Особенности правописания о а на конце наречий. Правописание наречий

Ведущие эксперты ритейла 22.09.2019

Урок по русскому языку по теме

«Правописание гласных на конце наречий»

Хацкова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Педагогические задачи: Создать условия для изучения правописания гласных на конце наречий, совершенствовать умения различать наречия и приводить примеры, способствовать развитию орфографической зоркости, содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты: освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи. Развитие умения учащихся составлять алгоритм решения орфографической задачи – строгую логическую последовательность действий.

Метапредметные УУД: формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы. Развитие исследовательских умений учащихся.

Личностные УУД: формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности. Содействие развитию у детей умений общаться в коллективе, работать в паре.

Оборудование: Учебник « Русский язык» С.В.Иванов 4 класс. Карточки для индивидуальной работы. Интерактивная доска.

Организационная структура урока

I. Организационный момент

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

II. Актуализация опорных знаний. Чистописание

Работа в тетрадях.

Запишем число, классная работа.

1. - Как всегда урок мы начнём с минутки чистописания, на которой повторим правописание строчных букв а и о и элементы соединения этих букв.

Прописать каллиграфические соединения по образцу.
На доске: ао оа на за до

Девиз минутки чистописания: «Красиво писать – красоту творить!»

Нет большей грубости, чем прерывать другого во время его выступления. (Джон Локк)

Прочитайте высказывание Джона Локка про себя, вслух.

Объясните смысл высказывания.

Вы с этим высказыванием согласны?

Запишите в тетрадь.

2. - Послушайте стихотворение юной поэтессы Эли Куклиной и подумайте, какие слова привлекли её внимание.

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом бело»!

И увидишь зимнее село.

Если скажешь слово ты «темно»-

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты-

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво» -

Пред тобою сразу вся Россия!

И так, какие же слова привлекли внимание девочки? (Появляется стихотворение с выделенными наречиями)

Исследуем эти слова, что их объединяет?

Как вы думаете над какой частью речи мы сегодня продолжим работать и чем будем заниматься? (Будем говорить о наречии и повторять всё, что мы уже знаем о нём).

Верно.

Повторение о наречии.

Расскажите всё, что знаете о наречии?

Наречие – это …

обозначает …

отвечает …

в предложении может быть …

может быть связано с …

образовано …

(Наречие – это неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и в предложении является обстоятельством.

Как понять неизменяемая? (не склоняется и не спрягается)

Ребята, как вы считаете, всё ли вы узнали о наречиях?

(- Нет, мы только начали с ними знакомиться.

Готовы узнать что – то ещё о наречии?

(- Да.)

III. Открытие новых знаний.

(работают в парах)

слева вправо

справа направо

изредка начерно

досыта засветло

дочиста запросто

Слова какой части речи записаны на доске?

Докажите.

Как они образованы?

Что объединяет все наречия, записанные в первом столбике?

Что объединяет все наречия, записанные во втором столбике?

На какой вопрос вам предстоит ответить?

Вы можете сейчас ответить на этот вопрос?

Какова же тема нашего урока?

Правописание гласных на конце наречий.

(Наречия. Образованы приставочно – суффиксальным способом. В состав наречий входит суффикс –о. В состав наречий входит суффикс – а. В каких случаях на конце наречий пишется буква «О», а в каких буква «а». Правила написания гласных на конце наречий.)

Попробуем сформулировать цель урока:

    Познакомить с правописанием … (наречий с приставками)

    Узнать, в каких случаях пишется … (суффикс –о, а в каких случаях суффикс – а)

    Учиться правильно писать гласные на конце наречий с … (приставками)

Сегодня на уроке вы побываете в роли исследователей

Работа предстоит сложная. У нас всё получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и ответственно относиться к выполняемой работе.

Какие у вас есть предположения?

(В наречиях с приставками: в- на- за- пишется буква – о, а с приставками: из- до- с- пишется буква – а.

Как проверить верно ли ваше предположение?

