Организация труда работников кадровой службы предприятия. Особенности кадровой службы. Карта самофотографии рабочего дня

Торговля и склад 23.10.2023

Сама работа кадровой службы должна быть регламентирована. Законы, постановления, инструкции и другие документы, содержащие нормы трудового права, необходимы для профессиональной работы кадрового специалиста. Поэтому первый шаг в создании службы персонала – это формирование достаточной базы нормативных документов. Данные документы в отличие от рассмотренных в вопросе 4.1 настоящей книги представляют собой своего рода «инструмент» не по управлению работой персонала, а по организации и методам работы самой кадровой службы. Все документы, необходимые в работе отдела персонала, можно разделить на две самостоятельные группы. В первую группу входят законодательные и подзаконные акты, содержащие нормы трудового права и нормы охраны труда. Эти документы обязательны для исполнения. Их требованиям должны подчиняться все: и работники, и работодатели. За нарушение норм, содержащихся в этих правовых актах, стороны могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности. Кроме того, важно отметить, что сотрудники кадровой службы должны постоянно отслеживать все изменения в трудовом законодательстве, поскольку применение норм права, утративших свою юридическую силу, может привести к непоправимым ошибкам и даже к привлечению организации к ответственности. Ко второй группе относятся документы методического характера по управленческому труду и кадровому делопроизводству. Их основное отличие от документов, входящих в первую группу, в том, что они имеют рекомендательный характер. Документы содержат рекомендации, как лучше оформлять кадровые бумаги, как удобнее организовать работу с ними. При этом вы вправе самостоятельно решать, придерживаться этих рекомендаций или же действовать согласно корпоративным стандартам.

Рассмотрим более детально все указанные группы документов. В первую очередь мы назвали документы, представляющие собой нормативные правовые акты действующего законодательства РФ. При этом необходимо понимать, что все данные акты надо сначала найти, затем правильно применить, все они различны по своей юридической силе.

«Верховным» документом можно назвать Конституцию РФ, которая закрепляет равную оплату за равный труд, запрет дискриминации в трудовых отношениях, запрет на принудительный труд. Помимо этого, из содержания ч. 4 ст. 15 Конституции РФ следует, что международные договоры, заключенные РФ с другими странами, обязательно применяются на территории РФ и могут даже противоречить действующему федеральному законодательству. Мы можем привести один пример, когда заключен договор между РФ и Королевством Испания в отношении граждан каждой из стран от 11 апреля 1994 г. (некоторые вопросы социального обеспечения в отношении граждан (в том числе и бывших граждан) договаривающихся стран). Согласно ст. 2 Договора между Королевством Испания и РФ он применяется к отношениям, регулируемым законодательством о социальном обеспечении обеих договаривающихся сторон, в том, что относится к:
1) в Российской Федерации:
а) пособиям по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, на погребение;
б) трудовым пенсиям по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца;
в) социальным пенсиям;
г) пособиям для семей с детьми;

2) в Испании:
а) пособиям по временной нетрудоспособности и материнству;
б) пособиям по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца;
в) пособиям в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием;
г) семейным пособиям.

Согласно ст. 3 Договора в отношении других пособий, не предусмотренных ст. 2 Договора, применяется законодательство той договаривающейся стороны, под действие которого трудящиеся подпадают при осуществлении своей трудовой деятельности. Согласно п. 1 ст. 6 Договора установлено общее правило распространения национального законодательства. Трудящиеся, на которых распространяется действие Договора, подпадают под действие исключительно законодательства той договаривающейся стороны, на территории которой они осуществляют трудовую деятельность, если в Договоре не предусмотрено иное. Исключение из данного договора составляют случаи, указанные в ст. 7 Договора между Королевством Испания и РФ:
1) в отношении работников, на которых распространяется действие национального законодательства одной из договаривающихся стран, при условии, что такие работники направлены на временную работу, на территорию другой страны. В данном случае в отношении таких работников будет распространяться законодательство первой страны на время, установленное по договоренности между уполномоченными органами договаривающихся сторон;
2) в отношении работников, которые заняты на работе в организациях, осуществляющих перевозки через территории нескольких стран, в том числе и по территории договаривающихся стран. В отношении таких работников распространяется законодательство той страны, на территории которой расположен основной филиал (головное подразделение организации) соответствующего предприятия;
3) в отношении работников, занятых в международных морских перевозках распространяется законодательство той страны, под флагом которой плавают суда данных организаций. На трудящихся, принятых на работу по погрузке, разгрузке и охране судов или в службу охраны порта, распространяется законодательство той страны, на территории которой расположен порт;
4) в отношении сотрудников дипломатических миссий и консульских представительств обеих договаривающихся стран, а также лиц, занятых в хозяйственном и административном обслуживании работников дипломатических представительств и сотрудников консульских учреждений, следует применять решения Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. и Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.;
5) в отношении работников одной договаривающейся страны, работающих на территории другой страны на совместном российско-испанском предприятии, распространяется законодательство той страны, на территории которой находится предприятие. Однако по желанию трудящегося право на социальное обеспечение может определяться по законодательству той страны, гражданином которой он является.

Следующим документом является Трудовой кодекс РФ. Сам ТК РФ устанавливает, что другие законодательные акты страны не должны противоречить ему. Однако ряд статей ТК РФ содержит формулировку «если федеральным законом не установлено иное», потому в ряде случаев в отношении отдельных категорий работников (отдельных профессий) можно увидеть иное правовое регулирование.

Далее можно говорить о законах по охране труда, нормативно-правовых актах подзаконного характера. Все они не должны противоречить федеральному законодательству страны. Более подробно о соотношении соподчиненности нормативно-правовых актов и законов в сфере труда говорит ст. 5 ТК РФ. Она, в частности, устанавливает, что трудовое законодательство страны устанавливается:
1) Указами Президента РФ;
2) постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
3) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
4) актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК РФ.
Части 2 – 4 ст. 5 ТК РФ устанавливают, что Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и Указам Президента РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, Указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, Указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, Указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ. В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК РФ. Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК РФ.

