Ульяновский областной суд - судебный акт. Депутаты обсудили влияние прямых договоров на снижение задолженности за жилищно-коммунальные услуги Прямые договоры: опыт соседей

Торговля и склад 29.07.2019

31 марта у меня в блоге был опубликовано: «По-моему, в Ульяновске стоит проанализировать ситуацию с долгами УО, как говорит Жванецкий, щитильнее. Во-первых, нужно оценить «масштаб катастрофы» - размер и причины задолженности УО ресурсоснабжающим организациям. Во-вторых, понять перспективу роста задолженности. В-третьих, оценить возможности и готовность к «прямому абонированию» всех участников этого процесса. И тогда принять решение: поступать ли нам так же, как делают в Волгограде ». ( , 31 марта 2013)
Мое мнение совпало с мнением Анатолия Яшанова , директора ООО «Строительно-монтажное управление», высказанным в «АиФ» от 3 апреля: «Чтобы навести порядок в сфере управления многоквартирными домами, на мой взгляд, надо поступить, как в Волгограде, где в ответ на кризисную ситуацию в системе ЖКХ власть приняла решение до 1 мая перевести собственников на прямое абонирование по теплу и на водоснабжение с поставщиками этих услуг. Случись такая инициатива в Ульяновске, управляющие компании первыми откликнулись бы на нее, проводили бы собрания, убеждали людей... Все управляющие компании мечтают выйти из цепочки платежей и долгов населения за коммунальные ресурсы». («Руководители частных управляющих компаний Ульяновска о госуправлении в ЖКХ» , «АиФ», 3 апреля)
Многие директора УО думают так же, как Анатолий Яшанов.
Дело - за властью…

Полный текст статьи «Руководители частных управляющих компаний Ульяновска о госуправлении в ЖКХ» («АиФ», 3 апреля):
Автор: Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА
У руководителей частных управляющих компаний есть свое видение роли государства в развитии жилищно-коммунальной сферы.
КРЫША ИЛИ КРЫШКА?
Они даже приветствуют госуправление (напомню, вернуть госуправление в ЖКХ - это инициатива Сергея Морозова, - Г.А.) , но считают, что для этого государство должно четко и эффективно исполнять уже взятые на себя обязательства.
Участники «круглого стола»:
. Алексей Болотов , директор ООО «УК Жилстройсервис»
. Дмитрий Егоров , директор ООО «РЭС»
. Александр Потапов , председатель ТСЖ «Луч»
. Анатолий Яшанов , директор ООО «Строительно-монтажное управление»
. Григорий Николаев , директор НП СРО «Симбирский дом»

КТО ЧЕМ РИСКУЕТ
Алексей Болотов:
- Не считаю, что государственное управление - это эффективно. Что мешает сейчас МУПам и ДУКам? Где их программы по энергосбережению и энергоэффективности? У частных компаний приборами учета, да еще и с погодным регулированием, оборудовано от 70 до 100% жилого фонда за счет негосударственных инвестиций. У частных УК есть стимул работать эффективно, иначе - огромные убытки, а люди уйдут в другую компанию. А у муниципальных - нет. Там нет права на принятие решения, а то завтра и снять могут, а, значит, никто и думать не будет о завтрашнем дне, поэтому живут одним днем. Прошел он - и ладно.
Александр Потапов
- Давайте сравним жилой фонд муниципальных и частных компаний. Где лучше качество жилищных услуг, техническая оснащенность домов, где грамотнее сотрудники? Частник бережет свою копейку, и он никогда не возьмет на работу человека только потому, что он его сват. Это к вопросу о профессионализме. Частная компания вынуждена вкладывать свои деньги в модернизацию жилого фонда, иначе она просто прогорит.
Анатолий Яшанов
- Наша компания начала заниматься управлением жилого фонда в феврале 2007 года, а уже в марте мы получили счета за отопление и поняли, что если ничего не предпринимать, то к декабрю будем банкротами. К началу следующего отопительного сезона у нас все дома были оснащены приборами учета на тепло, параллельно - проверяли теплоизоляцию, техническое состояние трубопроводов и так далее. Это нам позволило получить реальную картину потребления ресурсов и уйти от убытков из-за несбалансированного законодательства. Только по горячей воде за счет установки приборов учета произошло снижение платежа ресурсоснабжающим организациям в полтора раза.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ЦИФРАХ И ФАКТАХ
Григорий Николаев:
- По данным с официального сайта Контакт-центра при главе города на 26 марта в Ульяновске функционирует 27 управляющих компаний. По данным сайта комитета ЖКХ - 43. Разрыв в информации разных подразделений муниципалитета - 16 управляющих компаний. Уже одно это говорит об уровне осведомленности и взаимодействия в системе муниципального управления многоквартирным жилым фондом.
