Политические партии и партийные системы. Типы партийных систем. Понятие партийной системы

Маркетинг 30.09.2019
Маркетинг

В современном мире существуют различные партийные системы. Чаще всего их делят по количественному признаку. Чем больше легальных партий в стране, тем больше взглядов и интересов представлено в различных органах власти.

Однопартийная система

Некоторые партийные системы включают в себя только одну партию. Как правило, в таком случае речь идет о государстве с авторитарным или тоталитарным типом власти. Однопартийная система подразумевает запрет на деятельность любых других политических организаций. Всем известны примеры нацистской Германии, Советского Союза или других коммунистических стран.

Если государство разрешает деятельность только одной партии, то оно неизбежно срастается с этой организацией. Отсутствует конкуренция в споре за власть. Решения принимаются только узкой группой чиновников, в то же время являющихся верхушкой правящей партии. Члены таких политических образований работают, соблюдая строгую дисциплину. Характерен пример многочисленных коммунистических стран, где не допускался даже малейший отход от принципов марксизма-ленинизма, социализма и т. д.

Номенклатурное государство

Любые партийные системы, существующие в строгих рамках, опираются на деятельность номенклатуры. Это класс чиновников и бюрократов, которых назначают на ключевые государственные должности согласно решениям руководства (например, Центрального Комитета и т. д.).

Партийные системы с правящей идеологией, как правило, строятся вокруг влиятельного лидера. Таким, например, был Владимир Ленин. Его публикации, статьи и выступления печатались миллионными тиражами и выпускались во всех типографиях Советского Союза. Образ вождя мирового пролетариата был жив даже после смерти самого Ленина и оставался двигателем советской идеологии на протяжении еще многих десятилетий.

Двухпартийность

Современные политические партии и партийные системы могут существовать в виде так называемого бипартизма, когда в стране есть две ведущие политические силы, борющиеся между собой за власть. Например, в Великобритании это консерваторы и лейбористы. В то же время подобный формат вовсе не означает, что другие политические организации находятся под запретом, как, например, при тоталитарном режиме. В уже упомянутом Соединенном Королевстве существуют национальные партии, однако они по традиции пользуются меньше популярностью, чем их более успешные конкуренты.

Если в стране есть два одинаково влиятельных движения, то в правительстве будет сохраняться баланс интересов. Такие политические партии и партийные системы не создают перекоса в управлении, когда государство может игнорировать необходимость назревшей реформы и т. д. Не появляется главенствующей идеологии. Даже если после очередных выборов торжествует определенный курс, он может остаться в прошлом после следующего голосования. В данном случае будущее страны определяет избиратель, который может проголосовать за другую крупную партию, предлагающую альтернативную нынешней политике программу.

Особенности бипартизма

Двухпартийные типы партийных систем имеют и свои недостатки. Они позволяют изменить политический курс страны, однако не допускают разрушения существующей избирательной системы в целом. Например, в США уже на протяжении многих поколений между собой стабильно борются демократы и республиканцы. Их положение монопольно – третьи силы не могут попасть в Сенат, не говоря уже о победе на выборах президента.

Подобные типы партийных систем во многом существуют за счет политической традиции, зародившейся в ходе развития история определенной страны. Например, в Великобритании существует строгая дисциплина, касающаяся голосования депутатов. Если член партии поддерживает программу, не принятую большинством, то его почти наверняка исключат из организации и заменят более лояльным новичком. А вот в США традиционно больше свободы. Там выборщики (или сенаторы) могут отойти от общепринятого курса. Это так называемая «мягкая» двухпартийность, в то время как британский вариант является «жестким».

«Две с половиной» партии

Есть и более подвижные политически системы. Таким, например, является формат «двух с половиной партий». Это система, при которой после выборов ни одна из политических сил не может получить парламентского или конституционного большинства, необходимого для принятия и изменения законов. Подобная ситуация может привести к параличу власти. Если оппоненты будут блокировать решения друг друга, то ни о каких реформах и улучшениях жизни в стране и речи быть не может.