Перечислим ряд законодательных актов, регулирующих отношения в сфере труда. Например, Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изм. и доп. от 2 февраля 2006 г.).

Закон устанавливает перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну в компании (ст. 5 Закона), и порядок получения такой информации. Согласно ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
5) о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в том числе об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, размерах и составе их имущества, их расходах, численности и оплате труда их работников, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Положениями Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 мая 2002 г., 10 января 2003 г., 9 мая, 26 декабря 2005 г.) можно пользоваться при построении в компании системы охраны труда. Согласно ст. 8 Закона РФ «Об основах охраны труда в РФ» каждый работник имеет право на:
1) рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
2) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством РФ;
3) получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
4) отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
5) обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
6) обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
7) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
8) запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля над соблюдением требований охраны труда;
9) обращение в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
10) личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;
11) внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;
12) компенсации, установленные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (с изм. и доп. от 30 октября 2002 г., 10 января, 1 октября 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 2 июля, 31 декабря 2005 г.) устанавливает права и обязанности работодателя при проведении в организации различных инспекционных проверок (инспекцией по охране труда). Например, согласно ст. 13 настоящего Закона должностные лица, представители юридического лица, индивидуальные предприниматели и их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;
3) знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают по требованию органа государственного контроля (надзора) присутствие своих должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, и (или) своих представителей при проведении мероприятий по контролю.

Как мы отметили, ко второй группе нормативных актов, необходимых в работе отдела по работе с персоналом, можно отнести материалы методического характера по организации управленческого труда и работе с кадровыми документами. Одним из наиболее важных документов можно считать ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Рассматриваемый государственный стандарт определяет перечень реквизитов, которые должны присутствовать на документе, издаваемом в организации, порядок их расположения, требования к фирменным бланкам.

Постановление Правительства РФ «О трудовых книжках» и постановление Минтруда России «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» понадобятся кадровику при работе с трудовыми книжками сотрудников. Рекомендации, которые содержатся в этих документах, помогут сотруднику кадровой службы правильно, без ошибок заполнить трудовую книжку работника, при необходимости внести в нее соответствующие изменения или оформить вместо испорченного или утраченного документа дубликат. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров и Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления можно включить в перечень необходимых инструментов кадровика. С их помощью можно рассчитать численность сотрудников кадровой службы, а также определить количество времени, необходимого каждому из них для выполнения своих трудовых обязанностей.

Нумерация необходима для того, чтобы обеспечить сохранность документов дела и закрепить порядок их расположения. Количество листов в деле указывают на обложке. Необходимо пронумеровать все листы, кроме листов внутренней описи и листа с заверительной надписью. Листы внутренней описи нумеруются отдельно. Номера листов проставляются в правом верхнем углу простым карандашом. Если вы найдете ошибку в нумерации листов, можно их перенумеровать. Старые номера зачеркните и рядом поставьте новые номера. Если вы обнаружите пропущенные номера, поставьте дополнительные номера. Дополнительные, ранее пропущенные номера называют литерными. Они содержат порядковый номер предыдущего листа и буквенное обозначение. Сведения обо всех последующих изменениях в нумерации заносятся в лист-заверитель дела.

Оформляем обложку. Обложка каждого дела оформляется по установленной форме. На верхнем поле обложки указывается наименование организации в именительном падеже. Если у организации есть официальное сокращенное название, оно указывается в скобках, после чего указывается наименование структурного подразделения. Если наименование организации или подразделения менялось в течение периода, который охватывает дело, на обложке приводятся оба названия. Прежнее название указывается в скобках. На обложке необходимо указать порядковый номер дела по описи (архивный шифр) и индекс дела по номенклатуре. Из номенклатуры также переносится на обложку дела срок хранения документов. На делах постоянного срока хранения пишется: «Хранить постоянно». Срок хранения дела указывается в правом нижнем углу обложки дела. Обязательно нужно отразить информацию о дате дела. Почти всегда датой дел являются крайние даты документов дела. Например, крайними датами личного дела являются даты подписания приказа о приеме и увольнении сотрудника. Не забудьте указать количество листов в деле. Эти сведения проставляются на обложке под графой «Дата».

Прежде чем подавать на подпись директору организационно-распорядительный документ, будь то приказ, правила внутреннего трудового распорядка или должностная инструкция, его нужно согласовать с заинтересованными лицами, т. е. завизировать. Для оформления виз существуют особые правила. Визирование необходимо в любой организации, ведь это своеобразный контроль качества документов. Визы на документе подтверждают, что его содержание соответствует действительности, не противоречит закону, локальным актам, коллективному договору.

Законодательство ничего не говорит о том, какие должностные лица внутри организации визируют тот или иной документ и сколько виз может быть на одном документе. Поэтому рекомендуем вам подробно описать порядок визирования в инструкции по делопроизводству вашей компании. За основу возьмите ГОСТ Р 6.30-2003, в котором содержатся общие правила оформления виз.

Существуют два вида виз: виза согласования и виза ознакомления. Виза согласования упоминается в ГОСТе Р 6.30-2003 и имеет стандартную форму. Виза ознакомления в ГОСТе не упомянута, поэтому составляется в свободной форме. Посмотрим, чем же отличаются эти два вида виз.

Виза согласования ставится на документе до того, как он будет подписан или утвержден руководителем организации (т. е. визируется еще не документ, а его проект). Визируют документ только заинтересованные лица, т. е. те, кого затрагивает содержание документа. Разные документы предъявляются на согласование разным лицам.