IV. Первичное закрепление нового знания.

    Выполнение упражнения под руководством учителя.

(Проговаривается правило)

Издавна, сначала, дочерна, затемно, задолго.

    Уч. стр. 68 Упр. 1.

Работа в паре. От чего зависит правописание гласных О А на конце наречий.

(Выделите приставки)

Проверка по эталону на доске

изредка запросто

засветло начерно

досыта вправо

заново снова

    Уч. стр. 68 Упр. 2 (дополнительно)

(Записываем, продолжая столбики)

Затемно, издавна, сначала, досыта, задолго, дочерна, запросто

    Уч. стр. 68 Упр. 3

Насухо, досуха, дочиста, начисто, слева, налево, справа, направо

Кто не допустил ошибок, поставьте «+» (на полях)

Кто немного сомневался, « - / +»

Кто допустил ошибки « ? » (нужно ещё потренироваться)

V. Физкультминутка.

Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись – вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись.

Назовите наречия, которые помогли вам отдохнуть.

VI. Закрепление нового материала.

Мы живем недалеко.
Нас найти совсем легко.
Сперва направо вы пойдете,
Потом налево повернете,
И прямо тут же за углом
Семиэтажный будет дом.
Но только мы живем не в нем:
(И. Иртеньев)

Выписать наречия, объяснить орфограммы.

(недалеко, легко, сперва, направо, налево, прямо,)

Творческая работа

Представьте себе: вы приглашаете к себе в гости друзей. Запишите 2-3 предложения, объясняя им, как найти ваш дом. Кроме наречий, которые встречаются в стихотворении И. Иртеньева, можете использовать следующие: справ-, слев-, рядом, напротив, поблизости, впереди, сначал-. Постарайтесь точнее передать адрес. М Горький писал о наречии: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной. образной, выразительной»

VII. Самостоятельная работа.

Проговорите пропущенные орфограммы и запишите текст:

В лесу еще свеж… и сыр… от утренней росы. Мокрые ветки то слев…, то справ… ложатся на плечи. Снача… нужно повернуть направ…, и через двадцать шагов будет родник. Но нужн… быть внимательным: здесь водятся гадюки. Правда, людей они не трогают, боятся. Но ногой лучш… на неё не наступать. Интереснее издалек… наблюдать, как изредк… поглядывает на тебя серо-зелёная гадючка. Угрожающ… прошипит что-то на своём гадючьем языке и быстр: скроется в зарослях.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок подошёл к концу.

С каким орфографическим правилом вы сегодня на уроке познакомились?

Какой вывод вы сделали?

Где можно использовать эти знания?

Выполните тестовые задания, проверьте правильность выполнения по эталону.

Выполнение теста

1. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «а»

а) занов…, насух…
б) досыта, слева
в) справ…, влев…
г) издалек…, запрост…

2. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «о»

а) задолг…, сначал…
б) начерн…, дочист…
в) засветло, направо
г) издавн…, слев…

3. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «о»

а) изредк…, начист…
б) ещ…, дотл…
в) свежо, задолго
г) горяч…, снов…

Проверка по эталону.
Самооценка.

IX. Итог урока

А сейчас узнаем не зря ли мы провели время на уроке.

Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку…

На уроке мне было… ,
потому что….

Особенно

хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала,

сегодня, правильно, когда-нибудь, навечно, навсегда, отлично, бесполезно

X. Домашнее задание:

уч. стр.68, правило наизусть

выписать из словарика наречия

составьте стихотворение на рифму

далеко … глубоко

весело … высоко

Спасибо за урок.

Гласные а и о на конце наречий

Наречия с приставками в-, за-, на-, имеют на конце букву о , а наречия такого же происхождения с приставками до-, из-, с- имеют на конце букву а . Например: вправо, засветло, накрепко; досыта, изредка, снова .

Такие наречия образованы от прилагательных приставочно-суффиксальным способом, и их нужно отличать от наречий, имеющих такие же приставки, но образованных суффиксальным способом: изустно (изустный), дословно (дословный), исправно (исправный) .