Поэтому в случае с «двумя с половиной партиями» лидирующая организация идет на союз с третьей силой. Такая коалиция математически получает большинство в парламенте (или любом другом ведущем государственном органе), после чего у нее, наконец, появляется возможность воплощать в жизнь свои идеи.

Важность «третьей силы»

Конечно, союз двух сил (например, социалистов и социал-демократов) неизбежно ведет к взаимным уступкам, необходимым для обоюдной пользы. Так современные партии и партийные системы, во-первых, достигают взаимного компромисса, а во-вторых, поддерживают баланс интересов различных частей общества. Это мобильный и подвижный формат принятия решений.

В данном случае (как это ни странно) главной силой в стране является та самая третья партия, которая сама решает, кого из двух лидеров общественного мнения ей поддержать. Как правило, крупные оппоненты начинают торговаться, предлагая большие уступки своему потенциальному союзнику. Этим и хороши современные партийные системы – они меняются и не могут существовать в замороженном состоянии, как это бывает с однопартийной страной. Яркий пример варианта «двух с половиной» – это послевоенная Италия до 1994 года, а также Япония.

Многопартийность

Самой сложной и разносторонней, безусловно, является многопартийная система. Она характеризуется несколькими важными особенностями, которых не может быть в вышеописанных случаях. Во-первых, это регулярная смена элит. Во-вторых, публичность и состязательность политического процесса. В-третьих, в данном случае легче и быстрее всего возникнуть новой силе, которая бы представляла интересы определенной прослойки жителей страны.

Подобные партийные системы стран всего мира не позволяют ни одной партии заполучить абсолютное большинство голосов (больше 50 %), даже если она обогнала всех своих конкурентов. Такая ситуация всегда сопряжена с раздробленностью. И тем не менее в многопартийных странах (Бельгии, Дании, Нидерландах, Австрии) не возникает коллапса власти.

Почему так происходит? Сказывается тот факт, что эти европейские системы существуют уже на протяжении долгих лет. В них есть множество инструментов по предотвращению кризисов и неурядиц в правящих кругах. Здесь также прибегают к коалициям и союзам. Только они не носят такого определенного характера, как это бывает в случае с «двумя с половиной» партиями.

Недостатки раздробленности

Множественность фракций и движений может блокировать работу правительства. Особенно часто это происходит в молодых демократиях, где еще не сложились избирательные традиции и институты.

Например, партийная система в России в первые постсоветские годы была яркой иллюстрацией подобной политической анархии. Существовало огромное количество мелких движений. После очередных выборов они не могли договориться между собой – мешали исполнительной власти и друг другу. Некоторые решения не могли принять в течение нескольких лет, даже если ситуация требовала экстренных мер (экономических, социальных и т. д.).

Система блоков

В 60-70-е годы XX века сложилась блоковая разновидность многопартийной системы. Это особенный случай регулирования власти в государстве. Когда в стране начинается очередная избирательная кампания, политические партии всех направлений делятся на два блока. Например, это могут быть правые и левые. Несколько партий в одном блоке договариваются по определенным пунктам своей повестки, хотя по-прежнему остаются независимыми друг от друга.

Такой подход важен именно тем, что избиратель заранее знает о предлагаемом раскладе сил. В случае с «классической» многопартийностью союзы и коалиции возникают уже после выборов, когда парламент уже выбран, а движениям остается договариваться, имея то количество мест, какое было получено после выборов.

Особенности

Характерно, что понятие партийной системы в странах с несколькими национальностями сильно отличается от того, которое присуще государствам с этнически однородным населением. Конфликты на почве языка в современном мире регулируются как раз с помощью легальных политических инструментов.

