейман. Роксолана уже к тому времени является его фавориткой, а в 1521 году рождает ему сына Мехмета. Тремя годами позже у них появляется еще один сын, которого назовут Селимом. Вместе с тем, в соответствии с традициями мусульманского Востока, Хюррем не была единственной женой султана. Более того, ее фаворитизм вызывал ревность и ненависть со стороны других жен. Особенно жестокое соперничество разворачивалось у Роксоланы с черкешенкой Махидевран. Эта конкуренция находила выход в сплетнях и взаимных оскорблениях, а иногда доходило и до драк. Жару добавлял тот факт, что именно сын Махидевран - Мустафа - был первенцем султана и правопреемником престола. Это не могло устроить честолюбивую и коварную славянку. Через несколько лет отчаянных интриг Роксолана вышла


победительницей из этой борьбы. Мустафа вместе с матерью был отправлен из царского дворца в Манису. Для Махидевран это фактически означало ссылку. А спустя несколько лет по империи начали бродить слухи, якобы Мустафа готовит переворот против своего отца. Шехзаде был обвинен в заговоре и казнен в 1553 году. Это расчистило окончательно путь к власти одному из сыновей Хюррем. Султаном так и не стал ее старший сын Мехмет, поскольку умер еще в 1543 году. Однако следующим султаном суждено было стать Селиму.

Последние годы султанши

Роксолана, история жизни которой знала и тяжелые, и блистательные эпизоды, фактически управляла дворцовыми и государственными делами на протяжении почти тридцати лет. Ее муж, Сулейман Великолепный, почти всю жизнь провел в военных походах, во многом полагаясь на любимую жену во внутренних делах. Роксолана умерла естественной смертью в 1559 году.

Хюрре́м Хасеки́-султа́н (осман. خرم حسکي سلطان ‎, тур. Hürrem Haseki Sultan , в Европе известная как Роксола́на (лат. Roxolana ); настоящее имя неизвестно, согласно литературной традиции, имя при рождении Анастаси́я или Алекса́ндра Гаври́ловна Лисо́вская ; ок. или ок. - 15 или 18 апреля ) - наложница , а затем жена османского султана Сулеймана Великолепного , хасеки , мать султана Селима II .

Происхождение

Документальные источники и даже сколь-либо надёжные письменные свидетельства, говорящие о жизни Хюррем до поступления в гарем, отсутствуют. Вместе с тем в литературных сочинениях возникли легенды о её происхождении .

Факты

Сведения о происхождении Хюррем разрозненны и противоречивы.

Современные источники не содержат сведений о её детстве, ограничиваясь упоминанием о её русском происхождении :

  • «donna di nazion russa» (Bragadino);
  • « … di nazione russa» (Navagero);
  • «Sultana, ch’è di Russia» (Trevisano).

Участник посольства Речи Посполитой к османскому султану 1621-1622 годов поэт Самуил Твардовский писал, что турки рассказывали ему о том, что Роксолана была дочерью православного священника из Рогатина (ныне в Ивано-Франковской области , Украина) .

Легенды

Подробности или детали раннего периода жизни и происхождения Хюррем появляются в литературе XIX века.

Согласно польской литературной традиции, её настоящее имя было Александра и она была дочерью рогатинского священника Гаврилы Лисовского , служившего в местной церкви Святого Духа . . В украинской литературе XIX века её именуют Анастасией , эту версию приняли некоторые советские историки .

Галина Ермоленко, со ссылкой на Михаила Орлича ,сообщает о старой буковинской народной песне, повествующей о красивой девушке из Рогатина по имени Настусенька , похищенной крымскими татарами и проданной в султанский гарем . Михаил Орлич слышал эту песню от бабушки. Так же он слышал от бабушки, что «будто на свадьбу Насти и Сулеймана ездила в сопровождении казацкой свиты и Настина мать и другие сказки.» .

