Полезные ископаемые южной америки. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые южной америки

Организация работы магазина 23.09.2019
Организация работы магазина

Цели и задачи урока:

  1. Изучить особенности поверхности суши и закономерности размещения полезных ископаемых.
  2. Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, сопоставление географических карт.
  3. Развивать любознательность.

Оборудование урока:
физическая карта полушарий; карта «Строения земной коры»; картины «Анды»; «Бразильское плоскогорье»; мультимедиа;

Тип урока : урок - исследование
Методы урока : словесный; проблемно-поисковый; самостоятельная работа;

Ход урока:

Организация учащихся на урок.
Проверка и оценка знаний.
Игра «найди меня» .

На доске запись:

Последовательность диктовки:

  1. Узкий извилистый пролив
  2. Канал соединяющий два океана
  3. Океан, омывающий восточные берега
  4. Путешественник, совершивший несколько плаваний к берегам Юж.Америки
  5. Океан, омывающий западные берега Юж.Америки
  6. Море на севере Юж.Америки
  7. Путешественник, чьим именем назван материк
  8. Остров на юге материка.

Проверка: 1 вариант- 4,8,2,6,3,1,7,5
2 вариант-5,1,7,3,6,8,2,4

Изучение нового материала.
Материк Южная Америка – материк рекордов.
Давайте назовем рекорды….?
Самый влажный, …и т. д. (учащиеся называют рекорды материка)
А сейчас перейдем к исследованию поверхности материка.
Работа с атласами и физ. картой.
Назовите и покажите формы рельефа материка?
Что можно сказать о западной части материка?
Что можно сказать о восточной части материка?
С какими материками по форме рельефа схожа Южной Америка?
Вывод: (делают учащиеся)
Рельеф Южной Америки разнообразен. Здесь протянулась самая длинная горная цепь АНДЫ с высочайшей вершиной г. АКОНКАГУА, величайшая низменность АМАЗОНСКАЯ , ее еще называют местные жители БОЛОТОМ ДЬЯВОЛА, обширные нагорья ГВИАНСКОЕ И БРАЗИЛЬСКОЕ, многочисленные действующие и потухшие вулканы ЛЬЮЛЬЯЛЬЯКО , САН-ПЕДРО, ЧИМБОРАСО между цепями гор затерялось высокогорное озеро ТИТИКАКА, в долине р. Парана – ЛА-ПЛАТСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ ,а на севере, в долине р. Ориноко- ОРИНОКСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ.

Работа с картами (тектонической, физической). Работа в тетрадях.
Теперь приступим к исследованию материка. Давайте, разрежем материк как пирог и посмотрим, что у него внутри.
В тетрадях сделаем схематический профиль Южной Америки по 8 Ю.Ш. 7000 м Анды.

Исследуем маршрут от Тихого океана до Атлантического.
От побережья Тихого океана на нашем пути стеной встают горы Анды.
Картина гор Анд.

  • определите, какого возраста эти горы?
  • что лежит в основании гор Анд?
  • о свидетельствует наличие многочисленных действующих и потухших вулканов?
  • (рассказ учащегося о извержении вулканов в Чили в 1960 г.)
  • чтение детьми статьи в учебнике с. 149 (наблюдение извержение вулкана А.Гумбольдта).
  • какими полезными ископаемыми богаты горы?
  • определить высоту низменности
  • что лежит в основании низменности?
  • какие полезные ископаемые встречаются?

Вывод: в прогибах платформы лежат низменные участки. Они сложены осадочными породами. Эти участки удобны для строительства городов, железных дорог, земледелия.
Продолжаем движение к Атлантическому океану.
Картина « Бразильское нагорье»

  • что происходит с платформой?

Вывод: выход древней платформы образует кристаллический щит в основании Бразильского и Гвианского плоскогорья. Это результат взаимодействия двух литосферных плит – океанической и континентальной.

  • отметить полезные ископаемые

Мы исследовали поверхность материка, узнали особенности рельефа.
Анализ: Что вы узнали в результате исследования Южной Америки?

  • Какие две части можно выделить в рельефе материка?
  • Какие процессы формируют запад материка?
  • На какой платформе лежит материк?
  • Какие формы рельефа соответствуют устойчивым участкам платформы?
  • Где располагаются подвижные участки земной коры?
  • Какие формы рельефа им соответствуют?
  • Как они образовались?
  • Какие низменности лежат в прогибах платформы?
  • Какими породами они сложены?

