История, которая сделала это возможным. Что такое американская мечта

Новости 23.09.2019
Новости

Американская мечта – это почти духовная идеология всей Америки. Этот термин впервые был использован в историческом трактате Джеймса Адамса, чтобы ободрить людей в период депрессии, которая коснулась разных слоев населения.

Значение американской мечты

Единого для всех значения у этого термина нет и быть не может. В целом, американскую мечту понимают, как свободу возможностей и высокий уровень благосостояния.

Для иммигрантов такая мечта означает смену страны с худшими условиями на государство с лучшими. Для самих американцев данная мечта содержит следующие постулаты:

  • Свобода личности;
  • Свобода предпринимательства;
  • Свобода самовыражения;
  • Труд во благо для достижения успеха.

На тему американской мечты написано немало произведений и спето множество песен. Ее воспевает кинематограф. Красной нитью тема мечты проходит через многие пьесы и мюзиклы. Живое воплощение данной идеологии – частный загородный дом в престижном районе, автомобиль высокого класса, частная школа для детей, персональный садовник и добропорядочные соседи.

Материальный символ такой мечты – статуя Свободы. Высокая зарплата – ее непременный атрибут. Социальное равенство является еще одной характеристикой данного термина. Никто не вправе осуждать другого, если тот успешен и богат.

Американская мечта сегодня

На сегодняшний день, западная идеология претерпевает существенные изменения. Еще 65 лет назад производительность американцев была чрезвычайно высокой. В дальнейшем в США стали пропагандировать мировую гегемонию, вместо здоровой конкуренции, так как конкурентный рынок оказался перенасыщен предложениями.

Если раньше рядовой американец верил, что трудолюбие и решимость – два ключа к непременному успеху. То теперь все больше людей имеют долги, становятся безработными, живут от зарплаты до зарплаты.

Выживет ли в таких условиях американская мечта? Если экономика Запада не испытает больше огромных потрясений, то данная идеология лишь немного изменится в угоду новому времени, но новые кризисы грозят американской мечте полным уничтожением.

В идеологии американской мечты скрыт еще один важный принцип. Ценность человека напрямую связана с его социально-экономическим положением. Успех приравнивает личность к разряду святых, а неудачник становится изгоем, которого все обходят стороной. Это оборотная сторона подобной идеи. Ее теневая политика.

Современные американцы живут в перенасыщенном мире, где многие старые модели просто не работают. Как они справляются с неизбежными изменениями?

Люди стремятся поддерживать высокий уровень жизни при помощи кредитов и займов. Теперь хорошая кредитная история также ценна, как и деловая репутация человека. Сравнительно молодая американская культура оказывает влияние на весь мир, но изменения в ней с трудом выходят за пределы границ этого огромного государства. Иммигранты по-прежнему верят в американскую мечту, а сами граждане США пытаются жить по-новому.

(10 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Американская мечта (American Dream) - одно из самых распространенных выражений в мире. Реализовать эту мечту в Америке стремятся как мигранты, так и коренное население. Особую популярность интерес к пониманию американской мечте возымел в последние годы существования СССР, когда молодежь, на основе голливудских фильмов, мечтала о крутых джинсах, красивых домах, нескольких огромных "кадилаков" в гараже. Не смотря на на такие убеждения, выражение американская мечта это намного большее чем просто какие-то материальные ценности.

Американская мечта — распространенная в доктрина, согласно которой для любого жителя США, проживающего легально и нелегально, доступна возможность добиться славы, успеха и благосостояния.

Выражение американская мечта понимается как общесоциальная для США доктрина (идеология), которая объединяет проживающих в США жителей в поиске счастья и благосостояния. В основе этой идеологии лежит вера, что любое проживающее в Соединенных Штатах Америки лицо реализуя свою энергию и трудолюбие может достичь успеха в жизни и стать обеспеченным членом общества. Практически каждый новый Президент США в своей инаугурационной речи отмечает, что при нем каждый американец станет ближе к своей американской мечте.