Ирина Кныш называет «старой народной» песню, которая на самом деле является изменённым куском поэмы Маврикия Гославского «Поділля» (1827 г.):
«До найновіших часів зберігав український нарід пісню:
А тая ж то Роксоляна,
Що то трясла Сходом,
Була наша попадянка,
З Рогатина родом .
Цю народну пісню поляки переробили на своє:
A oważ to Roksolanka,
Co to trzesła calim Wschodem,
Była nasza Podolanka
Z Czemerowiec rodem» .

Аналогичную ошибку допускает и Орлич .

Можно только гадать, насколько первичны «старые народные» песни про Роксолану и датируются ли они сроками ранее 1880 года, когда имя Анастасия Лисовская появилось у Михаила Орловского в исторической повести «Роксолана или Анастасия Лисовская» (1880 год) . Во всяком случае Владимир Грабовецкий утверждает, что при поисках в архивах в галицких городских и земских актовых книгах не обнаружил даже упоминания рода Лисовских до середины XVI века .

Михаил Орловский, вслед за Маврикием Гославским , пишет, что она была родом не из Рогатина, а из Чемеровец (ныне в Хмельницкой области)

Жена султана

В самое короткое время Хюррем привлекла внимание султана. Другая наложница Сулеймана - Махидевран , мать шехзаде Мустафы , рабыня албанского или черкесского происхождения , стала ревновать султана к Хюррем. Возникшую между Махидевран и Хюррем ссору в своём отчёте за 1533 год описал венецианский посол Бернардо Наваджеро: «…Черкешенка оскорбила Хюррем и разодрала ей лицо, волосы и платье. Спустя некоторое время Хюррем пригласили в султанскую опочивальню. Однако Хюррем сказала, что не может в таком виде идти к повелителю. Тем не менее султан вызвал Хюррем и выслушал её. Затем он позвал Махидевран, спросив, правду ли ему рассказала Хюррем. Махидевран сказала, что она главная женщина султана и что другие наложницы должны подчиняться ей, и что она ещё мало побила коварную Хюррем. Султан разгневался на Махидевран и сделал Хюррем своей любимой наложницей» .

В 1521 году скончались двое из трёх сыновей Сулеймана. Единственным наследником остался шестилетний Мустафа, что в условиях высокой смертности представляло угрозу для династии. В связи с этим способность Хюррем родить наследника давала ей необходимую поддержку во дворце. Конфликт новой фаворитки с Махидевран сдерживался авторитетом матери Сулеймана Хафсы Султан . В 1521 году Хюррем родила мальчика, получившего имя Мехмед . В следующем году родилась девочка Михримах - единственная пережившая младенчество дочь Сулеймана, после родился Абдалла, проживший всего три года, в 1524 году родился Селим, а в следующем - Баязид. Последнего, Джихангира, Хюррем родила в 1531 году .

В 1534 году умерла валиде-султан. Ещё до этого, в 1533 году, вместе с сыном Мустафой, который достиг совершеннолетия, в Манису отправилась давняя соперница Хюррем - Махидевран. В марте 1536 года великий визирь Ибрагим-паша , ранее опиравшийся на поддержу Хафсы, был казнён по приказу султана Сулеймана, а его имущество конфисковано. Смерть валиде и отстранение великого визиря открыли Хюррем дорогу для укрепления собственной власти.

После смерти Хафсы Хюррем смогла добиться того, чего никто и никогда до неё не добивался. Она официально стала женой Сулеймана. Хотя не существовало никаких законов, запрещающих женитьбу султанов на рабынях, вся традиция османского двора настраивала против этого. При этом в Османской империи даже сами термины «закон» и «традиция» обозначались одним словом - канун . Состоявшаяся свадебная церемония была, судя по всему, очень пышной, хотя никак не упоминается в османских источниках. Вероятно, свадьба состоялась в июне 1534 года, хотя точная дата этого события неизвестна . Уникальное положение Хюррем отражал и её титул - хасеки , введённый Сулейманом специально для неё .