Для примера давайте возьмем приказ о переводе сотрудника на другую работу. Во-первых, на нем должна стоять виза начальника или инспектора отдела кадров, удостоверяющая, что приказ составлен в правильной форме и в него включены достоверные данные. Затем его нужно завизировать у руководителя того подразделения, куда переводится работник. Проставляя свою визу, начальник отдела свидетельствует, что он извещен о прибытии нового сотрудника и согласен с таким положением дел. Если у работника при переводе меняется зарплата, то приказ следует согласовать с главным бухгалтером организации. И, наконец, документ визирует начальник юридического отдела (или юрист, если нет отдела), подтверждая, что при переводе не были нарушены нормы трудового законодательства.

Визу ознакомления ставит работник, интересы которого затрагивает документ. Этим он подтверждает, что документ доведен до его сведения. Виза ознакомления в отличие от визы согласования всегда проставляется на уже готовом, подписанном и утвержденном документе.

По сложившемуся обычаю документы визируют следующие должностные лица:
1) руководитель подразделения, подготовившего документ;
2) исполнитель, подготовивший документ;
3) руководители заинтересованных подразделений;
4) руководитель финансовой или бухгалтерской службы (если в документе затрагиваются финансовые вопросы);
5) заместитель руководителя организации, курирующий данное направление деятельности;
6) руководитель организации, если документ подписывает его заместитель;
7) руководитель юридической службы или юрист.

Этот список можно корректировать в соответствии со структурой и потребностями организации. Например, если у генерального директора нет заместителей, визы заместителя на документе не будет. Во многих организациях не предусмотрена виза непосредственного исполнителя – ее заменяет виза начальника того подразделения, которое будет исполнять документ.

Кадровое обеспечение системы управления персоналом организации представляет собой необходимый количественный и качественный состав работников кадровой службы.
Определение
Количественный состав кадровой службы - это списочный состав работников данного подразделения организации.
Качественные характеристики персонала представляют собой совокупность профессиональных, нравственных и личностных свойств, являющихся конкретным выражением соответствия персонала тем требованиям, которые предъявляются к должности или рабочему месту.
Всю совокупность качественных характеристик персонала можно условно разделить на три основные группы: способности (уровень образования, объем полученных знаний, опыт работы в определенной сфере профессиональной деятельности, профессиональные навыки), мотивации (сфера профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру, стремление к власти, готовность к дополнительной ответственности и дополнительным нагрузкам), свойства (способность воспринимать определенный уровень физических, психических или интеллектуальных нагрузок, способность концентрации внимания, памяти и другие личностные свойства, необходимые для выполнения какой-либо работы).
В 90-х годах ХХ века в кадровых службах отечественных организаций было занято всего от 0,3 до 0,8 процента общего числа работающих во всех отраслях промышленности и строительства. Для сравнения отметим, что в зарубежных фирмах в службах управления персоналом в то же время работало от 1,0 до 1,2 процента от общей численности работников предприятий, в этих службах было реали
зовано значительно большее количество функций по управлению трудовыми ресурсами.
Качественная характеристика кадровиков тех лет также представляла весьма удручающую картину. Прежде всего был установлен чрезвычайно низкий уровень профессиональной подготовки, что объяснялось отсутствием специалистов в области управления персоналом, недостаточным количеством социологов, психологов. Далее, низкий уровень образования: лишь каждый четвертый кадровик имел диплом о высшем образовании и почти каждый третий - только среднее образование, в целом отсутствовали работники со специализированным образованием в области управления персоналом. Поэтому некоторая недостаточность нынешнего уровня образования у работников кадровых служб явилась следствием того, что в стране долгое время не было учебных заведений, которые готовили бы специалистов данного профиля. В начале 90-х годов в рамках специальности менеджмент была открыта специализация «Управление персоналом». Появились первые кафедры управления персоналом, которые стали готовить специалистов кадровых служб для предприятий материальной сферы. Также для персонала кадровых служб тех лет характерны неблагоприятные возрастные характеристики: каждый пятый в промышленности приближался к пенсионному возрасту или уже был пенсионером. И еще один отличительный признак: низкая оплата труда кадровиков, примерно на уровне канцелярских работников. Отсюда и высокая текучесть кадров в этих службах: четверо работников из семи задерживались в кадровых подразделениях не более трех лет. В результате, недостаточно специализированных знаний о трудовых ресурсах конкретной организации и опыта управления персоналом у работников отделов кадров явились основными причинами принятия некомпетентных решений по управлению человеческими ресурсами и низкой организующей роли данных подразделений.
В настоящее же время в большинстве компаний ситуация с количественным и качественным составом работников кадровых служб меняется в лучшую сторону, в преуспевающих фирмах появились специалисты по подбору и оценке персонала, психологи и социологи, менеджеры по развитию кадров, обладающие соответствующей квалификацией и образованием. Поэтому можно сделать вывод, что неотвратимо в условиях резкого повышения статуса службы управления персоналом до высшего уровня управления, значительного расширения ее функций, усложнения техники подбора, отбора, расстановки персонала, развития, мотивации, служебного продвижения должность кадровика станет одной из важнейших штатных единиц, необходимых для выживания организации, обеспечения ее конку
рентоспособности. Европейской ассоциацией директоров по кадрам предложен идеальный портрет руководителя кадровой службы: руководитель кадровой службы должен быть пунктуальным и методичным, динамичным и настойчивым, общительным, способным убеждать, справедливым, строгим, доступным, широко образованным, способным к размышлению, дипломатом, психологом, добрым советчиком, должен обладать интуицией, быть гуманным. Он должен слушать и внушать доверие. Ряд экспертов по управлению персоналом считают, что будущие наиболее эффективные топ-менеджеры придут из сферы управления человеческими ресурсами.
Анализ теоретических и информационных источников показал, что в настоящее время нет принципиальных различий между топ- менеджерами российских и иностранных компаний. Характеристики успешного директора по персоналу российских компаний приближены к чертам зарубежного руководителя. Сегодня высокооплачиваемый директор по персоналу преуспевающей российской компании должен иметь высшее техническое или экономическое образование, степень МВА, курсы для менеджеров по персоналу, опыт работы от 3-х лет в компании соответствующего уровня, лидерские качества, стратегическое мышление, гибкость, коммуникабельность, лояльность и нацеленность на результат, навыки работы на компьютере с правовыми базами и базами данных, на высоком уровне знание английского. Зарплата директора по персоналу, обладающего указанными выше характеристиками, будет составлять от 2 до 10 тысяч долларов США, в среднем 4 тысячи долларов. В связи с указанным чрезвычайно актуальной становится проблема дальнейшей профессионализации сотрудников кадровой службы.
В зарубежных странах службы управления персоналом давно занимают важное место в структуре управления организацией. Так, в США в 70 - 80-х годах прошлого века качественный состав служб управления персоналом существенно изменился, что связано во многом с насыщением этих служб компьютерной техникой при росте объемов работ. При этом численность работников этих служб практически осталась прежней, изменились качественные характеристики работников. Если в прошлом в них преобладал конторский персонал, то к настоящему времени соотношение изменилось в пользу специалистов. На долю вспомогательного персонала (секретари, операторы, работники службы безопасности) приходится уже не более 30 процентов численности данных подразделений. Из каждых 10 работников 6 - 7 составляют узкоспециализированные сотрудники: психологи, социологи, экономисты, специалисты в области трудовых отношений, методов деловой оценки и обучения, аналитики работ, вербовщики персонала, консультанты по планированию карьеры
и тому подобные. Большинство из них являются выпускниками школ бизнеса, крупнейших университетов и педагогических вузов. Причем в 500 крупных компаниях и корпорациях США более 30 процентов специалистов, занятых кадровой работой, имеют самый высокий образовательный уровень - диплом магистра и доктора наук.
Растущее значение службы управления персоналом зарубежных стран отразилось на служебном статусе руководителей: 43 процента начальников кадровых служб американских корпораций занимают посты вице-президентов, а 32 процента входят в советы директоров.
Итак, среди причин, повлиявших на повышение эффективности работы кадровых служб и ограничение роста числа работников, можно отметить три основные:
первая - перевод работы с кадрами в ведущих фирмах и корпорациях на современную информационно-техническую базу;
вторая - развитие управленческой инфраструктуры, помогающей извне реализовать наиболее сложные направления кадровой работы. В эту инфраструктуру входят организации по подготовке и повышению квалификации специалистов кадровых служб за пределами самой организации, консультативные фирмы по вопросам кадровой работы, внешние центры по деловой оценке, рекрутинговые агентства и тому подобные организации. По отдельным функциям управления трудовыми ресурсами в компаниях более 30 процентов объемов работ переданы для выполнения внешним организациям. Характерная особенность зарубежных кадровых служб заключается и в том, что многие работники компаний, участвуя в подготовке и реализации кадровых решений в рамках деятельности служб управления персоналом, не состоят в ее штате. К ним, например, можно отнести совместителей профессоров и доцентов вузов, рекламных и сбытовых агентов, аудиторов и консультантов;
третья - обязательное наличие в штате компании профильных квалифицированных специалистов: психолога, менеджера по развитию персонала, по взаимодействию с кадровыми агентствами, отслеживающего изменения на рынке труда.
Количественный состав службы управления персоналом определяется организационно-штатными структурами и уставом организации.
При расчете количественного состава службы управления персоналом должны учитываться следующие факторы:

  1. Общая численность работников организации.
  2. Конкретные условия и специфика организации, связанные со сферой ее деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, страховая деятельность), масштабами, наличием разнохарактерных производств, филиалов.
  3. Социальная характеристика организации.
  4. Структурный состав работников организации (наличие различных категорий - рабочих, специалистов, служащих, научных работников), их квалификация.
  5. Степень сложности решаемых задач по управлению персоналом (осуществление стратегического планирования, выработка кадровой стратегии и политики, организация обучения, продвижения и т.д.).
  6. Техническое обеспечение управленческого труда (компьютеры, оргтехника и прочие).
Поскольку в данный момент все организации самостоятельно определяют численность работников своих кадровых служб, разрабатывают штатное расписание, методы расчета численности управленческих работников носят в основном рекомендательный характер. Расчет численности руководителей, специалистов и других служащих организации, в том числе и кадровой службы, осуществляется различными методами, в том числе многофакторного корреляционного анализа, экономико-математическими, сравнений, прямого расчета, по нормам обслуживания и так далее.
  1. Многофакторный корреляционный анализ (применим в основном для крупных промышленных предприятий).
В научно-исследовательском институте труда была разработана схема функционального разделения труда с учетом влияния на численность персонала определенных факторов. При использовании этого метода определения численности работников, во-первых, устанавливаются существенные факторы, влияющие на численность персонала (например, степень механизации или автоматизации производства, специфика отрасли и прочее), а во-вторых, при помощи корреляционного анализа выводятся математические формулы, в самом общем виде выражающие зависимость между численностью персонала и действующими факторами. Важно, что недостатком многофакторного корреляционного анализа является то, что в условиях рынка и конкуренции отсутствует жесткая зависимость между производственными факторами и численностью персонала, большое значение приобретают сложно оцениваемые количественные факторы внешней маркетинговой среды предприятия, в связи с чем данный метод может носить только рекомендательный характер. Наиболее широкое применение метод все же нашел на крупных промышленных предприятиях.
  1. Экономико-математический метод предусматривают разработку экономико-математических моделей, основанных на использовании фактических показателей работы организации, позволяющих определить потенциальные потребности в кадрах, которые обеспечивают адекватное отражение содержания производственно
    го процесса компании. Но в связи с достаточной сложностью, большой теоретичностью применение данных методов пока ограничено.
  2. Метод сравнений.
При использовании этого метода проводится анализ состава персонала в достаточно развитой производственно-хозяйственной системе; на основе этого составляются проектировки потребности в персонале для менее развитых систем; формируются однородные группы организаций.
  1. Экспертный метод.
Представление о потребности в специалистах формируется на основе мнения группы экспертов, обладающих необходимой научно-практической компетенцией. Этот метод может использоваться и самостоятельно, и как составная часть других методов.
  1. Метод прямого расчета включает следующие действия:
а) определение затрат труда на выполнение повторяющихся, стандартных, типовых функций;
б) определение затрат труда на выполнение случайных, неповторяющихся функций, направленных на устранение каких-либо ошибок;
в) расчет на этой основе численности персонала.
  1. Через трудоемкость работ классифицируются следующие методы определения численности персонала:
    1. Нормативный. Используются нормы времени на простые, повторяющиеся виды работ (машинопись, оформление типовых документов, учет). Также уже давно разработаны типовые нормы времени на подготовку и оформление документов по учету личного состава, ведению делопроизводства.
Итак, зная нормативную, либо расчетную трудоемкость работ, выполняемых в течение года, например, в отделе кадров, можно рассчитать численность отдела по формуле:
Ч = (Т х К) / Фп,
где Т - общая трудоемкость всех работ, выполняемых за год в отделе кадров, чел.-час; К - коэффициент, учитывающий затраты времени на выполнение работ, не предусмотренных в Т (К=1,15); Фп - полезный фонд рабочего времени одного работника за год, в час. (в среднем принимается равным 1840 часам, но ежегодно уточняется);
    1. На основе фотографии рабочего времени (хронометража);
    2. Расчетно-аналитический;
    3. Экспертный;
    4. Метод аналогий.
  1. По нормам управляемости.
Устанавливается норматив численности работников организации, обслуживаемых одним сотрудником кадровой службы.
Например, в США на 1 менеджера по персоналу по нормативу приходится 100 человек работающих; в ФРГ - 130- 150 человек работающих; во Франции - 130 человек работающих; в России - 100 человек работающих.
Данные соотношения могут существенно различаться по отраслям, секторам, сферам деятельности. В самых больших корпорациях США число работников служб управления персоналом доходит до 150 человек.
Российские кадровые службы в основном держатся около нижней планки этого показателя - 100 человек на одного специалиста по управлению персоналом.
Расчет количественной потребности в специалистах, в том числе и по управлению персоналом, проводится одновременно с определением качественной потребности в них, т.е. потребности в работниках определенных профессий, специальности, квалификации.
Качественный состав службы управления персоналом определяется требованиями «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» (1998 г.). «Квалификационный справочник...» содержит квалификационные характеристики должностей, которые, в свою очередь, содержат должностные обязанности; уровень требуемых знаний; требования к квалификации.
Зарубежная теория и практика накопила большой опыт в области управления персоналом, перенос которого на российскую почву должен быть очень избирательным. Главное - должна учитываться та окружающая среда, в которой функционируют российские организации, ценности, которые присущи той или иной нации или культуре, а также индивидуальные особенности отрасли и предприятий, их фактическое состояние.
Обобщая вышесказанное, при создании эффективных систем управления персоналом в российских организациях необходимо учитывать следующее:
  • процесс обеспечения кадров и совершенствования персонала должен стать непрерывным;
  • в службах управления персоналом необходимо развивать все функции данной сферы управления;
  • кадровики должны знать, учитывать и использовать особенности социокультурной среды российского общества;
  • кадровикам важно владеть и применять на практике методы управления трудовыми ресурсами;
  • кадровикам следует адаптировать положения зарубежных теорий и опыт практики по управлению персоналом к особенностям российской действительности.