Другим важным обобщающим признаком многопартийности является проведение второго тура выборов. Эта система голосования используется во многих странах, где из множества кандидатов (например, на президентский пост) ни один не может набрать больше 50 % голосов. В таком случае два претендента, получившие наибольшую поддержку избирателей, во втором туре определяют победителя. При этом важно помнить, что эти кандидаты выдвигаются от партий, а беспартийные, как правило, остаются в стороне от интереса избирателей.

Преимущества

Многопартийность - это самый эффективный инструмент саморегулирования гражданского общества. Наличие конкуренции заставляет политиков внимательно относиться к своим обещаниям. В таком случае элита и все общество в целом несут ответственность за происходящее в стране. Даже если сформированное правительство состоит из нескольких партий, в странах с испытанными институтами власти эта ситуация приводит к взаимосвязанности разных блоков и коалиций.

Гибкая политическая система показывает свою исключительную пользу в периоды кризисов. Например, в стране нарастает социальное напряжение, связанное с ущемлением прав и интересов определенного класса. Какая партийная система поможет выбраться из этого тупика, если не многопартийная?

В таком случае ситуация может разрядиться уже до выборов. Политики, желающие сохранить свои должности после очередного голосования, идут навстречу избирателям. Если они этого не делают, то на их место приходят другие люди, выражающие интересы недовольного большинства.

Маневренность многопартийности также заключается в том, что в этой системе проще всего создать и развить новую партию. В странах с другим укладом, где лидирующее положение занимает одна идеология, сделать это почти невозможно. Не менее сложно этого достичь и в государствах с двухпартийной системой, где избирательный процесс заключен в определенные рамки (республиканцы против демократов, консерваторы против лейбористов и т. д.).

Партийная система - это совокупность устойчивых связей и отношений между партиями, участвующими в осуществлении политической власти.

Типы партийных систем выделяются по различным основаниям.

По характеру политического режима (демократические, авторитарные и тоталитарные); по степени устойчивости самих партий и отношений между ними (стабильные и переходные), по характеру межпартийных отношений (соревновательные и неконкурентные). Наиболее популярной является типология по количеству партий, участвующих во власти. На этом основании партийные системы делятся на беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные.

Беспартийные системы сегодня существуют примерно в 20 странах (таких как Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Оман). Причинами отсутствия партий могут быть:

Отсутствие социальных предпосылок для возникновения партий (Бутан);
- теократия в стране, отсутствие светской политики (Ватикан);
- запрещение партий (Гана, Гвинея, Иордания).

Двухпартийные системы (Великобритания, США, Барбадос, Белиз) характеризуются наличием в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному осуществлению власти. В случае победы одной из них на выборах вторая становится оппозиционной, но имеет все шансы сменить ее в качестве правящей партии в результате очередных выборов. На периферии политической жизни в такой партийной системе могут существовать и другие маловлиятельные партии, но шансы их прихода к власти незначительны.

В многопартийных системах ни одна из партий, как правило, не завоевывает поддержки абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства в них чаще всего бывают коалиционными. Многопартийные системы являются наиболее распространенными в мире (Украина, Болгария, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Сербия, Черногория и др.). В условиях многопартийности правительство, как правило, является коалиционным. Это делает возможной ситуацию, когда потерпевшая поражение на выборах партия остается в правительстве лишь потому, что является удобным партнером по коалиции.

В зависимости от распределения влияния между партиями выделяются различные подвиды многопартийных систем.

1. Неполяризованная система (система многопартийной раздробленности) требует от партий создания коалиций или объединения партий, имеющих близкие платформы. Классическими образцами такой системы стали страны Северной Европы (Дания, Бельгия, Нидерланды, Финляндия). Как временное явление такая система нередко возникает в условиях демократического перехода (постфранкистская Испания).

2. Поляризованная (двухблоковая система) - объединение партий в блоки требуется для получения шансов на победу в выборах (Италия, Франция, ФРГ).