Султан Сулейман, проводивший большую часть времени в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем. Сохранились письма, в которых отражается большая любовь и тоска султана по Хюррем , которая была его главным политическим советником. Между тем, Лесли Пирс отмечает, что на ранних этапах деятельности Сулеймана он более опирался на переписку с матерью, так как Хюррем недостаточно хорошо знала язык. Ранние письма Хюррем написаны отточенным канцелярским языком, что говорит о том, что они были написаны придворным писарем .

Влияние, оказываемое Хюррем на Сулеймана, иллюстрирует эпизод, описанный венецианским послом Пьетро Брагадином. Один из санджак-беев подарил султану и его матери по одной красивой русской девушке-рабыне. Когда девушки прибыли во дворец, Хюррем, которую застал посол, была очень недовольна. Валиде, отдавшая свою рабыню сыну, была вынуждена извиниться перед Хюррем и забрать наложницу обратно. Вторую рабыню султан приказал отправить в качестве жены другому санджак-бею, так как наличие даже одной наложницы во дворце делало хасеки несчастной .

Образованнейшая женщина своего времени, Хюррем Хасеки Султан принимала иностранных послов, отвечала на письма иностранных правителей, влиятельных вельмож и художников. По её инициативе в Стамбуле построено несколько мечетей, баня и медресе.

Вскоре после возвращения из поездки в Эдирне , 15 или 18 апреля 1558 года, вследствие продолжительной болезни либо отравления Хюррем Султан умерла. Год спустя её тело перенесли в куполообразный восьмигранный мавзолей проекта архитектора Мимара Синана . Мавзолей Хюррем Хасеки Султан (тур. Haseki Hürrem Sultan Türbesi ) декорирован изысканными изникскими керамическими изразцами с изображениями райского сада , а также с нанесенными текстами стихов, возможно, в честь её улыбки и жизнерадостного характера . Усыпальница Роксоланы находится недалеко от мавзолея Сулеймана слева от мечети в комплексе Сулеймание. Внутри гробницы Хюррем вероятно находится гроб Ханым Султан, дочери Хатидже Султан , сестры Сулеймана.

Дети

Хюррем родила султану шесть детей :

Джихангир, слабый здоровьем от рождения, умер в 1553 году вскоре после казни Мустафы . Существует легенда, что Джихангир умер от тоски по своему брату. По этой же легенде именно Хюррем, плетя интриги против Мустафы, спровоцировала его смерть: настроила отца против сына, чтобы престол достался её сыну. По приказу Сулеймана I Мустафу задушили .

Баязид после неудачной попытки убить Селима вместе с 12 тысячами своих людей прятался в Персии , стал считаться предателем в Османской империи, которая на тот момент находилась в состоянии войны с Персией. Позже султан Сулейман I заключил с Персией мир и договорился с персидским шахом Тахмаспом I , что за 400 000 золотых монет соратников Баязида убьют, а его самого вместе с четырьмя сыновьями отдадут посланникам султана. Смертный приговор, который вынес Сулейман своему сыну Баязиду, был исполнен 25 сентября 1561 года . Младшего сына Баязида казнили в Бурсе.

Роль в истории

Профессор истории, автор работы о султанском гареме Лесли Пирс отмечает, что до Хюррем фаворитки султанов играли две роли - роль собственно фаворитки и роль матери наследника престола, и что эти роли никогда не совмещались. Родив сына, женщина переставала быть фавориткой, отправляясь вместе с ребёнком в отдаленную провинцию, где наследник должен был воспитываться до того времени, как займёт место отца . Хюррем же была первой женщиной, сумевшей одновременно играть обе роли, что вызывало огромное раздражение консервативно настроенного двора. Когда её сыновья достигли совершеннолетия, она не отправилась вслед за ними, а осталась в столице, лишь изредка навещая их . Именно этим во многом можно объяснить негативный образ, который сформировался вокруг Хюррем. Кроме того, она нарушила ещё один принцип османского двора, заключавшийся в том, что одна фаворитка султана должна была иметь не более одного сына. Не в силах объяснить, как Хюррем смогла достичь столь высокого положения, современники приписывали ей то, что она попросту околдовала Сулеймана . Этот образ коварной и властолюбивой женщины был перенесён и в западную историографию, хотя и подвергся некоторой трансформации.