Основные задачи кадровой работы на предприятии можно распределить по направлениям. Учетно-контрольное направление кадровой работы предполагает решение следующих основных задач:
- прием работников на предприятие;
- учет работников;
- увольнение работников; - работа с временно отсутствующими работниками предприятия (находящихся в отпусках, отсутствующих по болезни, убывших в командировки и т. п.).
Планово-регулятивное направление кадровой работы предполагает решение следующих основных задач: - подбор (поиск и отбор) работников для предприятия; - расстановка работников предприятия; - перемещение работников предприятия; - становление в должности и адаптация работников.
Отчетно-аналитическое направление кадровой работы предполагает решение следующих основных задач: - изучение работников; - оценка работы работников; - аналитическая работа; - подготовка отчетов.
Координационно-информационное направление кадровой работы предполагает решение следующих основных задач:
- профессиональная подготовка (обучение и переподготовка) работников;
- организация приема работников предприятия (по служебным и личным вопросам);
- работа с письменными обращениями работников предприятия;
- архивная и справочная работа.
Организационно-методическое направление кадровой работы предполагает решение следующих основных задач:
- документирование деятельности работников предприятия;
- кадровая работа в подразделениях предприятия;
- планирование кадровой работы;
- руководство кадровой работой.
Все задачи отдела кадров определяются спецификой работы организации, при этом учитываются:
- размеры организации;
- направление бизнеса (производство, торговля, сфера оказания услуг населению);
- стратегические цели организации;
- стадия развития организации;
- численность персонала;
- приоритетные задачи работы с персоналом.
Обязанности и структура отдела кадров может быть различной и в зависимости от вида деятельности организации.
Классический подход к управлению персоналом получил название «управление кадрами»». Все управление персоналом сосредоточивается в отделе кадров и направлено на то, чтобы обеспечить наличие нужных людей в нужное время в нужных местах и освобождение от ненужных. Руководство людьми представляет собой самостоятельную функцию, осуществляемую непосредственно линейными руководителями независимо от кадровых служб.
К главным задачам системы управления персоналом относят:

Обеспечение организации квалифицированными кадрами;
создание необходимых условий для эффективного использования знаний, навыков и опыта работников;
совершенствование системы оплаты труда и мотивации;
повышение удовлетворенности трудом всех категорий персонала;
предоставление работникам возможностей для развития, повышения квалификации и профессионального роста; стимулирование творческой активности.
формирование и сохранение благоприятного морально-психологического климата;
совершенствование методов оценки персонала; управление внутренними перемещениями и карьерой сотрудников;
участие в разработке организационной стратегии.