Работа по контурным картам

  • надпишите формы рельефа Южной Америки
  • условными знаками нанесите полезные ископаемые
  • звездочками отметьте вулканы

Игра для закрепления знаний: «Отметь правильный ответ…»
Учащиеся получаю звездочки. На одном луче написан вопрос, на других - варианты ответов. Нужно выбрать правильный ответ.

Итог.
Учащиеся проводят рефлексию своей деятельности.
Анализируют результаты, степень участия в работе других учащихся.
Что делали ученики на уроке?
Что делал учитель?

Оценки. Домашнее задание

Литература:

  1. Учебник География материков и океанов В.А.Коринская
  2. Поурочные планы к учебнику В.А.Коринская
  3. Занимательная география состовитель Г.Н.Якуш

Полезные ископаемые и особенности континента мы рассмотрим в данной статье.

Особенности рельефа

Особенностью рельефа Южной Америки является четкое разделение материка на две части: на востоке и в центре - огромные равнинные участки, а на севере и западе - самая протяженная горная система планеты, Анды (Южноамериканские Кордильеры). В основе материка лежит Южноамериканская платформа. Здесь чередуются подъемы и прогибы, которые на поверхности проявляются в виде низменностей, плоскогорий и равнин.

Северо-западная часть континента

Рельеф и Южной Америки достаточно разнообразны. Например, горная система Анды располагается вдоль всего Тихоокеанского побережья материка. Она занимает около 9 000 км. По своей высоте горы уступают только Гималаям. Более 20 вершин имеют высоту более 6 000 м. Анды - довольно молодые горы, они образовались во время схождения океанической и материковой литосферных плит. Ушедшая вниз океаническая плита уступила место материковой. Горы до сих пор «растут». Доказательством этому служит сейсмически активная зона: на западной территории материка достаточно частым явлением являются землетрясения и извержения вулканов. Население южноамериканских стран до сих пор помнит ужасающие разрушения от извержений вулканов. Здесь также находятся и самые крупные потухшие вулканы планеты: Льюльяйльяко, Котопахи, Чимборасо, Сан-Педро. Высота их превышает отметку в 5 000 м.

Центральная и восточная часть Южной Америки

Располагается в центральной части континента. На северо-западе его обрамляет Бразильское плоскогорье, а на востоке - Патагонское. Рельеф Гвианского и Бразильского плоскогорья представлен в виде пустых цокольных и волнистых форм, с преимущественными вершинами в 1600-1750 м. В краевых границах данной формы рельефа проявляются конусоподобные вершины или песочные кряжи.

Восточная окраина Бразильского плоскогорья разбита на одинокие массивы. Здесь ярко выражены особые формы вершин. На данном плоскогорье выделяются моноклинные, аккумулятивные и пластовые равнины. Встречаются лавовые плато. Самый известный пример такого рельефа - гора Пан-ди-Асукар, которая находится в Рио-де-Жанейро.

Патагонское плоскогорье представлено плато вулканического происхождения. Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки характеризуются моренными и водно-ледниковыми отложениями. Также в районе схождения плато и предгорий можно встретить порезанные глубокие каньоны рек. Эти водные потоки берут свое начало в горах.

Амазонская низменность - одна из самых крупных низких равнин планеты. Большая часть низменности заболочена, более чем на 5 000 кв. км.

Геология

В геологическом строении континент состоит из двух структурных элементов - Южноамериканской платформы и горной системы, что существенно влияет на рельеф и полезные ископаемые Южной Америки. Существуют три выступа фундамента: Гвианский, Западнобразильский, Восточнобразильский щиты. Они сформированы метаморфизованными и интенсивно деформированными породами архея и нижнего протерозоя, а также протерозойскими гранитами. Амазонская низменность сложена в конце докембрия. Наиболее молодой участок фундамента материка - Патагонская плита. Выделяется как отдельная структурная единица, которая состоит из двух повышений: северного и южного.

Месторождения полезных ископаемых Южной Америки

Материк Южная Америка - континент, который чрезвычайно богат разного рода полезными ископаемыми. Их расположение зависит от характера рельефа. Наибольшие залежи железных руд планеты сосредоточены именно в здешней местности. Бассейн р. Ориноко (территория Венесуэлы), штат Минас-Жерайс (государство Бразилия) - самые крупные месторождения, где добывают рудные полезные ископаемые Южной Америки.