По мнению некоторых скептиков идеологию американской мечты можно считать социальной утопией, однако она в дальнейшем остается одной из главных движущих сил миграции в США.

В данном случае можно привести пример Президента США Барака Хусейновича Обамы, который родился в семье мигрантов из Африки, благодаря настойчивости получил отличное образование, высокооплачиваемую работу и высший пост в США.

Многообразие национальностей и рас, населяющих просторы американского континента, и относительно небольшой исторический отрезок их «симбиоза» вызвали настоятельную потребность в формулировании единой идеологии, которая могла бы объединить выходцев из различных стран мира в единую нацию. Такой идеологией и стала «американская мечта» , которая культивировалась на протяжении многих десятилетий и давала любому лицу веру в возможность достичь успеха и даже стать президентом США.

Как видно из всего вышесказанного выражение "американская мечта" понятие трудно определимое и сегодня нет единого мнения, как его сформулировать. Причиной этого является то, что абсолютно разные люди включают в его понимание абсолютно разный смысл.

Обычно американскую мечту воспринимают как самый высокий идеал существования в США, когда у тебя есть в собственности дом, машина, счастливая семья и стабильная работа, которая приносит достойный для существования и реализации идей доход.

Выражение американская мечта, кроме вышеуказанного, понимается как право каждого человека, имеющего работу, на карьерный рост, а также как уверенность в собственное будущее.

Профессор Ярослав Грицак отмечает, что понятие американская мечта означает, по простому, «веру в то, что любое лицо при достаточной степени трудолюбия, таланта и упорства может достигнуть сливок общества.

Историк и писатель в 1931 г. Джеймс Труслоу Адамс популяризировал выражение американская мечта в книге под названием «Epic of America» , где писал про американскую мечту в США на основе ценностей прописанных в Декларации о независимости.

Эта книга издание была издана в пике Великой депрессии США , когда США требовалось больше строить, создавать, чтобы уменьшить количество безработных, бездомных и несчастных людей. Идеология достижения успеха и благосостояния через труд стала главным двигателем экономики США, что в конечном итоге позволило снизить последствия экономического кризиса.

Выражение "американская мечта" — во многих случаях употребляется с целью очертания жизненных материальных и духовных идеалов населения Америки. В «Политическом словаре» Уильяма Сефайра (Safire’s New Political Dictionary. Random House, New York, 1993) отмечено, что: "американская мечта — это идеал свободы или возможностей, который был определен «отцами-основателями»; духовная мощь американской нации. Если система США — это скелет американской политики, то американская мечта — её душа".

Главными элементами американской мечты считаются:

  • добросовестный труд и самореализация (self-madeperson)
  • свобода предпринимательства
  • социальная ответственность
  • уважение сограждан
  • повышение репутации и роли в обществе

Свое отражение, американская мечта , получила и в законодательстве США. Так, Декларация независимости США говорит, что: "жизнь каждого должна быть лучше, богаче и полнее, с возможностями для каждого в соответствии с его способностями или достижениями — независимо от социального класса или обстоятельств рождения ".

При этом, американская мечта представляет собой не только возможности, но и ответственность. Это равенство не только возможностей к достижению успеха, но и равенство людей перед законом не зависимо от расы, национальности, пола и социального положения, это также уважение общих для США достижений и символов.

Американская мечта и мигранты

Первичным олицетворением американской мечты и новых озможностей, открывающихся ищущим лучшей и более достойной жизни мигрантам прибывающим в Нью-Йорк из Европы, была Статуя Свободы стоящая на разбитых оковах и показывающая, что свобода поднимет вас, а трудолюбие осветит путь к успеху.

Постулаты всеамериканской мечты опирались на уверенность новоприбывших в том, что ресурсы Нового Мира безграничны и принадлежат всем и каждому в равной мере, что любую иерархическую зависимость человек оставляет в Старом Мире, что шансы добиться счастья, право на которое признается за каждым, также равные для всех и зависят только от персональных качеств.