В начале 2000-х годов в Ульяновске было создано пять муниципальных управляющих компаний. За несколько лет они фактически обанкротились и были преобразованы в домоуправляющие компании (ДУКи) - ОАО со 100% контрольным пакетом акций у муниципалитета. Остатки жилого фонда слили в одно УМУП «УК ЖКХ города Ульяновска», о которой нет доступной информации, хотя по закону должна быть.
Вновь созданные в 2007-2008 годах ДУКи на сегодняшний день обслуживают около 50% жилого фонда Ульяновска. Суммарная кредиторская задолженность этих компаний перед поставщиками составляет более 1,5 млрд рублей. За прошлый год ДУКам за грубые нарушения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг только ГЖИ было выписано штрафов на сумму около 3 млн рублей. И они были оплачены из кармана жителей. Всем частным компаниям, вместе взятым, штрафов было выписано в десятки раз меньше. При равных долях жилого фонда, находящего в управлении! Это к разговору о соотношении качества работы частных и муниципальных предприятий. Хорошо иллюстрирует ситуацию и свежая статистика обращений жителей в 2013 году в службу «05»: из 756 жалоб на качество жилищно-коммунальных услуг, поступивших за месяц, 614 касается ДУКов.
В ДОЛГАХ КАК В ШЕЛКАХ
Григорий Николаев:
- Долги населения есть у всех управляющих компаний - неважно, частные они или муниципальные. Но 55-60 % злостных должников (задолженность свыше 6 месяцев) - это жители квартир, которые принадлежат муниципалитету. Хотя доля неприватизированных квартир составляет сегодня не более 20% от общей площади жилья. Между тем, Жилищный кодекс РФ с муниципалитета, как с собственника муниципального фонда, ответственности не снимал, напротив - обязывает быть добросовестным собственником, а значит, держать на контроле вопрос своевременной оплаты.
Львиная доля муниципальных квартир - без индивидуальных приборов учета, самая низкая оснащенность общедомовыми приборами учета - в домах, находящихся под управлением муниципальных организаций. К сожалению, муниципалитетом не исполнены и решения судов по искам собственников с требованием выполнить капитальный ремонт жилого фонда Ульяновска. Таких решений суда, не приведенных в исполнение, скопилось на 500 млн рублей. Это ведет к росту аварийных ситуаций, снижению качества и безопасности проживания граждан и дополнительным расходам управляющих организаций на оплату компенсаций за нанесенный ущерб населению. Получается, муниципалитет не справляется ни с муниципальными управляющими компаниями, которые ему на 100 % подконтрольны, ни с жилым фондом, который находится в его собственности. А ведь никто сегодня не мешает муниципалитетам вкладывать деньги в качественный ремонт и модернизацию жилого фонда и на примере работы муниципальных предприятий задавать высокую планку оказания жилищно-коммунальных услуг. А региональной власти никто не мешает жестко контролировать тарифы для населения на коммунальные услуги, которые уже вышли за рамки разумных пределов.
В ФУТБОЛ НА КОНЬКАХ
Алексей Болотов:
- Я думаю, что начинать нужно с приведения в порядок нормативной базы и законодательства в сфере ЖКХ. А то получается: играем в футбол на хоккейных коньках. Расчеты-перерасчеты, исполняем-отменяем… Надо установить единые правила для всех и не заниматься популизмом. Управляющие компании только ставят цифры, утвержденные на законодательном уровне и большой энергетикой, в формулы постановлений, и все средства, собранные с населения, напрямую получают ресурсноснабжающие организации.
Анатолий Яшанов:
- Чтобы навести порядок в сфере управления многоквартирными домами, на мой взгляд, надо поступить, как в Волгограде, где в ответ на кризисную ситуацию в системе ЖКХ власть приняла решение до 1 мая перевести собственников на прямое абонирование по теплу и на водоснабжение с поставщиками этих услуг. Случись такая инициатива в Ульяновске, управляющие компании первыми откликнулись бы на нее, проводили бы собрания, убеждали людей... Все управляющие компании мечтают выйти из цепочки платежей и долгов населения за коммунальные ресурсы. Если бы это произошло, не было повода говорить, что мы виноваты в долгах перед энергетиками и в росте платежей за коммунальные ресурсы - перед населением. Никто бы не говорил, что плата на коммунальные услуги растет, потому что управляющие компании наживаются.