Принципами построения современной системы управления персоналом считаются:

Эффективность подбора и расстановки сотрудников;
справедливость оплаты труда и мотивации, вознаграждение не только за индивидуальные, но и коллективные достижения;
продвижение работников в соответствии с результатами труда, квалификацией, способностями, личными интересами, потребностями организации;
быстрое и эффективное решение личных проблем.

Работа служб персонала имеет два направления: тактическое и стратегическое. В рамках первого осуществляется текущая кадровая работа: анализ состояния и планирование потребностей в кадрах, разработка штатных расписаний, осуществление набора, оценки и отбора персонала; тестирование; планирование ближайших кадровых перемещений и увольнений, текущий учет и контроль, подготовка, переподготовка и повышение квалификации, формирование резерва на выдвижение, пропаганда организационных ценностей и воспитание персонала в их духе.
Главным направлением деятельности кадровых служб считается формирование трудовых ресурсов: планирование потребности в них и организация практических мероприятий по набору кадров, разрешение конфликтов, проведение социальной политики.
Суть кадровой работы состоит в определении того, что конкретно, кем, как и с помощью чего должно делаться на практике в данный момент в сфере управления персоналом. Решение этих повседневных задач основывается на административных методах.
Стратегическое направление работы служб персонала ориентировано на формирование кадровой политики организации - системы теоретических взглядов, идей, требований, практических мероприятий в области работы с персоналом, ее основных форм и методов

Служба по подбору персонала и управлению им (отдел или управление по кадрам) представляет собой самостоятельное структурное подразделение коммерческой либо некоммерческой организации, главными направлениями деятельности которой являются:

  • - документирование трудовых отношений;
  • - осуществление работы по подбору, расстановке и использованию рабочих и специалистов;
  • - формирование стабильно работающего трудового коллектива;
  • - создание кадрового резерва;
  • - организация системы учета кадров.

Таким образом, роль деятельности кадровой службы в общей системе управления обуславливается ее функциями, основой которых как раз и является деятельность, связанная с документированием трудовых отношений и организацией работы с персоналом.

Документирование трудовых отношений - неотъемлемая часть деятельности любой организации. Документированная информация составляет основу управления. В современном обществе информация стала полноценным ресурсом производства, важным элементом социальной и политической жизни общества. Качество информации определяет качество управления. В современных условиях для повышения эффективности управления необходимо уделять достаточное внимание совершенствованию работы с документами, так как всякое управленческое решение всегда базируется на информации, на служебном документе.

Организация работы с документами влияет на качество работы аппарата управления, организацию и культуру труда управленческих работников. За счет более совершенной системы документационного обеспечения управления достигается более быстрое движение и исполнение служебных документов, их сохранение, использование и правильный отбор на государственное хранение. То есть, деятельность всего аппарата управления упрощается, ускоряется, становится более четкой и организованной.

Руководство каждого предприятия должно учитывать, что документы по личному составу, отражающие трудовую деятельность работников и подтверждающие трудовой стаж, необходимый для начисления пенсии, играют особую роль в жизни человека. Недопустимо отсутствие этой документации в организации, а также ведение кадрового делопроизводства с нарушением требований Трудового кодекса РФ.

Необходимо учитывать, что документация по личному составу подлежит передаче в государственные архивы для длительного хранения.

Руководитель предприятия несет персональную ответственность за документированный фонд, образующийся на предприятии, и должен быть знаком с основами трудового законодательства.

Не менее важным для администрации предприятия является использование документов кадровой службы при решении споров с работниками. Трудовые конфликты всегда сопровождаются представлением в суд документов, подготовленных в кадровой службе. Важнейшее значение при этом имеет не только правильное составление содержательной части каждого документа, но и его оформление в соответствии с действующими нормативными актами, то есть придание документу юридической силы. Именно ошибки, допускаемые при подготовке документов, отсутствие в них отдельных реквизитов или неверное их выполнение нередко приводят специалистов кадровой службы к неудаче в судебном споре с работником даже при хорошем знании статей Трудового кодекса РФ и правильном их применении.

Таким образом, кадровая документация, всегда игравшая существенную роль в жизни каждого трудоспособного человека в нашей стране, продолжает оставаться актуальной и в условиях развития рыночных отношений. Так как служит документальным подтверждением прав работника на социальное обеспечение по старости и инвалидности, предоставляется в суд при трудовых конфликтах, сдается в государственные архивы на длительное хранение, используется в справочных целях при обращении граждан в архивные учреждения.

Все это доказывает значимость кадрового делопроизводства в деятельности любой организации. Необходимо уделять особое внимание документированию работы с персоналом и учитывать все особенности работы с кадровыми документами.

Следовательно, деятельность кадровой службы имеет большое значение для любой организации. От того, насколько профессионально организованно ведение кадрового делопроизводства зависит успех управленческой деятельности в целом.

Организация деятельности любого подразделения должна начинаться с составления положения об этом подразделении. Положение о кадровой службе должно состоять из следующих разделов: общие положения; задачи; структура; функции; взаимоотношения с другими подразделениями; права; обязанности; ответственность.

В разделе «Структура» указан порядок разработки и утверждения структуры отдела, его численный состав, конкретные направления работы и закрепленные за ними подразделения отдела.