Мигранты из Европы покидали Старый Мир в надежде вырваться из иерархической, сословной системы, которая ограничивала социальную мобильность. Попадая в США такие люди становились самыми ярыми приверженцами свободы и равенства, патриотами США , где они получили безграничные возможности для реализации своих возможностей, они активно включались в процесс развития гражданского общества и политических институтов.

Люди которые получили открытые возможности для реализации самих себя начинают формировать идеологию американского патриотизма, согласно которой ты должен гордиться США - государством, которое предоставило человеку все доступные свободы и возможности.

Американская мечта и религия

Большую роль в формирование американской мечты сыграла протестантская религия и протестантская трудовая этика. Протестанство, которое является доминирующей религией в США, проповедует усердие для достижения целей и добросовестный и честный труд. Увеличение благосостояния человека, который трудится честно считается также благом.

Каждый протестант обязан делиться с церковью частью своего дохода, полученного добросовестным трудом. Однако, про особенности религии в США и отношения к ней Вы сможете прочесть

Каждый из нас слышал это выражение, кто-то относится к нему с пренебрежением, принципиально не отличая её от принципа «хлеба и зрелищ», отождествляя американскую мечту лишь с денежным довольствием, телевизором и гамбургерами. Однако, это далеко не так.

Перемешивание понятий американской мечты и общества потребления в нашей стране сложилось ещё во времена СССР, когда антиамериканская, антикапиталистическая пропаганда касалась всего. Не пощадила она и американскую мечту . США во многом были антиподом СССР, и американский успех, разумеется, базировался на благосостоянии, что в Советском Союзе было неприемлемо. И в качествеамериканской мечты нам были описаны американские же пороки, в частности, такие как поглощение гамбургеров, попкорна и кока-колы в кинотеатре или других общественных местах. По иронии судьбы такая же подмена произошла и в умах многих американцев, но в более позднее время, в конце XX века.

Само понятие «американская мечта » (англ. ”аmerican dream ”) часто используется для описания некой общенациональной идеологии, объединяющей американцев. Однако четкого определения «американской мечты » не существует. Каждый житель США вкладывает в нее свои собственные представления о прекрасном капиталистическом будущем.

Обычно этот тезис считают одним из основ протестантской трудовой этики, что, вероятно, и соответствует действительности.

1. свобода личности и свобода предпринимательства;

2. «self-madeperson» (то есть человек, который самостоятельно, упорным трудом добился успеха в жизни) и высокооплачиваемая работа;

3. репутация и процесс перехода из одного социального класса в другой, более высокий, конечно же.

Добиваться успеха упорным трудом

Эталон американской мечты основывается:

На принципах, изложенных в Декларации Независимости от 1776 года («люди созданы равными и наделены их Творцом неотчуждаемыми правами, включающими право на жизнь, свободу и стремление к счастью, независимо от социального класса или обстоятельств рождения»).

На идеях Джеймса Адамса, который официально ввёл понятие Американской мечты в своей книге «The Epic of America» в 1931 году.

Учитывая время появления понятия Американской мечты, нетрудно догадаться, что её появление связано с Великой депрессией, в роли стимула для преодоления кризиса всем американским народом.

Американская мечта – это действительно мечта, а не просто потребность в утолении первобытных потребностей. Никто достоверно не сможет сказать сейчас, сложилась ли она стихийно, или была тщательно продумана и привита обществу властью, но, появившись в умах людей, она двигала их к успеху. Успешность стала не средством к достижению комфорта, она превратилась в цель жизни. Все социальные слои стали включаться в процесс достижения успеха, что не могло не отразиться на экономических показателях страны (в то время курс доллара ещё был привязан к золотовалютному резерву, так что экономический рост был реальным). При росте благосостояния граждан увеличивались и их потребности, что приводило к увеличению производства, и вновь к увеличению благосостояния. Так что не важно, как появилась американская мечта, но свою роль она выполнила отлично.