Роль в культуре

В отличие от всех предшественниц, а также от матерей шехзаде, имевших право возводить строения лишь в рамках провинции, в которой они проживали с сыновьями, Хюррем получила право строить религиозные и благотворительные здания в Стамбуле и в иных крупных городах Османской империи. Она создала благотворительный фонд своего имени (тур. Külliye Hasseki Hurrem ). На пожертвования из этого фонда в Стамбуле был построен район Аксарай или женский базар, позже также имени Хасеки (тур. Avret Pazari ), в число строений которого входили мечеть, медресе, имарет, начальная школа, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном в своей новой должности главного архитектора правящего дома, а также третье по величине здание в столице, после комплексов Мехмета II (тур. Fatih Camii ) и Сулеймание (тур. Süleymanie ). К числу иных благотворительных проектов Роксоланы относятся комплексы в Адрианополе и Анкаре, вошедшие в основу проекта в Иерусалиме (названного позже имени Хасеки Султан), хосписы и столовые для паломников и бездомных, столовая в Мекке (при имарете Хасеки Хюррем), общественная столовая в Стамбуле (в Avret Pazari ), а также две большие общественные бани в Стамбуле (в Еврейском и Aya Sôfya кварталах) .

В произведениях искусства

Литература

  • поэма «Преславное посольство светлейшего князя Кшиштофа Збаражского от Сигизмунда III к могущественному султану Мустафе» (Самуил Твардовский , 1633)
  • поэма «Роксолана, драма в пяти актах в стихах» (Нестор Кукольник , 1835)
  • повесть «Роксолана или Анастасия Лисовская» (Михаил Орловский, 1880)
  • историческая драма в пяти действиях «Роксоляна» (Гнат Якимович, 1864-1869)
  • исторический труд украинского востоковеда Агафангела Крымского «История Турции и её литературы», в котором Роксолане отведено более 20 страниц, 1924
  • повесть « » (Осип Назарук , 1930)
  • короткий рассказ «Тень Стервятника » (Роберт Говард , 1934); в рассказе Роксолана лишь упоминается, однако главным действующим лицом является вымышленный персонаж, Рыжая Соня , по сюжету являющаяся сестрой Роксоланы
  • короткий рассказ «Роксолана. Историческое повествование XVI века» (Антон Лотоцкий , 1937)
  • роман «Roxelane» (Йоханнес Тралов, 1942)
  • роман «Mikael Hakim: kymmenen kirjaa Mikael Carvajalin eli Mikael El-Hakimin elämästä vuosina 1527 - 38 hänen tunnustettuaan ainoan Jumalan ja antauduttuaan Korkean Portin palvelukseen» (Мика Валтари , 1949)
  • роман «Степной Цветок» (Николай Лазорский, 1965)
  • штудия «Императорская карьера Анастасии Лисовской» (Ирина Кныш, 1966)
  • повесть «Неопалимая купина» (Юрий Колисниченко, 1968)
  • поэма «Роксоляна. Дівчина з Рогатина» (Любовь Забашта , 1971)
  • роман «Роксолана» (Павел Загребельный , 1980)
  • роман «La magnifica dell’harem» (Изор де Сен-Пьер, 2003)
  • роман «Хюррем. Знаменитая возлюбленная султана Сулеймана» (Софья Бенуа, 2013; богато иллюстрированное издание)
  • роман «Гарем» (Бертрис Смолл, 1978)