3. Система доминирующей партии (уклад доминации) схожа с однопартийной системой, но отличается тем, что в ней: а) сохраняется возможность оппозиции критиковать правящую партию; б) в отношениях между правящей партией и оппозицией сохраняется соревновательность; в) доминирующая партия не сливается с государством (исполнительная власть находится под контролем высшего органа законодательной власти, в котором присутствует оппозиция). Примеры доминирующих партий в многопартийных системах - Либерально-демократическая партия Японии в период с 1955 по 1993 гг., Социал-демократическая рабочая партия Швеции 1932-1976 гг.

Однопартийные системы характеризуются тем, что в них только одна партия способна обеспечить выработку и осуществление государственной политики. Такие системы свойственны, в основном, странам с авторитарными (Куба, Китай) и тоталитарными режимами (СССР, нацистская Германия, фашистская Италия). Как правило, они возникают после военных переворотов, революций, когда новая правящая группа отменяет многопартийность и создает структуру для собственной опоры в народе. Такая партия провозглашает себя выразителем интересов всего населения, а на практике обеспечивает лояльность граждан, а иногда и присутствие государства во всех сферах общественной жизни. Сегодня однопартийные системы сохранились в таких странах, как Северная Корея, Вьетнам, Китай, до недавнего времени - Заир, Кения, Кот Д"Ивуар и др.

В зависимости от положения партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих партий складывается партийная система. Выбор партийной системы обусловлен уровнем политической и правовой культуры граждан, историческими традициями, этническим составом населения, конфессиональным спектром и расстановкой классовых сил. Правовой основой партийных систем являются конституция, избирательные законы, законодательство об общественных объединениях (ассоциациях) и политических партиях конкретной страны.

Партийная система - это система взаимоотношений политических партий между собой, с государством, с другими элементами политической системы и гражданами. Специфика партийных систем во многом определяется количеством партий, которые существуют и реально влияют на функционирование институтов государственной власти.

Одной из первых появилась традиционная буржуазно-демократическая партийная система , сформировавшаяся в Западной Европе и Северной Америке в XIX в. Деятельность ее подчинена следующим правилам:

  • - в обществе идет легальная борьба за власть;
  • - власть осуществляет партия или группа партий, которые обеспечивают себе поддержку парламентского большинства;
  • - постоянно существует легальная оппозиция, в том числе в парламенте;
  • - между политическими объединениями внутри партийной системы существует согласие (некий консенсус, от лат. consensus - согласие, единодушие) относительно соблюдения ранее установленных "правил игры".

В XX веке в результате кризиса демократических и авторитарных систем управления возникла социалистическая партийная система, характеризующаяся следующими параметрами:

  • - действует, как правило, одна легальная правящая партия (в редких случаях могут сосуществовать несколько других политических организаций - "демократических", "союзнических" при безусловной гегемонии правящей коммунистической партии);
  • - правящая партия руководит государством на всех уровнях управленческого аппарата и находится в привилегированном положении.

Авторитарная партийная система существует при таком типе правления, который является промежуточным. Здесь доминирующим фактором выступает государство, а не партия, которая играет отнюдь не главную роль в процессе осуществления власти и принятии решений. При этом допускается существование других партий.

Другая типология партийных систем основана на количественном критерии: многопартийная система, система фиксированного на основе закона числа партий, двухпартийная система, однопартийная система.

При классической многопартийной системе в избирательной борьбе участвует большое количество (всегда более двух) политических партий, и все они могут принимать участие в формировании правительства (Италия, Бельгия, Дания и т.д.). Поэтому в этих странах по итогам парламентских выборов обычно создаются коалиционные правительства, в которых участвуют представители из числа наиболее влиятельных трех-четырех или даже пяти партий. Некоторые влиятельные партии не участвуют в формировании правительства, представляя собой крупнейшие оппозиционные партии, оказывающие благодаря этому воздействие на выработку и проведение государственной политики (Бразилия с 1979 г. по настоящее время).