Стоит отметить, что модель государства США основана на протестантской трудовой этике, которая проповедует усердный и добросовестный труд. Наращивание капитала является лишь следствием честного труда, который угоден Богу, а значит и сам капитал также есть благо. Более 50% американцев исповедуют протестантизм, что весьма благотворно сказалось на принятии обществом ценностей американской мечты.

Американская мечта стала неким стандартом счастья в обществе потребления. Хотя для многих жителей США американская мечта отождествляется с собственным домом, выстроенным на собственные доходы на своей земле с большим внутренним двором, автомобилем, большой дружной семьёй и приветливыми соседями. Одним из главных символов американской мечты является Статуя Свободы в Нью-Йорке.

В заключение можно привести цитату Дэвида Брукса об американской мечте: «Американцы проживают свою жизнь, мечтая о будущем. Чтобы понять Америку, необходимо серьезно относится к центральному клише американской жизни - американской мечте. Несмотря на то, что мы сталкиваемся со скукой и банальностью повседневности, эта мечта оживляет нас, придает нам сил и заставляет работать так много, переезжать так часто, изобретать так активно и меняться столь стремительно. Мы продолжаем стремиться к новому и необычному, даже несмотря на то, что это не всегда приносит нам пользу и удовольствие».

1792 дней назад

Каждый из нас слышал это выражение, кто-то относится к нему с пренебрежением, принципиально не отличая её от принципа «хлеба и зрелищ», отождествляя американскую мечту лишь с денежным довольствием, телевизором и гамбургерами. Однако, это далеко не так.

Перемешивание понятий американской мечты и общества потребления в нашей стране сложилось ещё во времена СССР, когда антиамериканская, антикапиталистическая пропаганда касалась всего. Не пощадила она и американскую мечту . США во многом были антиподом СССР, и американский успех, разумеется, базировался на благосостоянии, что в Советском Союзе было неприемлемо. И в качестве американской мечты нам были описаны американские же пороки, в частности, такие как поглощение гамбургеров, попкорна и кока-колы в кинотеатре или других общественных местах. По иронии судьбы такая же подмена произошла и в умах многих американцев, но в более позднее время, в конце XX века.

Само понятие «американская мечта » (англ. ”аmerican dream ”) часто используется для описания некой общенациональной идеологии, объединяющей американцев. Однако четкого определения «американской мечты » не существует. Каждый житель США вкладывает в нее свои собственные представления о прекрасном капиталистическом будущем.

Обычно этот тезис считают одним из основ протестантской трудовой этики, что, вероятно, и соответствует действительности.

1. свобода личности и свобода предпринимательства;

2. «self-madeperson» (то есть человек, который самостоятельно, упорным трудом добился успеха в жизни) и высокооплачиваемая работа;

3. репутация и процесс перехода из одного социального класса в другой, более высокий, конечно же.

Добиваться успеха упорным трудом

Эталон американской мечты основывается:

На принципах, изложенных в Декларации Независимости от 1776 года («люди созданы равными и наделены их Творцом неотчуждаемыми правами, включающими право на жизнь, свободу и стремление к счастью, независимо от социального класса или обстоятельств рождения»).

На идеях Джеймса Адамса, который официально ввёл понятие Американской мечты в своей книге «The Epic of America» в 1931 году.

Учитывая время появления понятия Американской мечты, нетрудно догадаться, что её появление связано с Великой депрессией, в роли стимула для преодоления кризиса всем американским народом.

Американская мечта – это действительно мечта, а не просто потребность в утолении первобытных потребностей. Никто достоверно не сможет сказать сейчас, сложилась ли она стихийно, или была тщательно продумана и привита обществу властью, но, появившись в умах людей, она двигала их к успеху. Успешность стала не средством к достижению комфорта, она превратилась в цель жизни. Все социальные слои стали включаться в процесс достижения успеха, что не могло не отразиться на экономических показателях страны (в то время курс доллара ещё был привязан к золотовалютному резерву, так что экономический рост был реальным). При росте благосостояния граждан увеличивались и их потребности, что приводило к увеличению производства, и вновь к увеличению благосостояния. Так что не важно, как появилась американская мечта, но свою роль она выполнила отлично.