Кино

  • телесериал «Роксолана » (Украина, 1996-2003) - экранизация повести Осипа Назарука, в роли Роксоланы - Ольга Сумская
  • телесериал «Хюррем Султан» (Турция, 2003), в роли Роксоланы-Хюррем - Гюльбен Эрген
  • псевдодокументальный фильм «Роксолана: кровавый путь к трону» из цикла «В поисках истины » (Украина, 2008)
  • телесериал «Великолепный век » (Турция, 2011-2014), в роли Роксоланы-Хюррем - Мерьем Узерли , с 103 серии - Вахиде Гёрдюм (Перчин)

Театр

  • пьеса «Les Trois Sultanes ou Soliman Second» (Шарль Симон Фавар , 1761)
  • спектакль «Роксолана» Тернопольского областного музыкально-драматического театра им. Т. Г. Шевченко (Украина) - постановка романа Павла Загребельного, в роли Роксоланы - Люся Давидко
  • спектакль «Роксолана» Днепропетровского академического украинского музыкально-драматического театра имени Т. Г. Шевченко (Украина, 1988), в роли Роксоланы - Александра Копытина

Музыка

О Роксолане написано или посвящено ей около двух десятков музыкальных произведений, среди них:

  • «63 Симфония» (Йозеф Гайдн , 1779-1781)
  • опера «Роксоляна» (Денис Сичинский , 1908-1909)
  • балет «Хюррем Султан» (муз. Невит Кодаллы , хореогр. Ойтун Турфанда, 1976)
  • песня «Роксолана» (слов. Степан Галябарда , муз. Олег Слободенко, испол. Алла Кудлай , 1990)
  • опера «Сулейман и Роксолана или Любовь в гареме» (Александр Костин , либр. Борис Чип, 1995)
  • рок-опера «Я - Роксолана» (слов. Степан Галябарда и муз. Арнольд Святогоров, 2000)
  • балет «Роксолана» (реж.-хореогр. Дмитрий Акимов, 2009)

Анастасия Лисовская – именно так звали возлюбленную правителя Султана Сулеймана. Будучи пятнадцатилетней девушкой, Анастасия была похищена и насильно перевезена в Крым, откуда в Османскую империю доставляли всех наложниц через море. На то время девушек перевозили с особой осторожностью: ни кожа, ни волосы, ни тем более лицо не должны были быть повреждены, иначе «живой товар» не имел никакой ценности. Анастасия была привезена на рынок в , где ее увидел визирь . Он заметил необычайную красоту девушки, и он выкупил ее, чтобы подарить правителю, сделав ему необычный подарок.

Однако после того, как продавец узнал, для кого Анастасию собираются купить, он не взял с визиря ни копейки, и в дальнейшем именно этот факт сыграл ключевую роль. Если бы девушку купили за деньги, она не смогла бы стать женой Султана Сулеймана.

Анастасия не была похожей на других наложниц. Девушка смогла стать фавориткой Султана, разогнав всех девушек, и станцевав для правителя танец. Султан Сулейман был удивлен такой смелости. Он позволял Анастасии посещать библиотеку, в которую других наложниц попросту не впускали, а когда он вернулся из очередного похода длиной в несколько лет, его фаворитка уже знала несколько языков в совершенстве, а также приняла его веру – ислам. Во дворце Роксолану за глаза называли «ведьмой», ведь еще ни одной женщине до ее появления не удавалось настолько сильно приблизиться к Султану Сулейману и завоевать его доверие. Правитель был очень осторожным и недоверчивым человеком, но Роксолане он доверял.


Была ли Роксолана красавицей на самом деле?

В сериале «Великолепный век» Роксолана изображена как невероятной красоты девушка, которая покорила Султана, в первую очередь, своей привлекательной внешностью. Но была ли Роксолана красивой в действительности? Как описывают ее в исторических записях, Роксолана не была эталоном красоты, и ее тяжело было назвать красавицей. Она была харизматичной и имела особый шарм, чем и покорила сердце Султана. И если в сериале Роксолана действительно выделялась на фоне остальных женщин, то в жизни она была совершенно непримечательной.