Выделяют многопартийные системы с одной доминирующей партией, когда в парламенте преобладает одна партия, формирующая правительство. Другие существующие в стране партии выступают как сотрудничающие или оппозиционные. Многопартийная система с одной доминирующей партией не предполагает законодательного закрепления монопольного господства доминирующей партии. Такую разновидность многопартийной системы зачастую называют "латиноамериканской моделью" из-за длительного ее использования в странах Центральной и Южной Америки. Наиболее показательный пример - Мексика, где президентом на протяжении 70 лет (с 1930 г. по 2000 г.) регулярно избирался представитель Институционно-революционной партии. И только в 2000 г. на президентских выборах смог победить кандидат от Национальной партии действия (создана в 1939 г.). Случаи таких систем не редки и в других частях света: Италия со второй половины 40-х гг. XX в. до 1963 г., где господствующей была Христианско-демократическая партия; Япония, где с середины 50-х гг. XX в. у власти стоит Либерально-демократическая партия; Швеция, где практически без перерывов с 1932 г. правительство формирует Социал-демократическая рабочая партия.

Система фиксированного законом числа партий имеет место в ряде развивающихся стран, где разрешается деятельность только тех партий, которые упомянуты в законе (например, двухпартийности в ряде государств Тропической Африки). В последней трети XX в. цель подобной системы - обеспечить приоритет сложившейся партийно-политической элите, а также рационализировать работу парламента и правительства в условиях большого разброса социальных интересов.

Своеобразие двухпартийной системы состоит в том, что при наличии множества партий реально претендуют на власть и попеременно формируют правительство лишь две из них. Одна партия правит, а другая, находясь в оппозиции, критикует ее, после чего в результате выборов они постоянно меняются местами. Мелкие партии могут иметь небольшое представительство в парламенте, выдвигать кандидатов в мэры городов и региональные органы власти (Великобритания). Тогда как в США только Республиканская и Демократическая партии были представлены в конгрессе за его более чем 200-летнюю историю.

Применение двухпартийной системы обеспечивает главным образом стабильность власти и очень высокую степень управляемости всеми процессами. При многопартийной системе органам власти приходится считаться с необходимостью согласования политических и экономических интересов многих активных политических акторов и групп. Кроме того, многопартийная система также предполагает необходимость учета интересов контрэлиты и населения в равной степени.

Однопартийные системы характерны для стран с недемократическими режимами, где легальный статус и право формировать правительство предоставляется одной, фактически государственной партии, пришедшей к власти революционным путем. При этом может сохраняться видимость многопартийности, которая сводится на нет закреплением в конституции ведущей роли одной партии (Куба на первом этапе социалистического развития, КНР, КНДР), т.е. недопустимостью реальной оппозиции.

В двух десятках зарубежных стран легальные политические партии отсутствуют - это преимущественно развивающиеся афро-азиатские государства (например, Саудовская Аравия, Бруней).

Функции и структура политических партий

Партии, будучи необходимым компонентом общественно-политической жизни, в современных обществах выполняют следующие функции:

  • o представительская - выражение интересов определенных групп населения (иногда на одинаковые социальные слои ориентируется несколько политических партий);
  • o социализаторская - вовлечение части населения в число своих членов или сторонников;
  • o идеологическая - разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы и ее пропаганда;
  • o коммуникативная - поддержание устойчивых связей, в том числе и обратной связи между правящими кругами, институтами публичной власти и населением, избирателями. Партийные организации ориентируются и в определенной мере воздействуют на общественное мнение;
  • o собственно организационно-политическая - участие в борьбе за власть (подбор, выдвижение кадров и обеспечение условий их деятельности).

Поэтому под функциями политических партий следует понимать основные направления их деятельности, обусловленные стоящими перед ними целями и задачами.