Прогибы горной системы Анд вмещают в себя залежи нефти и газа. Наибольшие месторождения сосредоточены в Венесуэле. На фоне других выделяются и залежи бурого и каменного угля. Благодаря молодой коре выветривания были образованы месторождения марганца и бокситов. Основная часть сосредоточена в странах Гайана, Суринам. На западном побережье материка разрабатываются практически неисчерпаемые запасы селитры (ее используют для производства азотного удобрения). В Боливии сосредоточены крупные запасы олова.

Но большая часть полезных ископаемых залегает в предгорных и горных районах Анд. В этом регионе добывают вольфрам, свинец, цинк, алюминиевые руды. Государства Южной Америки называют «странами драгоценных камней», ведь именно здесь находятся месторождения благородных металлов - серебра, золота и платины и, конечно же, драгоценных камней: изумрудов, алмазов и других, которые используют в ювелирном производстве.

Итак, можно подвести итоги. Ознакомившись с информацией, изложенной в статье, каждый ученик сможет составить подробный доклад на тему «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки».

МБОУ «Войковская средняя общеобразовательная школа Сорочинского района Оренбургской области »

Аннотация к уроку: урок является третьим по счету по теме «Южная Америка » в 7 классе . В структуре урока продумано применение технологии развивающего обучения (индивидуальная и групповая работа), технология личностно-ориентированного подхода (анализ карты «Строение земной коры»), здоровьесберегающая (физминутка).

Конспект открытого урока по географии

Учитель:

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Сформировать представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых. Выявление взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми Южной Америки

Развивающие

Развитие познавательного интереса у учащихся, их творческих способностей,

совершенствование работы с картами. Отрабатывать умение анализировать исходные данные и делать выводы. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, географического мышления, логики, внимания.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культур, аккуратность работы с источниками географических знаний

Оборудование: физическая карта Южной Америки, настенная к/к мира, мультимедийная установка, учебник, атлас, контурные карты, презентация «Рельеф Южной Америки».

Ход урока.

I. Организационный момент.

Каждый урок географии эта очередная ступенька вашей лестницы познания. Это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень.

Поэтому начать урок я хочу с легенды вождя одного из племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа. Самую высокую точку Южной Америки.

«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернется домой. Но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги», говорил вождь . Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: « Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий с веткой тополя, заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное поощрение было и к четвертому. Последний юноша пришел с пустыми руками. Но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-самвол. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».

Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для вашей победы нужно ваше внимание и кропотливая работа.

На уроках географии почти каждый урок познания начинается с карты и сейчас мы начинаем работать именно с ней.

II. Опрос домашнего задания:

1 уч-ся на к/к наносит объекты ГП Южной Америки

2 уч-ся наносит на к/к объекты ГП Африки

3 уч-ся наносит объекты ГП Австралии

Вопросы для фронтального опросы параграфов:

1. Площадь Южной Америки? (18 млн. км2).

2. Площадь Африки? (30,3 млн. км2).

3. Площадь Австралии и Океании? (около 9 млн. км2)

4. Какие климатические пояса пересекают Африку? (экваториальный, субэкваториальные, тропические, субтропические).

5. Какие климатические пояса пересекают Австралию? (суэкваториальный, тропический. Субтропический, умеренный).

6. Какие климатические пояса пересекают Южную Америку?

(экваториальный, субэкваториальные, тропический, субтропический, умеренный).

III. Мотивация

Мы с вами вспомнили материал предыдущих уроков. Сегодня мы продолжим изучать Южную Америку, но для того чтобы определить тему урока послушайте следующие строки:

(Слайд 1)

Посмотреть на карту надо,
Горы там зовутся Анды,

В переводе эта твердь.

Означает слово медь.
Тут в былые времена,

Прогибалась земля,
А другая поневоле,
Превратилась в плоскогорье.
Где комфортно, без проблем?
Лима, Кито иль Белен?
На востоке жить остаться,
Иль на запад перебраться?

Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

Ученики: О рельефе Южной Америки и его особенностях.