Роксолана имела твердый и жесткий характер

И в сериале, и в реальной жизни Роксолана правда имела жесткий и даже стальной характер, который совсем не присущ представительнице слабого пола. Она не была похожа на типичную женщину того времени: Роксолана очень быстро адаптировалась к новым условиям после того, как ее похитили и доставили во дворец. Другая девушка уже давно бы сломалась, а ее моральный дух был бы подавлен. Но Роксолана была другой. Она умела быстро принимать решения, логически думать наперед, девушка очень быстро схватывала информацию, учила языки, и была во всем наблюдательной.

Из-за этого по дворцу пошли дурные слухи о том, что девушка занимается колдовством. Конечно, тяжело рассуждать, была ли Роксолана ведьмой или нет, но в сериале очень хорошо передан ее характер, и он схож с реальным историческим персонажем.

Одежда в сериале несколько отличается от того, какими наряды были в реальности

Несмотря на то, что многие историки признают тот факт, что в сериале все-таки сходств больше, чем различий, некоторые все же настаивают на том, что одежда того времени серьезно отличалась от тех нарядов, которые представлены на героях сериала «Великолепный век». В чем же были эти различия? Все дело в том, что в сериале одежда более ориентирована на европейский стиль, нежели на тот стиль, который предпочитали в Османской империи.

У сериальной Хюррем частенько можно было увидеть глубокое декольте на платьях, а также корсеты, которые подчеркивали не только талию, но и грудь. На самом же деле Хюррем никогда не носила платья, которые бы открыто демонстрировали ее части тела. В основном женщины в гареме носили платья, которые прикрывали ноги с шеи до пят, поскольку открытую одежду не положено было носить.

Скандалы и интриги во дворце, связанные с Хюррем

Ради того, чтобы достичь желаемого, реальная Хюррем нередко прибегала к интригам, сговорам с подданными. В сериале девушка имеет более мягкий характер, но в жизни Роксолана была несколько иной. Мустафа – сын Махидевран, и первый наследник на престол, мог прийти к власти и расправиться со своими братьями (это еще одно отличие сериала от реальных исторических событий: в сериале «Великолепный век» Мустафа любил своих младших братьев и у него всегда были с ними дружеские отношения, но в реальной жизни Мустафа убил бы своих братьев, поскольку в те времена велась жестокая борьба за престол). Если бы Хюррем позволила Мустафе занять место Султана Сулеймана – это была бы верная смерть для ее сыновей, а значит, что Мустафа должен был умереть. Хюррем отдала приказ, чтобы сына Махидевран Мустафу убили.


Неточности, с которыми не согласны историки

Еще одним возмутительным фактом для историков оказалось то, что наложницы, включая Роксолану, могли свободно передвигаться по замку. На самом деле далеко не все девушки попадали в хоромы Султана. Многие из них просто жили в покоях, читали, учились, но никогда не были близки с правителем Османской империи. Им не положено было гулять по замку, при этом в сериале девушки чувствовали некую свободу передвижения.

Исторические факты указывают на то, что Роксолана попала в гарем Султана, когда тот был еще совсем молодым. В сериале же Султан Сулейман предстал перед зрителями уже довольно взрослым мужчиной. Наложницы не могли попадать в его покои так быстро, как это показано в «Великолепном веке». В случае с Роксоланой, девушке понадобился лишь один день, чтобы попасть в покои правителя. Но известно, что наложниц готовили очень долго к тому, чтобы отправить их к Султану Сулейману. Такое несоответствие сразу же бросается в глаза тем людям, которые интересовались личностью Роксоланы.