Стоит отметить, что модель государства США основана на протестантской трудовой этике, которая проповедует усердный и добросовестный труд. Наращивание капитала является лишь следствием честного труда, который угоден Богу, а значит и сам капитал также есть благо. Более 50% американцев исповедуют протестантизм, что весьма благотворно сказалось на принятии обществом ценностей американской мечты.

Американская мечта стала неким стандартом счастья в обществе потребления. Хотя для многих жителей США американская мечта отождествляется с собственным домом, выстроенным на собственные доходы на своей земле с большим внутренним двором, автомобилем, большой дружной семьёй и приветливыми соседями. Одним из главных символов американской мечты является в Нью-Йорке.

Заключение

В заключение можно привести цитату Дэвида Брукса об американской мечте: «Американцы проживают свою жизнь, мечтая о будущем. Чтобы понять Америку, необходимо серьезно относится к центральному клише американской жизни — американской мечте. Несмотря на то, что мы сталкиваемся со скукой и банальностью повседневности, эта мечта оживляет нас, придает нам сил и заставляет работать так много, переезжать так часто, изобретать так активно и меняться столь стремительно. Мы продолжаем стремиться к новому и необычному, даже несмотря на то, что это не всегда приносит нам пользу и удовольствие».

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

…американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает.

Джеймс Адамс хотел ободрить соотечественников, напомнить им о предназначении Америки и её достижениях. Это словосочетание прижилось и затем стало заглавием пьесы Эдварда Олби (1961) и романа Нормана Мейлера (1965), однако в этих произведениях оно было переосмыслено иронически.

Значение понятия «американская мечта» весьма расплывчато. Так, историк Ф. Карпентер писал: «Американская мечта никогда не была точно определена и, очевидно, никогда не будет определена. Она одновременно и слишком разнообразна, и слишком смутна: разные люди вкладывают разный смысл в это понятие». Тем не менее, почти всем президентам США при вступлении в должность и при принятии ответственных решений приходится обещать своим избирателям, что их политика будет приближать реализацию этой мечты.

«определёнными неотчуждаемыми правами», включая «жизнь, свободу и стремление к счастью».

Понятие «американской мечты» часто связывают с иммигрантами , прибывшими в США в поисках лучшей жизни. То обстоятельство, что они уезжали из стран, где, в отличие от США, была достаточно жёсткая сословная система, ограничивавшая социальную мобильность , определило их приверженность философии свободы личности и свободного предпринимательства . Понятие американской мечты тесно связано с понятием «self-made person », то есть человека, который самостоятельно упорным трудом добился успеха в жизни.

Компонентами «американской мечты» являются также идеал равенства всех перед законом вне зависимости от этнического происхождения и социального положения, а также почитание общих для всех американцев символов, образцов и героев.

Часто физическим доказательством осуществления «американской мечты» считается собственность на частный дом .

Тему поиска «американской мечты» затрагивал в своих произведениях Хантер Томпсон .

Критика

Что случилось с американской мечтой? Не слышно более звуков единого мощного голоса, выражающего нашу общую надежду и волю. То, что мы слышим сейчас, - это какофония ужаса, примирения и компромисса, пустая болтовня, громкие слова «свобода , демократия , патриотизм », из которых мы выхолостили всякое содержание.