Наречия на шипящую

На конце наречий после шипящих пишется ь.

Например: наотмашь, настежь, прочь. Исключения: уж, замуж, невтерпеж .

Всего в русском языке существует 9 наречий на это правило : настежь, напрочь, сплошь, прочь, невмочь, наотмашь, навзничь, вскачь, точь-в-точь. Можете просто выучить эти слова. Но если добавится какое-то новое слово с шипящим на конце, оно должно будет писаться по приведённому правилу.

Не и ни в местоименных отрицательных наречиях

В отрицательных наречиях под ударением пишется не , без ударения - ни, в обоих случаях это приставки и пишутся они слитно: негде, нигде, некуда, никуда, некогда, никогда, неоткуда, ниоткуда, никак, нисколько, нипочем, незачем (бесцельно); также нимало, ничуть.

Например: не"когда заниматься пустяками – никогда" не занимался пустяками; летом не"где было играть – дети нигде" не играли; не"откуда ждать известий – ниотку"да не приходили известия. Смотри также Употребление частицы НЕ и Употребление частицы НИ

Буквы н и нн в наречиях

Слитное написание наречий

1. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов с наречием, например: донельзя, навсегда, насквозь, позавчера, извне, навряд ли, послезавтра .

Примечание 1. От таких наречий следует отличать раздельно пишущиеся сочетания предлогов с неизменяемыми словами, употребляемыми в этих случаях в значении существительных. Ср.: Назавтра больной почувствовал себя лучше (почувствовал когда?, в значении наречия). - Заседание назначено на завтра (назначено на какое время? на когда?, в значении существительного).

2. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными, например: вдвое, втрое, вчетверо, надвое (но: по двое), натрое (но: по трое, также по одному ).

3. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов с краткими прилагательными, например: влево, задолго, намертво, докрасна, издавна, справа, подолгу, попусту, неподалеку .

Примечание. Различается слитное написание некоторых наречий этого типа и раздельное написание предложно-именных сочетаний. Ср.: Народу помногу ежедневно здесь бывает. - Он не бывает здесь по многу месяцев (наличие управляемого слова).

4. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными и местоимениями, например: вплотную (подойти), врассыпную (броситься), вручную (сделать), вслепую (бродить), втёмную (играть), вчистую (получить отставку), вничью (сыграть), вовсю (размахнуться), напропалую, наудалую, наверное, впервые.

Примечание. Пишутся раздельно наречия этого типа, составленные из предлога в и прилагательного, начинающегося с гласной, например: в открытую, в общем .

5. Слитно пишутся наречия, образованные соединением предлогов с существительными, например: вперед, сбоку, подчас, воочию, встарь, взапуски, наугад, вдобавок, наоборот, поневоле, всмятку, вприсядку .

К наречиям этого типа принадлежат:

а) Слова с различными наречными значениями, имеющие в своем составе такие существительные или такие именные формы, которые в современном литературном языке не употребляются: вблизи, вдоволь, вдогонку, вдребезги, взаймы, взамен, взаперти, взапуски, взасос, взашей, вкось, вкривь, внаймы, внутри, внутрь, воочию, восвояси, вперевалку, вперегонки, впереди, вперемежку, вперемешку, вплавь, вповалку, впопыхах, вприглядку, впроголодь, впросак, впросонках, вразвалку, врасплох, врозь, всерьез, вскачь, вскользь, всмятку, встарь, втихомолку, второпях, втридорога, вчуже, дотла, замуж (от старой формы вин. пад.), запанибрата, изнутри, искони, исповедь, исподлобья, исподтишка, испокон, ucnoлу, исстари, набекрень, наперекор, навзничь, навзрыд, навыворот, назади, наземь, наизусть, наискосок, наискось, наобум, наотмашь, наперегонки, наперекор, наперерез, наперечет, наповал, напрямик, нарасхват, наружу, насмарку, настежь, настороже, натощак, наугад, наутек, начеку, наяву, невдомек, невзначай, невмоготу, невпопад, оземь, поделом, позади, понаслышке, пooдаль, поперек, пополам, пополудни, сдуру, сзади, снаружи, спозаранку, спросонок, спросонья, чересчур и т. п .