Учитель: Совершенно верно, тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки». (Слайд 2)

Учитель: Что вы знаете о рельефе материка? Запишите это в свои таблицы. (Учащиеся заполняют первый столбик таблицы). (Слайд 3 )

Знал

(примерные варианты)

Узнал

Хочу узнать

(примерные варианты)

«Теперь я вас попрошу заполнить 3 столбик нашей таблицы и написать, что бы вы хотели узнать о рельефе Южной Америки?»

Учащиеся заполняют 3 столбик. После заполнения кратко обсуждаются записи.

IV. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рельефом Южной Америки, выясним закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых на территории материка, построим цепочку причинно-следственных связей между рельефом, полезными ископаемыми и внутренним строением материка. (Слайд 4 )

Учитель: Давайте вспомним материал прошлых уроков.

§ Что такое рельеф; (совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития).

§ Какие основные формы рельефа вы знаете? (Равнины и горы)

§ На какие виды по высоте делятся равнины; (низменности-200 м, возвышенности – до 500 м, плоскогорья – выше 500 м).

§ Как горы делятся по высоте? (низкие, средние, высокие)

§ Что такое платформа; (обширные малоподвижные участки земной коры наиболее устойчивые глыбы, создающие твердый ее каркас)

§ Каким участком земной коры является пограничная область между литосферными плитами; (сейсмическим поясом).

§ Что происходят на сейсмическом поясе? (землетрясения и извержения вулканов)

§ На какие группы делятся полезные ископаемые по происхождению; (осадочные, магматические)

Для того чтобы более подробно изучить строение земной коры и рельеф Южной Америки нам необходимо поработать с картами. (Слайд 5)

Групповая работа :

1. Выявите закономерность размещения рельефа на материке (горы на западе, равнины на востоке).

2. Какими причинами можно объяснить расположение гор на западе, а равнин на востоке. Разное тектоническое строение (на западе складчатая область - кайонозойская, а востоке платформа – Южно-Американская)

3.На какой литосферной плите располагается Южная Америка? (Южно-Американская)

4. С какими литосферными плитами она граничит? (Антарктическая, Африканская, Северо - Американская, Тихоокеанская).

5 . Что происходит на границе литосферных плит на западе материка? (сталкиваются материковая и океаническая)

6. Какие формы рельефа выделяются на материке? (горы, низменности, плоскогорья)

7. В какой части материка располагаются равнины? Назовите и покажите их на карте. (Восток материка. Амазонская низменность, Ла-Платская низменность, Бразильское и Гвианское плоскогорье)

7. Где на материке располагаются горы? Назовите и покажите их на карте. (Запад материка, Анды)

На основе выявленных знаний заполните схему и сделайте вывод. (Слайд 6)

Вывод: (проверка схемы) размещение основных форм рельефа зависит от внутреннего строения земной коры. (Слайд 7)

V. ФИЗМИНУТКА для глаз

Учитель: следите за семи передвижениями на экране

Учащиеся наносят на контурную карту формы рельефа (Слайд 8)

· Анды (Аконкагуа, 6960м.)

· Гвианское плоскогорье

· Бразильское плоскогорье

· Оринокская низменность

· Амазонская низменность

· Лаплатская низменность

Учитель: Мы с вами выяснили, что рельеф Южной Америки неоднородный. Запад – горный, восток равнинный.

Давайте немного остановимся на Андах.

Сообщение учащегося (Слайд 9-10).

Анды - самая длинная в мире горная цепь, 9000 км.

(Слайд 11)

Полезные ископаемые . (Слайд 12)

Назовите, какими полезными ископаемыми богаты разные части материка. К какой группе по происхождению они относятся?

Подумайте, от чего зависит такое размещение полезных ископаемых на материке (от геологического строения).