«Сериальная» Хюррем была вынуждена постоянно противостоять соперницам, которые окружали ее возлюбленного Султана Сулеймана. В сериале у правителя помимо Роксоланы были еще и другие женщины, хотя некоторые факты доказывают обратное – Султан Сулейман после встречи с Хюррем больше никогда не обращал своего внимания на своих наложниц, и других женщин у него больше не было до конца жизни. Но сценаристы сериала предпочли сделать из Сулеймана дамского угодника, который при всей своей любви и привязанности к Хюррем, испытывает желание быть наедине и с другими женщинами.

Также в сериале Роксолана изображена как настоящая интригантка, которая плела козни за спиной своего возлюбленного, и руководила его решениями. Доказательств этому нет. Считается, что Хюррем не была такой, какой ее представили в сериале «Великолепный век». Реальная жена Сулеймана не могла влиять на его решения, и уж точно не управляла империей.


Дети Султана Сулеймана и Хюррем Султан

Детей у Хюррем и Султана Сулеймана было намного больше, чем это показано в сериале «Великолепный век». В то время не было никаких средств контрацепции, и не удивительно, что у одной женщины могло быть множество детей. Малыши умирали после рождения по самым разным причинам, в основном, конечно же, это были болезни или патологии. Сценаристы обошли этот факт стороной и решили не ставить на этом акценты. Точное количество детей Роксоланы и Сулеймана – неизвестно.


Тайны жизни Хюррем

Долгое время жизнь Хюррем оставалась для историков настоящей загадкой. И хотя исследованием ее личности занимались и раньше, но широкую популярность этот исторический персонаж приобрел только после премьеры сериала «Великолепный век». Многие поклонники этого сериала всерьез заинтересовались личностью Роксоланы, кем она была, и какое влияние она имела на Султана Сулеймана. Возможно, если бы не было Хюррем, Османскую империю ждала бы совершенно другая судьба. Утверждается, что Роксолана была украинкой, но по другим сведениям – полячкой. В сериале у девушки украинские корни, поскольку именно так принято считать.

То, как складывались отношения между украинской наложницей Анастасией Лисовской (она же Роксолана и Хюррем) и Султана Сулеймана можно узнать только лишь из их личной переписки. Султан много лет провел в походах, поэтому во дворце ему приходилось бывать редко и не долго. Летописей, которые могли бы пролить свет на их взаимоотношения – не сохранилось. Историки делают свои выводы лишь на основе личной переписки. В действительности Роксолана очень любила повелителя и была до конца жизни ему верна. Султан Сулейман очень сильно переживал после смерти возлюбленной. Для него эта печальная новость стала настоящей трагедией, которую он так и не смог принять. Сюжет сериала «Великолепный век» прекрасно передает те события, которые происходили в Османской империи после смерти Хюррем.

Хюррем правила Османской империей?

Существует такая версия, что на самом деле Хюррем правила Османской империей, имея очень серьезное влияние на своего мужа Султана Сулеймана. Поговаривают, что женщина умела манипулировать Султаном Сулейманом и принимала решения за него. Хюррем, которую сыграла актриса Мерьем Узерли, в действительности таких прав не имела, хоть и была близким для Сулеймана человеком. Письма, которые она писала ему, говорят лишь о том, что она была невероятно образованной, умной и дипломатичной женщиной, которая совершенно не была заинтересована в том, чтобы принимать какие-то важные решения, которые повлияют на жизнь Османской империи. Персонаж Хюррем в сериале имела власти намного больше, чем это было в жизни. Девушка могла ловко манипулировать решениями Султана Сулеймана, а влюбленный правитель всегда прислушивался к ее мнению.