б) Слова с различными наречными значениями, если между предлогом (приставкой) и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определяющее прилагательное, местоимение, числительное или если к существительному не может быть поставлен падежный вопрос: вдобавок, вброд, влет, вволю, вволюшку (наесться), взатяжку (курить), вконец (измучиться), вместе, вмиг, внакидку (носить пальто), внакладе, вновь, воистину, вокруг, вослед, вперебой, вперегиб, вплоть, впору (костюм), вовремя (приехать), впоследствии, вполовину, вправду, вправе (поступить так), впрок, вразбивку, вразброд, вразнобой, вразрез, вразрядку, врастяжку, вряд ли, вскорости, вслух, всухомятку, втайне, въявь, задаром, замужем, зараз, кряду, кстати, набок (надеть шляпу), навстречу, навыкат, навылет, навынос, навыпуск, навырез, навытяжку, наголову (разбить), назло, назубок (выучить), наизнанку, накануне, наконец, налицо, наоборот, наотрез, наперебой, наперевес, наполовину, наперерыв, наперехват, напоказ, напоследок, например, напрокат, напролет, напролом, нараспашку, нараспев, наряду, насилу, насмерть (стоять; но: не на жизнь, а на смерть), наудачу, наутро (вернуться), начистоту, невмочь, обок (жить), отроду, отчасти, побоку, подряд, подчас, поневоле, поодиночке, поутру, сбоку, слишком, сплеча (рубить), сразу, сроду, сряду .

Примечание 1 . Многие из указанных слов в зависимости от контекста (наличия пояснительных слов) и значения выступают в качестве сочетания предлога с существительным и пишутся раздельно. Ср.: перейти вброд - вступить в брод; быть вправду (на самом деле) счастливым - верить в правду; вправе действовать именно так - не сомневаться в праве поступать так; разбить наголову - надеть на голову; действовать втайне (тайно) - хранить в тайне (в секрете); выучить назубок - подарить на зубок; сделать назло - жаловаться на зло и несправедливость; говорить врастяжку (растягивая слова) - отдать сапоги в растяжку (ср.: в повторную растяжку), склониться набок - повернуться на бок (ср.: на правый бок), сбоку припека - с боку на бок; жить обок - жить бок о бок; стоять насмерть - идти на смерть; вернуться наутро (утром) - перенести на утро; не видеть отроду - тридцать лет от роду; слишком много - три метра с лишком; вразрез с чужим мнением - попасть в разрез на руке.

в) Слова с пространственным и временным значением, имеющие в своем составе существительные верх, низ, перед, зад, высь, даль, век, начало, несмотря на возможность постановки перед некоторыми из них определяющего слова: вверх, вверху, кверху, доверху, наверх, сверху; вниз, внизу, книзу, донизу, снизу; вперед, наперед; назад; ввысь; вдаль, вдали, издали; ввек, вовек, вовеки, навек, навеки; вначале, сначала; но при наличии пояснительных слов к соответствующим существительным указанные слова пишутся раздельно, например: на верх горы, в высь поднебесную, в даль степей, в дали голубой, во веки веков, на веки вечные, в начале жизни, с начала учебного года .

Примечание 1 . Возможность вставки определяющего слова (ср.: вверх - в самый верх) не обозначает их раздельного написания. Раздельно эти слова пишутся только при наличии в самом предложении пояснительного слова к указанным существительным или по смыслу контекста, например: к низу платья, в глубь океана, в даль туманную, в начале осени, во веки веков, на веки вечные, повторить урок с начала (т.е. «от начала», а не «сперва» ). Ср.: Науку изучают с азов, дружбу берегут с начала (пословица). Но: Нужно начать все сначала (в значении «заново, опять, еще раз»).