Задание:

Учитель: С помощью карт атласа выпишите полезные ископаемые, характерные для разных частей Южной Америки. (Слайд 13)

Учащиеся проверяют схему. (Слайд14)

VI. Закрепление

VII. «Мы с вами много узнали о рельефе Южной Америки.

Давайте обобщим накопленную информацию: (Слайд 15)

1. Ю. А. имеет разнообразный рельеф потому, что… (имеет сложное тектоническое строение на западе - кайнозойская складчатость – горы, а востоке Южно-Американская платформа)

2. Анды – молодые горы потому, что… (кайонозойская складчатость самая молодая)

3. На материке присутствуют различные виды полезных ископаемых потому, что… (разное тектоническое строение, платформам соответствуют полезные ископаемы - осадочное происхождения, а складчатым областям – магматического происхождения)

Тест: (Слайд16)

1. Высшая точка Анд:

а)г. Чимборасо;

б)г. Аконкагуа;

в) г. Ильямпу;

2. Восток материка расположен на:

а) древней платформе;

б) молодой платформе;

в) границе литосферных плит;

3. Горы Анды протянулись на:

4. О продолжении горообразования Анд свидетельствует:

а) их протяженность;

б) частые землетрясения;

в) оледенение;

5. Анды образовались на:

а) платформе;

б) границе литосферных плит;

в) материковой области;

6. В Южной Америке находится величайшая равнина мира:

а) Оринокская;

б) Бразильская;

в) Амазонская.

Учащиеся проверяют тест (слайд № 17)

Теперь давайте вернёмся к нашей таблице и заполним средний столбец.

(слайд № 18)

Знал

(примерные варианты)

Узнал

Хочу узнать

(примерные варианты)

Анды на западе, высшая точка гора Аконкагуа, равнинный восток и др.

Особенности рельефа материка, разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, характерные для Южной Америки и др.

Как сформировался рельеф материка, каково геологическое строение материка и какие полезные ископаемые приурочены к той или иной форме рельефа и т. д.

VIII. Домашнее задание (Слайд 19)

§ Параграф 41, к/к – все учащиеся класса;

§ составить кроссворд по теме «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки» - 1 группа уч-ся

IX. Подведение итогов урока

Рефлексия

На заключительном этапе урока предлагаю вам дать оценку
своей работы на уроке:

1. Было ли тебе интересно на уроке?

2. Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?

3. Сумел ли ты применить свои знания?

4. Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?

Сообщение

Название «АНДЫ» от анта, на языке инков - медь, медные горы.

Анды - самая длинная в мире горная цепь, 9000км.

Аконкагуа самый высокий в мире потухший вулкан - высшая точка Южной Америки, западного и южного полушарий.

Происхождение названия горы точно неизвестно, существующие выводят его из арауканского («с другой стороны реки Аконкагуа») или от Ackon Cahuak, что на языке кечуа означает «Каменный страж».

Гора возникла при столкновении тектонических плит.

Мощная горная система Анд, образует часть тихоокеанского «Огненного кольца": здесь много вулканов, часты землетрясения.

Карточка № 1

Нанести на к/к «АФРИКИ»:

1.м. Бен-Секка

2. м. Игольный

3. м. Альмади

4. м. Рас-Хафун

5.Средиземное море

6. Гвинейский з-в

7. Красное море

8. Баб-эль-Мандебский пролив

Карточка № 2

Нанести на к/к «Австралии»:

2. м. Саут-Ист-Пойнт

3. м. Саут-Ист-Кейп

4. м. Стип Пойт

5. м. Байрон

6. залив Карпентария

7. Бассов пролив

8. О. Тасмания

Карточка № 3

Нанести на к/к «Южной Америки»:

1. М. Галиньяс

2. М. Фроуард

4. М. Париньяс

5. М. Кабу-Бранку

6. Карибское море

7. Залив Ла-Плата

8. Панамский канал

Знал

Узнал

Хочу узнать

Знал

Узнал

Хочу узнать

Знал

Узнал

Хочу узнать

Знал

Узнал

Хочу узнать

Цели и задачи:

  • Сформировать у учащихся общее представление о рельефе Южной Америки, познакомить с расположением и основными чертами крупных формам рельефа материка.
  • Установить взаимосвязь между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.
  • Продолжить формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными географическими картами.
  • Воспитывать у школьников любознательность, бережное отношение к природе, самостоятельность; развивать интерес к географии.

Учебно-наглядный комплекс: физическая карта мира, тектоническая карта мира, физическая карта Южной Америки, видеофильм, презентация «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки».

Методы и формы: наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, репродуктивный, самостоятельная работа.

Тип урока: комбинированный.

Номенклатура: Анды, г.Аконкагуа, вулкан Льюльяльяко, Амазонская низменность, Оринокская низменность, Ла-Платская низменность, Бразильское плоскогорье, Гвианское плоскогорье.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация знаний

– Любите ли вы путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие по Южной Америке.
– Что вы знаете о природе этого материка?