Численный состав и структура кадровых служб зависят в основном от масштабов организации. В зависимости от размеров конкретной организации выделяются следующие организационные формы осуществления кадровой работы:

  • - самостоятельное структурное подразделение с непосредственным подчинением руководителю организации или его заместителю;
  • - выполнение функций кадровой службы отдельным сотрудником организации;
  • - выполнение функций кадровой службы по совместительству с выполнением другой работы.

Функциональные обязанности кадровой службы заключаются в следующем:

  • - разработка планов комплектования кадров в соответствии с программой развития конкретной организации;
  • - оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
  • - учет личного состава;
  • - хранение и заполнение трудовых книжек, ведение документации по делопроизводству;
  • - контроль исполнения руководителями подразделений приказов и распоряжений по работе с личным составом;
  • - изучение движения кадров, анализ текучести кадров, разработка мероприятий по ее устранению;
  • - анализ состава специалистов организации, деловых качеств работников с целью их рационального использования;
  • - создание условий для повышения образовательного и квалификационного уровня специалистов;
  • - работа по созданию резерва на выдвижение;
  • - подготовка предложений по улучшению расстановки и использованию работников;
  • - подготовка и систематизация материалов для аттестационнойкомиссии;
  • - подготовка материалов для представления работников к поощрению и награждению;
  • - принятие мер по трудоустройству высвобождаемых работников;
  • - организация контроля состояния трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка;
  • - ведение всей отчетности по кадровым вопросам.

В ходе взаимодействия с другими подразделениями организации кадровая служба получает от них заявки на прием рабочих и специалистов, представления о поощрении, графики отпусков и т.п.

Из кадровой службы в подразделения направляются:

  • - сведения о нарушителях трудовой дисциплины;
  • - копии приказов о приеме новых работников, перемещении внутри организации, увольнении работников;
  • - копии приказов об утверждении (изменении) Правил внутреннего трудового распорядка;
  • - сведения, относящиеся к вопросам соблюдения трудовой дисциплины.

От бухгалтерии кадровая служба получает штатное расписание, расчеты потребности в рабочей силе, справки о заработной плате для оформления пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца и т.п.

В свою очередь, кадровая служба представляет в бухгалтерию сведения о списочной численности работников, прогулах, текучести кадров, табель учета рабочего времени, приказы о приеме, переводе и увольнении, листы временной нетрудоспособности для оплаты, сведения об очередных отпусках работников и т.п.

Кадровая служба, как правило, наделена следующими полномочиями:

  • - требовать от всех подразделений организации представления необходимых для ее работы материалов;
  • - принимать работников, организации по вопросам перемещения и увольнения;
  • - взаимодействовать с другими организациями по вопросу подбора кадров;
  • - требовать от других подразделений обязательного выполнения тех указаний, которые предусмотрены положением об отделе кадров.

Положение об отделе кадров устанавливает ответственность начальника отдела кадров за выполнение возложенных на отдел функций и ответственность работников отдела, которая устанавливается должностными инструкциями.

Что касается должностной инструкции работника отдела кадров, то она, как и любая другая должностная инструкция, согласно пункту 5 постановления Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9 «Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» должна состоять из трех разделов: «Должностные обязанности», «Требования к знаниям» и «Требования к квалификации».

Основными должностными обязанностями начальника отдела кадров являются:

  • - руководство работой отдела;
  • - обеспечение выполнения работ;
  • - разработка необходимой документации, предложений, рекомендаций, инструкций;
  • - обеспечение рационального использования материальных, финансовых и технических средств;
  • - проведение работ по защите информации, составляющей коммерческую тайну;
  • - обеспечение рационального распределения нагрузки между работниками отдела;
  • - создание условий для повышения квалификации персонала;
  • - контроль соблюдения работниками правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны, производственной и трудовой дисциплины;
  • - внесение предложений о поощрении отличившихся работников, наложений взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины;
  • - обеспечение составления уставной отчетности.

Начальник отдела кадров должен знать:

  • - постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся деятельности отдела;
  • - нормативные акты и методические рекомендации, определяющие порядок проведения работ в отделе;
  • - основы экономики, организации труда и управления;
  • - правила внутреннего трудового распорядка;
  • - правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

В бюджетных организациях существуют определенные требования к квалификации по разрядам оплаты. Общим требованием является наличие высшего профессионального образования и стажа работы по профилю не менее 5 лет. Для коммерческих организаций такие требования могут служить лишь ориентиром при установлении размера заработной платы.

В полноценном отделе кадров средней по масштабам организации в штатном расписании могут быть следующие должности: начальник службы по набору персонала и управлению им (отдел кадров); инспектор по кадрам; психолог; специалист по кадрам; табельщик и другие.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Уральский государственный университет им.А.М. Горького

Исторический факультет

Отделение архивоведения, документоведения

и информационно-правового обеспечения управления

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОЙ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ

(на примере ООО «Строитель»)

Дипломная работа студентки 5 курса

г. Каменска-Уральского

специальность:

документоведение и ДОУ

Пысиной Ольги Геннадьевны

Научный руководитель:

Цеменкова Светлана Ивановна

Екатеринбург, 2008

Введение. 3

1. Организация работы современной кадровой службы ООО «Строитель» 11

§ 1.1. Краткая история ООО «Строитель». 13

§ 1.2. Структура, функции и сотрудники кадровой службы.. 16

2. Документирование кадровой деятельности. 20

§ 2.1. Основные виды документов, использующиеся в деятельности кадровой службы ООО «Строитель». 20

§ 2.2. Оформление кадровых документов. 28

Оформление пенсии. 41

Оформление документов при увольнении. 44

§ 2.3. Работа с исходящими и входящими документами. 46

§ 2.4. Формирование дел в организации. 50

§ 2.5. Хранение документов кадровой службы.. 54

В современных условиях для повышения эффективности управления необходимо совершенствование работы с документами, так как всякое управленческое решение всегда базируется на информации, на служебном документе.