См. также

Напишите отзыв о статье "Американская мечта"

Ссылки

  • Марк Лапицкий (д. ист. наук, ст. н. сотрудник Института сравнительной политологии РАН)

Примечания

Отрывок, характеризующий Американская мечта

Бенигсен от Горок спустился по большой дороге к мосту, на который Пьеру указывал офицер с кургана как на центр позиции и у которого на берегу лежали ряды скошенной, пахнувшей сеном травы. Через мост они проехали в село Бородино, оттуда повернули влево и мимо огромного количества войск и пушек выехали к высокому кургану, на котором копали землю ополченцы. Это был редут, еще не имевший названия, потом получивший название редута Раевского, или курганной батареи.
Пьер не обратил особенного внимания на этот редут. Он не знал, что это место будет для него памятнее всех мест Бородинского поля. Потом они поехали через овраг к Семеновскому, в котором солдаты растаскивали последние бревна изб и овинов. Потом под гору и на гору они проехали вперед через поломанную, выбитую, как градом, рожь, по вновь проложенной артиллерией по колчам пашни дороге на флеши [род укрепления. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ], тоже тогда еще копаемые.
Бенигсен остановился на флешах и стал смотреть вперед на (бывший еще вчера нашим) Шевардинский редут, на котором виднелось несколько всадников. Офицеры говорили, что там был Наполеон или Мюрат. И все жадно смотрели на эту кучку всадников. Пьер тоже смотрел туда, стараясь угадать, который из этих чуть видневшихся людей был Наполеон. Наконец всадники съехали с кургана и скрылись.
Бенигсен обратился к подошедшему к нему генералу и стал пояснять все положение наших войск. Пьер слушал слова Бенигсена, напрягая все свои умственные силы к тому, чтоб понять сущность предстоящего сражения, но с огорчением чувствовал, что умственные способности его для этого были недостаточны. Он ничего не понимал. Бенигсен перестал говорить, и заметив фигуру прислушивавшегося Пьера, сказал вдруг, обращаясь к нему:
– Вам, я думаю, неинтересно?
– Ах, напротив, очень интересно, – повторил Пьер не совсем правдиво.
С флеш они поехали еще левее дорогою, вьющеюся по частому, невысокому березовому лесу. В середине этого
леса выскочил перед ними на дорогу коричневый с белыми ногами заяц и, испуганный топотом большого количества лошадей, так растерялся, что долго прыгал по дороге впереди их, возбуждая общее внимание и смех, и, только когда в несколько голосов крикнули на него, бросился в сторону и скрылся в чаще. Проехав версты две по лесу, они выехали на поляну, на которой стояли войска корпуса Тучкова, долженствовавшего защищать левый фланг.
Здесь, на крайнем левом фланге, Бенигсен много и горячо говорил и сделал, как казалось Пьеру, важное в военном отношении распоряжение. Впереди расположения войск Тучкова находилось возвышение. Это возвышение не было занято войсками. Бенигсен громко критиковал эту ошибку, говоря, что было безумно оставить незанятою командующую местностью высоту и поставить войска под нею. Некоторые генералы выражали то же мнение. Один в особенности с воинской горячностью говорил о том, что их поставили тут на убой. Бенигсен приказал своим именем передвинуть войска на высоту.
Распоряжение это на левом фланге еще более заставило Пьера усумниться в его способности понять военное дело. Слушая Бенигсена и генералов, осуждавших положение войск под горою, Пьер вполне понимал их и разделял их мнение; но именно вследствие этого он не мог понять, каким образом мог тот, кто поставил их тут под горою, сделать такую очевидную и грубую ошибку.
Пьер не знал того, что войска эти были поставлены не для защиты позиции, как думал Бенигсен, а были поставлены в скрытое место для засады, то есть для того, чтобы быть незамеченными и вдруг ударить на подвигавшегося неприятеля. Бенигсен не знал этого и передвинул войска вперед по особенным соображениям, не сказав об этом главнокомандующему.

Князь Андрей в этот ясный августовский вечер 25 го числа лежал, облокотившись на руку, в разломанном сарае деревни Князькова, на краю расположения своего полка. В отверстие сломанной стены он смотрел на шедшую вдоль по забору полосу тридцатилетних берез с обрубленными нижними сучьями, на пашню с разбитыми на ней копнами овса и на кустарник, по которому виднелись дымы костров – солдатских кухонь.
Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.
Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! – с злостью вслух проговорил он. – Как же! я верил в какую то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!

Рекомендуем почитать

Наверх