Демонстрация фильма о природе Южной Америки.

– Что вас поразило в фильме? Каковы ваши впечатления?
– Скажите, пожалуйста, что мы будем изучать на уроке? (Презентация , слайд 1)
– А кроме рельефа рассмотрим ещё и полезные ископаемые. Но сначала давайте немного вспомним.

  • Кем и когда была открыта Южная Америка? (Х.Колумб, 1492 год)
  • А почему же она получила такое название, в честь кого? (Америго Веспуччи первым высказал мысль об открытии новых земель)
  • Покажите на карте крайние точки материка. Какими океанами и морями он омывается?

III. Изучение нового материала

– А каковы особенности рельефа Южной Америки? (Cлайд 2)
Откройте физическую карту Южной Америки в атласе. Каков общий характер поверхности материка?
На какие части можно разделить материк по высоте?
Как же образовался современный рельеф материка? Почему выделяются горный Запад и равнинный Восток? (§41, карта «Строение земной коры» стр. 4-5)
Равнинный Восток расположен на древней Южноамериканской платформе, а горный Запад – результат столкновения двух литосферных плит Тихоокеанской и Южноамериканской. В основании этой части материка лежит молодая кайнозойская складчатость.
Столкновения океанической и континентальной литосферных плит приводят к частым землетрясениям и извержениям вулканов. Наиболее мощные землетрясения происходят каждые 10-15 лет. Последние разрушительные землетрясения случились в 1960, 1970 и 1985 годах.

– Какие формы рельефа расположены на материке? Покажите их на карте.

– А сейчас я предлагаю вам заполнить схему «Особенности рельефа Южной Америки». Схемы лежат у вас на столах. Работа будет осуществляться в парах. (Cлайд 3)

Вывод: размещение основных форм рельефа зависит от внутреннего строения земной коры.
Проверка выборочная, один ученик называет одну особенность.

– Вот что у вас должно получиться. (Cлайд 4)

Посмотреть на карту надо,
Горы там зовутся Анды.
В переводе эта твердь
Означает слово «медь».
Тут в былые времена
Прогибалась вся земля,
А другая поневоле
Превратилась в плоскогорье.

– Что нового вы узнали об Андах из стихотворения?
– Давайте сейчас совершим небольшое путешествие по разным районам Южной Америки. И сначала побываем в Андах. (Cлайд 6)
Анды – самая длинная в мире горная цепь, протяжённость 7 600 км. Название «АНДЫ» от анта, на языке инков - медь, медные горы.
Здесь расположена гора Аконкагуа – самый высокий в мире потухший вулкан – высшая точка Южной Америки, западного и южного полушарий. (Cлайд 7)
Происхождение названия горы точно неизвестно, существующие мнения выводят его из арауканского («с другой стороны реки Аконкагуа») или на языке кечуа означает «Каменный страж».
Гора возникла при столкновении тектонических плит Наска и Южно-Американской.
Льюльяльяко – самый высокий из действующих вулканов планеты, пятый по высоте вулкан в мире и седьмая по высоте вершина западного полушария. Располагается в одном из самых сухих мест в мире (пустыня Атакама), снеговая линия на западном склоне превышает 6,5 тысяч метров (наивысшее положение снеговой линии на земле).
Последнее взрывное извержение датируется 1877 годом. (Cлайд 8)
Мощная горная система Анд, образует часть тихоокеанского «Огненного кольца": здесь много вулканов, часты землетрясения. (Cлайд 9)
А на востоке раскинулась самая большая на Земле низменность – Амазонская. Её площадь более 5 млн км?. По территории низменности протекает самая полноводная река мира – Амазонка. (Cлайд 10)
На древних породах, перекрытых лавовыми покровами находится Бразильское плоскогорье. (Cлайд 11)
В северной части Южной Америки раскинулось Гвианское плоскогорье . (Cлайд 12)

– А если заглянуть вглубь земной коры? (Cлайд 13)
Южная Америка богата месторождениями полезных ископаемых. Здесь найдены нефть, газ и уголь. Есть месторождения железных, марганцевых, серебренных, медных руд, залежи бокситов, содержащих алюминий. На территории Чили разведаны месторождения природной селитры.
Размещение полезных ископаемых связано с особенностями рельефа и тектонического строения материка. Южную Америку можно разделить на три части: выступы плоскогорий на платформе, прогибы низменностей на платформе и области новой складчатости Анд.
(Cлайд 14)
На столах у вас лежит ещё одна схема, которую нужно закончить. Поработайте в парах. Поработайте четвёрками, помогите друг другу.