Примечание 2. Многие из приведенных в данном пункте слов могут употребляться в функции предлогов при управляемом существительном, и в этих случаях сохраняется слитное написание, например: Внизу двери виден был свет (т.е. свет шел из-под двери, а не освещал низ двери). Вверху письма стояла дата (воспринимается значение наречного предлога, а не предметное значение «верх письма»). Ср. также: быть наверху блаженства, чувствовать себя наверху благополучия (с переносным значением слова наверху), остановиться посередине дороги и т.д.

6. Слитно пишутся многие наречия профессионального характера и разговорного стиля с приставкой в- и конечным слогом -ку, например: вдогонку, взатяжку, внакатку, внакидку, внакладку, вперебежку, вперебивку, вперевалку, вперевертку, вперегонку, вперемежку, вперемешку, вповалку, вподборку, впригвоздку, впригибку, вприглядку, впридрайку, вприжимку, вприкатку, вприклейку, вприключку, вприковку, вприкормку, вприкрышку, вприкуску, вприпрыжку, вприрезку, вприскочку, впристружку, вприсядку, впритворку, впритирку, впритычку, вприхватку, вприхлебку, вприхрустку, вприщурку, вразбивку, вразброску, вразвалку, вразмашку, вразрядку, враскачку, враскрутку, враструску .

Пишутся раздельно: в насмешку, в рассрочку ; также в диковинку (другого образования) и разные сочетания, в которых существительное начинается с гласной буквы (в обтяжку и др.).

Дефисное написание наречий

1. Пишутся через дефис наречия с приставкой по- оканчивающиеся на -ому, -ему, -ки, -ни, -ьи, например: работать по-новому, пусть будет по-вашему, советовать по-дружески, говорить по-французски, хитрить по-лисьи; по-видимому, пo-пустому, по-прежнему, а также пo-латыни.

Примечание 1. Приставка по- пишется слитно, если в состав наречия входит краткое прилагательное на у (подолгу, помаленьку), с суффиксом -еньку, -оньку (помаленьку, потихоньку) или сравнительная степень (побольше, почаще).

Примечание 2. В наречиях с приставкой по-, образованных от сложных прилагательных с дефисным написанием, дефис пишется только после приставки, например: по-социалдемократически, по-унтерофицерски.

Постарайтесь не перепутать наречие и прилагательное. Сравните: оделся по-осеннему. По осеннему льду ходить опасно.

2. Пишутся через дефис наречия на -ых, -их с приставкой в- (во-), образованные от порядковых числительных, например: во-первых, в-четвертых, в-седьмых, в-последних (последнее написание – по аналогии с такими, как предыдущие).

3. Пишутся через дефис неопределенные наречия с частицами -то, -либо, -нибудь, кое-, -таки, например: когда-то, откуда-либо, как-нибудь, кое-где, все-таки .

4. Пишутся через дефис наречия, образованные повторением того же самого слова или той же основы, а также сочетанием двух синонимических или связанных по ассоциации слов.

Вот наиболее полный список этих слов:

шиворот-навыворот, полным-полно, светлым-светло, любо-дорого, волей-неволей, сильно-сильно, всего-навсего, худо-бедно, мало-мальски, давным-давно, точь-в-точь, еле-еле, едва-едва, крест-накрест, подобру-поздорову, как-никак, чуть-чуть, туго-натуго, мало-помалу, не сегодня-завтра, шито-крыто, с бухты-барахты, тихо-смирно

5. Пишется через дефис технический термин на-гора .

Раздельное написание наречных сочетаний

1. Раздельно пишутся наречные выражения, состоящие из двух повторяющихся существительных с предлогом между ними: бок о бок, с глазу на глаз (по аналогии: один на один).

2. Раздельно пишутся наречные выражения с усилительным значением, образованные сочетанием двух одинаковых существительных, из которых одно стоит в именительном падеже, другое - в творительном, например: дело делом, честь честью, чудак чудаком .