Юридическим признаком политических партий является их признание в качестве одного из видов общественных объединений, специфическая задача которых - участие в формировании институтов государственной власти, органов регионального местного управления. Например, согласно закону ФРГ о политических партиях 1967 г. (в последней редакции) объединение утрачивает правовое положение партии, если оно в течение шести лет не участвует в выборах Бундестага или одного из ландтагов путем выдвижения своих кандидатов.

Партия организуется по инициативе учредителей (физические и юридические лица) и может начать легальную деятельность после регистрации ее устава в соответствующих государственных органах.

Цели и задачи партий формируются в их программах и уставах, к которым законодатель может предъявлять особые требования.

Структуру политических партий составляет партийный аппарат и рядовые члены. Партии, как правило, не однородны и имеют внутри себя фракции - группы, выдвигающие программы, несколько отличные от общей, основной партийной программы, и выражающие особые интересы. Существование в партии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей. Однако по некоторым параметрам фракционность ослабляет партию, разрушает ее организационное единство, чем нередко пользуются политические конкуренты.

Взаимосвязь партий и других институтов власти создает различные партийные системы.

Партийная система - это совокупность определенных партий и взаимодействий между ними, характерных для данной политической системы (политического режима).

Партийные системы различаются по количеству партий и их качественным признакам (однопартийные, двухпартийные, двух с половиной партийные, многопартийные). Структура партийной системы и ее функциональная определенность во многом зависят от типа политического режима. Можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных системах.

Однопартийная система наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил. Например, большевики, придя к власти в результате революции 1917 г., уничтожили все оппозиционные политические партии и движения. В результате в нашей стране на долгие годы установилось господство одной единственной партии - КПСС.


Однопартийность - это фактическая монополия одной партии на власть. Такая партийная система сливается с государственными структурами, и их функции непросто разграничить.

Некоторые исследователи считают, что однопартийную систему нельзя причислять к партийным системам как таковым, поскольку один элемент не может образовывать систему. Однако такие «однопартийные системы» существуют, и их необходимо исследовать.

Двухпартийные системы характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия). В таких политических системах каждая из партий способна одна самостоятельно, без коалиции с другими политическими силами сформировать правительство и осуществлять власть. Двухпартийная (бипартийная) система имеет свои сильные и слабые стороны. К сильным относятся: стабильность политической системы; высокая степень управляемости государством; предсказуемость политической деятельности и др. К недостаткам двухпартийной системы можно отнести то, что такая система достаточно консервативна, неспособна адекватно выражать все многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов, закрыта для вхождения в политику «свежих» альтернативных сил; правящая партия сращивается с государственным аппаратом.

Двух с половиной партийные системы - это нечто среднее между двухпартийной и многопартийной системами. Суть такого симбиоза заключается в том, что ни одна из двух основных соперничающих политических партий не в состоянии набрать необходимое количество голосов для формирования правительства. Например, одна партия набрала 46 % голосов, другая - 42 %. Для формирования же правительства необходимо иметь 50 % плюс один голос. В этой ситуации несколько процентов голосов, которые имеет некая малозначительная промежуточная партия, становятся решающими для политической перспективы любой из двух основных партий. Таким образом, небольшая промежуточная партия может приобрести значительные властные полномочия в политической системе.

Многопартийная система состоит из трех и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из этих партий не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и формировать правительство. Многопартийная система более дифференцированно отражает разнообразные интересы различных социальных групп. У избирател ей П5ЯВЛЯ ется|я больше вариантов выбора и соответственно больше удовлетворенности от того, что есть политическая партия, которая выражает сугубо твои интересы и интересы твоих единомышленников. Кроме того, многопартийная система является более открытой для различного рода инноваций.

Однако многопартийная система имеет и определенные недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства неустойчивы. Разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к расколу (роспуску) правительства. Кроме того, на согласование различных проблем требуется много времени и средств.