Вот что у вас должно получиться. (Cлайд 15)

IV. Обобщение

Сравните рельеф Южной Америки с рельефами ранее изученных материков, определите черты сходства и различия и объясните причины. (Cлайд 16)

V. Домашнее задание (Cлайд 17)

§ 41
на контурной карте обозначить крупные формы рельефа материка.

Особенности геологического строения Южной Америки

Миллионы лет назад существовал древний суперконтинент Гондвана . Он распался на три крупных блока литосферы, которые легли в основу четырех современных материков: Африки, Австралии, Антарктиды и Южной Америки . О последней и пойдет речь в этой статье.

В геологическом строении Южной Америки хорошо прослеживается четкое отличие восточной и центральной частей от западной части континента. Восток и центр материка расположены на старой докембрийской Южно-Американской платформе . На севере и востоке платформы имеются обширные участки выхода древнего кристаллического фундамента платформы на поверхность – Гвианский и Бразильский щиты . Западная часть материка представлена складчатой областью , образованной в результате столкновения континентальной платформы и океанической литосферной плиты.

Океаническая плита прогибается и заходит под континентальную, образуя глубокий Перуанский прогиб (желоб) вдоль всего западного побережья.

Край континентальной плиты смят в складки. Вдоль всего западного края материка поднялись горы. Это область молодой – кайнозойской складчатости . Об этом свидетельствуют извержения вулканов и частые землетрясения. Идет активный процесс горообразования. Западное побережье Южной Америки входит в состав «Тихоокеанского огненного кольца» – области активной сейсмической деятельности.

Платформенная часть материка в прошлом испытывала неоднократные погружения и поднятия. Об этом свидетельствуют отложения осадочных горных пород в т. ч. – морских отложений.

В настоящее время на платформенной части континента преобладают эрозионные процессы, усиленные хозяйственной деятельностью человека.

Особенности рельефа Южной Америки

Складчатая область на западе Южной Америки образует одну из крупнейших горных систем планеты – горы Анды . На языке индейцев это означает «медные горы» .

Горы Анды тянутся вдоль побережья Тихого океана тремя параллельными горными хребтами. Многие вершины вздымаются выше $6000$ м над уровнем моря.

Высшая точка Южной Америки – г. Аконкагуа ($6960$ м).

Одновременно – это высшая точка всего западного полушария.

Много здесь и действующих вулканов. Самые известные из них – Котопахи, Руис, Сан-Педро . В средней части горной системы находятся внутренние плоскогорья, высоты которых достигают $3500-4000$ м. Платформенные участки Южной Америки представлены равнинами – низменностями и плоскогорьями.

Определение 1

Низменность – это участок равнины с абсолютными высотами до $200$ м.

Определение 2

Плоскогорье – это участок равнины с абсолютными высотами – более $500$ м.

Низменности Южной Америки – это Оринокская, Амазонская и Ла-Платская . Перепад высот здесь незначительный. Это – почти плоские равнины.

Замечание 1

Амазонская низменность – самая большая по площади низменность на земном шаре.

Благодаря морским отложениям, северные части равнин богаты нефтью. На кристаллических щитах сформировались Бразильское и Гвианское плоскогорья . В результате древней тектонической деятельности, опускания и поднятия платформы сопровождались разломами земной коры, выходами лавы. Местами рельеф плоскогорий имеет вид столовых гор. Их сменяют пейзажи холмистых равнин, невысокие массивы, изрезанные ущельями.

Полезные ископаемые

С геологическим строением связано и распределение полезных ископаемых.

  • На древних щитах расположены месторождения железных, марганцевых, урановых руд, бокситов, алмазов .
  • Анды, оправдывая свое название, славятся медными рудами, месторождениями золота .
  • На севере материка обнаружены крупные месторождения нефти .
  • На пустынном западном побережье, благодаря особенностям климата, образовались месторождения натриевой селитры .

Центр материка (Амазонская низменность) – еще слабо изучена и освоена.

Рекомендуем почитать

Наверх