3. Раздельно пишутся употребленные в наречном значении сочетания имен существительных с предлогами:

  • без: без ведома, без запроса, без обиняков, без оглядки, без отказа, без просвета, без просыпу, без разбору, без спросу, без толку, без удержу, без умолку, без устали;
  • в: в дым, в лоск, в стельку (пьяный), в подбор, в придачу, в складчину, в старину, в стык, в тупик, в тупике;
  • до: до зарезу, до отвала, до отказа, до смерти, до упаду ;
  • за: за полночь ;
  • на: на бегу, на весу, на виду, на лету, на скаку, на ходу; на вес, на вид, на вкус, на глаз, на глазок, на грех, на диво, на зависть, на ощупь, на редкость, на славу, на смех;
  • от: от силы (три килограмма и т.п.);
  • по: по старинке;
  • под: под стать, под уклон, под хмельком, под шумок;
  • с: с ведома, с кондачка, с маху, с наскока, с панталыку (сбиться), с разбегу, с разгона, с размаху, с ходу.

Так же пишутся наречные сочетания предлогов в и на с существительными во множественном числе, обозначающие местонахождение, время, состояние (физическое и душевное): в головах, в ногах, на днях, на радостях, на рысях, на сносях, на часах (стоять).

Раздельно пишутся сочетания предлога на с неизменяемыми частями речи (частицами, междометиями), если они выступают в функции наречий: на авось, на нет (свести на нет), на ура, на фуфу .

4. Пишутся раздельно наречные сочетания, состоящие из предлога в и существительных, начинающихся с гласной буквы: в обмен, в обрез, в обхват, в упор, в одиночку, в открытую .

5. Пишутся раздельно употребленные в роли наречия сочетания имен существительных с различными предлогами, если существительное в определенном значении сохранило хотя бы некоторые падежные формы.

Например: в насмешку, с насмешкой; за границу, за границей, из-за границы (но: торговля с заграницей - от существительного заграница), на дом, на дому; на карачки, на карачках; на корточки, на корточках; на цыпочки, на цыпочках; на запятки, на запятках; на поруки, на поруках; на память, по памяти; на руку, не с руки; на совесть, по совести; под мышку, под мышкой, под мышки, под мышками, из-под мышек (но: подмышки); под спуд, под спудом.

То же, если существительное употреблено в переносном значении, например: крикнуть в сердцах (в гневе), ругать за глаза (заочно) .

6. Раздельно пишутся сочетания отрицаний не и ни с предложными формами существительных, например: не в меру, не в зачет, не под силу, не по вкусу, не к добру, ни на йоту, ни за грош, не к спеху .

В случаях затруднений в правописании наречий, образованных соединением предлога с именами существительными, следует обращаться к орфографическому словарю.

В курсе «Орфография по правилам» вы найдёте интерактивные упражнения на правописание наречий. >>>

Наречия с приставками е-, за-, на-, образованные от кратких прилагательных, имеют на конце букву о (влево, засветло, намертво ), наречия такого же происхождения с приставками до-, из-, с- имеют на конце букву а (докрасна, издавна, справа).

Наречия на шипящую

На конце наречий после шипящих пишется буква ь, например: настежь, навзничь, наотмашь.

Исключения: замуж, невтерпёж, уж.

Отрицательные наречия

В отрицательных наречиях под ударением пишется не, без ударения - ни (в обоих случаях написание слитное), например: некогда отдыхать - никогда не болел, негде гулять - нигде не работал, неоткуда ждать писем - ниоткуда не приходили известия.

Слитное написание наречий

Трудности в написании наречий чаще всего связаны с тем, что эта часть речи почти непрерывно пополняется словами из других частей речи, причем не всегда можно установить, закончился ли уже этот переход или какое-нибудь сочетание предлога с существительным находится на полпути к превращению в наречие. Поэтому при употреблении наречий приходится часто обращаться к орфографическим справочникам.

Можно говорить о трех типах написания наречий (включая сюда и близкие к наречиям по значению и по синтаксической роли выражения): слитном, дефисном и раздельном.

1. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов-приставок с наречиями, например: доныне, донельзя, навсегда, послезавтра. От этих слов следует отличать раздельно пишущиеся сочетания предлогов с неизменяемыми словами, употребляемыми в этих случаях в значении существительных; ср.: Назавтра погода переменилась (т.е. на следующий день, в значении наречия). - Отъезд назначен на завтра (т.е. на завтрашний день, в значении существительного).

П р и м е ч а н и е. О правописании местоименных наречий (зачем, отчего, почему и др.) см. § 61, п. 4.

  • 2. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов- приставок в- и на- с собирательными числительными, например: вдвое, надвое (но: по двое).
  • 3. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов- приставок с краткими прилагательными, например: вправо, запросто, начисто, досыта, изредка, сызнова (см. § 53), подолгу, попусту, неподалеку, вкратце", ср.: народу помногу (много) на выставке бывает - не встречаться по многу месяцев.
  • 4. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов- приставок с полными прилагательными и местоимениями, например:

броситься врассыпную, пилить вручную, искать вслепую, идти наудалую, играть втемную, подойти вплотную, результат вничью. Но если имя прилагательное начинается с гласной, то предлог в пишется отдельно: в открытую (см. § 58, и. 4).

5. Пишутся слитно наречия, имеющие в своем составе такие существительные или такие именные формы, которые в современном литературном языке не употребляются, например: вдоволь, взаперти, всмятку, втихомолку, дотла, изнутри, наземь, наискось, наспех, натощак, наугад, наяву, невзначай, невпопад, поодаль, поперек, пополам, пополудни, сзади, снаружи, спозаранку, спросонок, чересчур и др.

Примечание. Некоторые из подобных наречий включают в свой состав имена существительные, которые в словарях отмечаются ещё как самостоятельные слова, но которые употребляются весьма редко, иногда в условиях специального контекста, например: вблизи (ср.: очки для дали и для близи), исстари (ср.: о чудесах вещает старь).

6. Пишутся слитно наречия, если между предлогом-приставкой и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определение (прилагательное, числительное, местоимение) или если к существительному не может быть поставлен падежный вопрос, например: вдобавок, вместе, вмиг, вновь, вокруг, вослед, вплоть, вовремя, впоследствии, вполовину, вправду, вразрез, вскорости, вслух, замужем, навстречу, назло, наизнанку, накануне, налицо, наоборот, наотрез, наперебой, наполовину, напоказ, напоследок, например, напрокат, напролет, наряду, насилу, наудачу, начистоту, отчасти, подряд, подчас, поневоле, поутру, сбоку, сразу, тотчас и др.

Примечание 1. Многие из указанных наречий в зависимости от контекста (наличия пояснительных слов) и значения выступают в качестве сочетания предлога с существительным и пишутся раздельно; ср.: сделать вмиг (мигом) - струсить в миг опасности, быть вправду довольным (на самом деле) - верить в правду, вразрез с чужим мнением - в разрез на руке попала соль, вернуться вскорости (скоро) - выигрыш в скорости, идти навстречу друзьям - любоваться на встречу друзей, сделать назло - обрушиться на зло и несправедливость, надеть шляпу набок (боком) - повернуться на бок (ср. на правый бок), испугаться насмерть - идти на смерть, вернуться наутро (утром) -отложить на утро, костюм впору (по мерке) - приехать в пору (вовремя) и т.п.

Примечание 2. В рассматриваемую и в предыдущую (см. и. 5) группы входят также многие наречия в значительной части терминологического и профессионального характера, с приставкой в- и конечным слогом -ку, в большинстве своем они пишутся слитно, но есть и случаи раздельного написания. Пишутся слитно: вдогонку, вперемежку, вперемешку, вприкуску, вприпрыжку и др.

Пишутся раздельно: в насмешку, в рассрочку, также в диковинку (другого образования) и разные по происхождению сочетания, в которых существительное начинается с гласной буквы: в обнимку, в одиночку (см. § 58, и. 4).