Типы политических партий. Различия существуют не только в партийных системах, но и в самих партиях. В зависимости от тех или иных оснований можно выделить различные типы партий. Основными типами современных партий являются:

Классовые партии - выражающие интересы того или иного социального слоя, класса (рабочие, крестьянские, буржуазные и т. д.);

Идеологические партии - основой создания и функционирования такой партии является определенная идеология (коммунистическая, фашистская, либеральная, конфессиональная и др.);

Кадровые партии - небольшое число функционеров-профес - сионалов; свободное членство и нестабильный состав активистов. Такие партии предназначены для проведения периодических массовых акций (выборов, референдумов, манифестаций и др.);

Массовые партии - стремящиеся удовлетворить интересам и требованиям максимально возможного числа избирателей из различных социальных слоев и классов;

Харизматические партии - создаются вокруг конкретного лица, обладающего харизмой;

Правящая партия - та, которая победила на выборах и получила право формировать правительство (партия власти);

Оппозиционная партия - партия, потерпевшая поражение на выборах и находящаяся в оппозиции к существующему режиму власти;

Легальная партия - действующая в рамках существующего законодательства легальными методами;

Нелегальная партия - партия, деятельность которой несовместима с существующими правовыми нормами. Поэтому она существует нелегально, т. е. вне закона. В зависимости от своего отношения к социальной действительности и способов реализации своих программных целей, партии подразделяются на консервативные, реформаторские и революционные.

Кроме перечисленных, существуют и другие типы политических партий.

Понятие партийной системы возникло в политической сфере жизни общества благодаря появлению политической партий . Партийная система - это совокупность политических партий страны, а также взаимосвязь между ними. Таким образом, партийная система - это особая конфигурация партий в политической системе страны, которая дает основание судить о внутренней и внешней политике самой страны.

Типы партийных систем.

  1. Однопартийная система - частное явление в политической жизни авторитарных и тоталитарных политических режимов . Существуют варианты, когда в однопартийной системе, кроме основной правящей партии, есть и другие политические партии, но они все мелкие и поддерживают основную партию. В нацистской Германии национал-социалисты вытеснили и уничтожили все остальные политические партии, а в СССР других партий, кроме КПСС, и не было, хотя в законодательстве запрета на них не было. В однопартийной системе власть правящей партии закреплена на законодательном уровне.
  2. Двухпартийная система . Характерная для англоязычных стран. Сейчас распространена в США и Австралии, раньше была в Великобритании. Реальную власть в государстве могут получить только две основные партии, причем остальные партии могут присутствовать (но никак не влиять на политическую сферу общественной жизни) или отсутствовать вообще (в США - только республиканцы и демократы).
  3. Двух с половиной партийная система . Подразумевает наличие еще как минимум одной незначительной политической партии, кроме двух основных. Это явление возникает, когда ни одна из двух главных партий на выборах не может набрать необходимого для победы количества голосов, - тогда на арену и выходят мелкие партии.
  4. Многопартийная система . Самый распространенный в Европе тип партийной системы. Менее стабильна, чем двухпартийная система, зато не так консервативна и может отражать больше социальных интересов различных социальных групп , классов, слоев населения.
  5. Партийная система с доминирующей партией. Это многопартийная система на бумаге и однопартийная система в реальности. Явление, когда много лет подряд на выборах побеждает одна и та же партия с огромным отрывом от остальных. В Японии Либерально-демократическая партия находилась без перерыва у власти в течение 38 лет. Такая система объясняется либо успешной политикой правящей партии (Япония), либо неразвитость партийной системы (Индия: Индийский национальный конгресс правил больше 30 лет).
  6. Беспартийная система. Явление, когда в стране не существует зарегистрированных политических партий (кандидаты выступают сами за себя, как в США времен Джорджа Вашингтона) или партии запрещены, как, например, в абсолютных монархиях (Иордания, Оман, ОАЭ).

Рекомендуем почитать

Наверх