Организационная деятельность выражается в разработке и утверждении комплекса организационно-правовых документов, содержащих правила, нормы, положения, устанавливающие статус организации, ее компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности организации в целом, ее подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность и другие аспекты.

Задачи управления трудовым коллективом, формирования и качественного улучшения его состава можно решать только при наличии совершенной системы информационного обеспечения работы с кадрами, которая включает многочисленные информационные показатели и постоянно совершенствуется и обновляется на основе применения современных информационных технологий.

Составление и оформление кадровой документации регламентируется соответствующими законодательными и подзаконными актами.

Под обобщающими понятиями «кадровая документация» или «документация по личному составу» подразумевают широкий круг документов, содержащих сведения о работниках предприятия и деятельности самой кадровой службы: персональные и учетные документы, плановые и отчетно-статистические, организационно-распорядительные.

Отдел кадров ООО «Строитель» представляет собой самостоятельное структурное подразделение, подчиненное руководителю организации и менеджеру по персоналу. В зависимости от кадрового потенциала изменяется структура и численный состав самой кадровой службы.

Организация работы с документами влияет на качество работы аппарата управления, организацию и культуру труда управленческих работников. От того, насколько профессионально ведется документация, зависит успех управленческой деятельности в целом. Деловая информация представляется на виде разного рода документов.

Исследования показывают, что 75% рабочего времени сотрудников организаций тратится на их подготовку, сопровождение, заполнение, копирование и передачу. Управление документации становится одним из главных факторов конкурентоспособности предприятия. Оно означает особую организацию работы с документами и данными, координацию процессов создания. Правильно организованное управление делами снижет время, необходимое для поиска, повышает точность и своевременность информации, устраняет ее избыточность.

Документированная информация составляет основу управления, его эффективность в значительной степени базируется на производстве и потреблении информации. В современном обществе информация стала полноценным ресурсом производства, важным элементом социальной и политической жизни общества. Качество информации определяет качество управления. В современных условиях для повышения эффективности управления необходимо уделять достаточное внимание совершенствованию работы с документами, так как всякое управленческое решение всегда базируется на информации, на служебном документе.

Рационализации документационного обеспечения управления в ООО «Строитель» необходимо уделить большое внимание, потому, что недостатки в постановке этой работы приводят к серьезным трудностям в работе руководителя и предприятия в целом. За счет более совершенной системы документационного обеспечения управления достигается более быстрое движение и исполнение служебных документов, их сохранение, использование и правильный отбор на государственное хранение. Принцип работы по информационно – документационному обслуживанию сводится к набору одних и тех же операций. Они могут выполняться вручную, с помощью средств механизации или эти процессы полностью автоматизированы. Но все эти этапы делопроизводственного цикла работы с документами аналогичны. Поэтому грамотный работник управленческого аппарата должен уметь не только правильно составлять и оформлять сами документы, но и знать, какие виды работ выполняются с этими документами.

К сожалению, многие руководители предприятий, работники, отвечающие за документационное обеспечение управления, не знакомы с основами современного делопроизводства, а тем более – с тонкостями ведения документации. Вместе с тем, правильное составление и оформление документов в соответствии с новыми нормативами – важнейшая обязанность работников делопроизводственных служб.

Информация фиксируется в документах, которые придают ей организационную форму и перемещают во времени и пространстве. Документы и документная информация лежат в основе управленческих решений и являются их материальным воплощением, обеспечивают юридической силой.

Работа с документами должна иметь настолько отработанный порядок, чтобы работники не отвлеклись от главных производственных целей предприятия.

Кадровая документация, фиксирующая трудовые отношения работника с работодателем, подтверждающая его заработную плату или стаж, зачастую ведется с нарушениями действующего законодательства. Ошибки в ведении документации не только выражают неуважение к сотруднику, но и являются нарушением трудового кодекса РФ.

Ошибки, допускаемые при оформлении трудовых отношений, чаще всего связаны с неподготовленностью руководителей к решению правовых и юридических вопросов.

Цель дипломной работы – изучить организацию работы кадровой службы в ООО «Строитель».

Таким образом, основными задачами дипломной работы являются:

Рассмотреть историю развития ООО «Строитель»;

Изучить структуру и функции кадровой службы данной организации;

Проанализировать работу кадровой службы в области документирования;

Предложить методы усовершенствования службы кадров ООО «Строитель».

нормативные и законодательные акты:

1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Содержащиеся в личном деле данные должны быть конфиденциальны, персональные данные работника должны быть защищены.

2. Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек». В этой инструкции указаны правила по ведения и заполнению трудовых книжек.

4. Постановление государственного комитета РФ по статистике от 05.01. 2004 г. №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной и учетной документации по учета труда и его оплаты».

5. ГОСТ Р 6.30-2003 УСД. Данный стандарт устанавливает: состав

реквизитов документов, требования к оформлению реквизитов документов, требования к бланкам документов.

6. Типовая инструкция по делопроизводству в Федеральных органах исполнительной власти. Утв. Приказом Минкультуры РФ от 08.11. 2005 г. №536

1. Кошелева Е.А. Организация хранения архивных документов. Не все руководители организаций понимают роль и значение архивов в нашей жизни. А ведь в архивах хранятся документы, свидетельствующие об истории деятельности организации на различных этапах развития нашего общества. Особое место среди архивных документов занимают документы по личному составу организации, где содержатся сведения о трудовом стаже и заработной плате работников. О том, какие требования предъявляются к обеспечению сохранности архивных документов и в чем заключаются меры по созданию оптимальных условий их хранения, идет речь в данной статье.

Рекомендуем почитать

Наверх