7. Пишутся слитно наречия с пространственным и временным значением, имеющие в своем составе существительные верх, низ, перед, зад, высь, даль, глубь, ширь, начало, конец, век, хотя перед некоторыми из них возможна постановка определяющего слова, например: вверх (ср. в самый верх), вверху, кверху, наверх, вниз, внизу, книзу, снизу, доверху, перед, назад, ввысь, вдаль, вдали, вглубь, вширь, вначале, сначала, вконец, наконец, ввек, навек, навеки, довеку и др. Раздельно эти слова пишутся только при наличии в самом предложении пояснительных слов к указанным существительным или по смыслу контекста, например: к низу дома, в глубь веков, в даль туманную, в начале лекции, на веки вечные, во веки веков, повторить правило с начала (т.е. «от начала») ср.: Все зависит от того, откуда рассматривать человеческую биографию - с начала или с конца (Л. Леонов).

Проанализируйте наречия в столбиках. В каком столбике наречия образованы суффиксальным способом, а в каком - приставочно-суффиксальным? При каком способе образования в наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква о , а при каком - буква а ?

Обратите внимание на то, что при суффиксальном способе у слова уже есть приставка, а при приставочно-суффиксальном приставка прибавляется.

268. Подберите однокоренные слова и антонимы.

Влево ←
Направо ←

Применяя данное правило, рассуждайте так:

  • доверительн.. - это наречие образовано от прилагательного доверительный с помощью суффикса ; пишу на конце букву о : доверительно ;
  • досух.. - это наречие образовано с помощью приставки до- и суффикса ; пишу на конце букву а : досуха ;
  • влев.. - в этом наречии есть приставка в- , поэтому пишу на конце суффикс : влево .

269. Заполните таблицу данными наречиями, обозначая в них условия выбора букв а и о . Обратите внимание на то, что буква о пишется на конце наречий с любыми приставками (в том числе с приставками из-, до-, с- ), а буква а- только на конце наречий с приставками из-, до-, с- (см. правило).

Слев.., досрочн.., созвучн.., изобильн.., доходчив.., издавн.., досух.., справ.., стеснительн.., дословн.., достаточн.., извилист.., исправн.., досыт.., доверительн.., сначал...

270. Запишите однокоренные наречия к данным в скобках прилагательным. Обозначьте изучаемую орфограмму (см. образец). Поставьте ударения в наречиях.

Из(давний); с(левый, новый); до(сытый, сухой); в(левый); на(правый, чистый); за(тёмный, светлый).

271. О или а ? Письменно объясните условия выбора этих букв (см. образец). Составьте предложения с тремя словосочетаниями.

Нак..рмить досыт(о, а), об..яснить доходчив(о, а), выр..стить занов(о, а), глядит испуганн(о, а), посм..треть искос(о, а), возвр..щаться затемн(о, а), распол..житься справ(о, а), выт..реть насух(о, а), снов(о, а) начинать, зап..реть наглух(о, а), вскрикнул сдавленн(о, а), взглянуть влев(о, а), изредк(о, а) прик..саться.

272. Назовите слова, с помощью которых в этом маленьком рассказе выражается отношение к персонажам и их действиям. Как вы понимаете последнюю реплику - гневный ответ женщины?

Собака ярос(?)но лаяла, пр..падая на передние лапы. Прямо перед ней, пр..жавшись к забору, сидел маленький вз..ерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выгл..нула женщина и поспешно выб..жала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

Как вам не стыдно!

А что стыдно? Мы н..чего не делали! - уд..вились мальчики.

Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

(В. Осеева)

273. Рассмотрите картину Е. Широкова «Друзья». Почему автор её так назвал? Каким настроением проникнуты оба персонажа? Какие жесты, выражение лица, поза мальчика говорят о том, что он огорчён? Что могло произойти до того момента, который изображён на картине? Напишите рассказ от имени мальчика (можно и от своего имени).

Возможное начало: У меня есть любимая собака... и т.д.

Рекомендуем почитать

Наверх