Видео:

Вконтакте

Султанские дочери Мы продолжаем рассказ о султанских дочерях. Немедленно после рождения принцесс им выделялись отдельные апартаменты в гареме, няньки, прислужницы из наложниц. Именно они вместе с матерью принцессы и занимались ее воспитанием. Гуляли и играли принцессы вместе с другими детьми, но непременно под присмотром няни. Причем играть с принцессами разрешалось и оскопленным детям – неграм, которым в будущем предстояло стать в гареме евнухами. По достижении принцессой соответствующего возраста султан издавал указ, в соответствии с которым девочке назначались учителя. Обучение начиналось с торжественной церемонии, в которой нередко участие принимал и сам султан. Султан дарил дочери букварь и прочие школьные принадлежности. Все они были инкрустированы бриллиантами, другими драгоценными камнями, жемчугом. В наше время некоторые из этих великолепных школьных принадлежностей принцесс можно увидеть во дворце – музее Топкапы. Во дворце Топкапы обучение проводилось в специальном помещении, выделенном для султанских детей. Лишь после переезда султанской семьи из Топкапы во дворец Йылдыз принцессы и принцы стали обучаться раздельно. Учебный год всегда начинался с дворцовых церемоний. Вот что пишет о начале учебного года Айше, дочь султана Абдулхамида Второго, правившего в конце 19 – го и начале 20 – го веков: «Все обитательницы гарема стояли у его дверей и провожали нас в школу, произнося добрые напутствия и читая молитвы. Точно так же провожали нас и придворные, жившие и служившие в мужской части дворца – селямлыке». В силу того, что османский султан одновременно был и халифом, он обращал пристальное внимание на то, чтобы его дети хорошо знали Коран. Султан гордился хорошим знанием своих детей Корана. Помимо этого, детей обучали грамоте, арифметике, истории, географии. В 19 – ом веке к этому добавились обучение игре на западных музыкальных инструментах, в особенности на фортепиано, французскому языку. Изучение эпистолярного наследия принцесс показывает высокую степень их образованности. По достижении известного возраста принцессы начинали покрывать голову чадрой, одевать длинные платья. Гарем - 17Замуж принцесс выдавали в возрасте 14 – ти – 16 – ти лет. Однако в 17 – ом веке этот порог был понижен. Сделано это было знаменитой Кесем, любимой наложницей Ахмета Первого, матерью троих султанов. Выдавая принцесс замуж за известных вельмож, она тем самым привязывала их к династии, делала лично верными себе. Так что обручение принцесс при Кесем стало происходить в невероятно раннем возрасте. Так, внучки Кесем, дочери ее сына Ибрахима Гевхер и Бейхан были обручены в возрасте соответственно трех и двух лет. Эта практика сохранялась до конца 18 – го века, то есть до начала периода правления Махмуда Второго. Последний вновь повелел выдавать принцесс замуж лишь по достижении ими совершеннолетия. С другой стороны, история знает принцесс, выходивших замуж в достаточно зрелом возрасте. Связано это было с разными причинами – смертью их отцов – султанов, неприязнью, испытываемой по отношению к ним отцами, болезненностью, войнами… Принцесса, которой не нравился муж, могла разводиться с ним по получении отцовского согласия. Султан сам мог лишать зятя этого статуса, если гневался на него. При этом у султанского зятя не было права на развод с принцессой. Более того, султанский зять не имел права и на обзаведение гаремом. После женитьбы на принцессе султанский зять должен был расстаться со своими наложницами, если они у него имелись. Документы показывают, что принцессы весьма часто выходили замуж дважды. Связано это было с тем, что престарелые мужья юных принцесс умирали, оставляя последних вдовами в достаточно молодом возрасте. При этом в османской истории встречались принцессы, выходившие замуж гораздо чаще, даже 12 раз. Так что принцессы пользовались в браке правами, которых не было ни у одной другой женщины, жившей в османском государстве. Более того, они стояли на более высокой позиции, чем их мужья. По сути дела, мужья принцесс представляли собой рабов, лишь формально отличаясь от рабынь, служивших султанам женами. Хотя, собственно, все подданные султана считались его рабами, правда, не вполне в западном понимании этого слова.

Рекомендуем почитать

Наверх