Александр Потапов:
- Две частные управляющие компании в 2012 году первыми в Ульяновске решили перевести свой жилой фонд на непосредственное управление. Собственники провели собрания, приняли решения, есть протоколы собраний - все по закону. Но и ВоТГК, и «Водоканал» отказываются заключать такие договоры. Непонятно, почему власть остается в стороне. В случае с ВоТГК это хоть как-то можно объяснить, потому что ВоТГК - частная компания. Но «Водоканал» - муниципальное предприятие, и на него можно было бы воздействовать.
На самом деле ресурсоснабжающим компаниям гораздо проще работать с управляющими компаниями, чем с населением. Не надо подавать в суд иски на каждого неплательщика, достаточно подать на управляющую компанию, ТСЖ, ЖСК. И потом управляющей компании придется выходить к собственникам и говорить: у нас долг, надо выплачивать или производить доначисления. И сразу она становится врагом номер один.
Дмитрий Егоров:
- 95% претензий собственников к управляющим компаниям связаны именно с коммунальными услугами - их качеством и расчетами за них.
Если бы управляющие компании были исключены из цепочки платежей за коммунальные ресурсы, то они имели бы возможность эффективнее работать с населением, в частности - в направлении энергосбережения. А это их главная на сегодняшний день задача.
У нашей компании сейчас разработаны мероприятия по энергосбережению на каждый многоквартирный дом. Собственники должны их рассмотреть и либо принять, либо отказаться. Мы предлагаем разные варианты перечня работ на выбор - от 10 руб. с кв. м до 15-ти.
Совет дома выбирает то, что считает нужным, потом комплектуется пакет документов и предлагается для голосования. Из 34 домов 32 дома приняли эти перечни, и там жестко расписан план работ, которому мы следуем.
Вот это та работа, которой сегодня должны заниматься управляющие компании. Она обеспечивает качество жизни в доме. Конечно, гораздо сложнее работать с собственниками в условиях, когда насаждается образ управляющей компании, как врага, который виноват в растущих платежах, неправильных расчетах и так далее.
Григорий Николаев:
- Если посмотреть на судебную практику, то получается, что именно частные управляющие компании, ТСЖ и ЖСК, отстаивают интересы населения в судах. Например, с прошлого года наша СРО «Симбирский дом», как представитель управляющих компаний, несколько ТСЖ и ЖСК судятся с ВоТГК по тарифу на ГВС. В прошлом году его не было в принципе, хотя в соответствии с Федеральным законодательством он должен был быть установлен. В связи с этим УК несли убытки, которые вынуждены были выставлять жителям. Если доказать в суде, что тариф должен был быть, то эти выпадающие доходы уходят. То есть речь идет о защите интересов населения и о тарифе, за который отвечает региональная власть. Кто участвует обычно в судах? Типичный расклад: на стороне населения - общественные организации и прокуратура. Минэкономики в суд не явилось, оставив решение на усмотрение суда, муниципалитет не участвует в процессе, от общественной палаты - никого, МУПы «Теплоком», «Гортеплосервис» - тоже отсутствуют. К сожалению, Министерство ЖКК и Комитет ЖКХ Ульяновска, как правило, тоже не принимают участия в судах. Уже не надеясь ни на чью помощь, сегодня ряд ТСЖ и ЖСК Ульяновска сами, в интересах всего населения города, в Арбитражном суде оспаривают стоимость тепловой энергии (Гкал.), поставляемую ВОТГК потребителям в 2011, 2012, 2013 годы.
ВЫДАВИТЬ - ЭЛЕМЕНТАРНО
Анатолий Яшанов:
- На самом деле выдавить частников с рынка - проще простого. Достаточно субсидировать муниципальные управляющие компании, чтобы они отремонтировали подъезды, инженерные сети,дворы, привели в порядок жилье. Народ увидит, где хорошо, и сразу побежит от частников в муниципальные компании. Но пока движение происходит в другом направлении.
Григорий Николаев:
- В Москве есть и частные, и государственные управляющие компании, и ТСЖ, но там заложены огромные субсидии на ЖКХ на весь жилой фонд. Если житель платит 10 рублей с квадратного метра за жилищные услуги, то город столько же добавляет в качестве субсидий. На коммунальные услуги там тоже субсидии, хотя стоимость Гкал примерно такая же, как у нас. И выпадающие доходы предприятиям ЖКХ по коммуналке гасятся из бюджета. И приборами учета многоквартирные дома оснащаются за счет бюджетных средств, и ремонт подъездов производится за счет города, не говоря уже про благоустройство. 400 млрд. рублей, а это почти 25% расходов всего бюджета столицы, ежегодно выделяется на социальную поддержку жителей, 140 млрд. - на реализацию госпрограммы «Жилище», 330 млрд. рублей - на развитие транспортной системы. В Ульяновской же области утвержденный дефицит бюджета на 2013 год составил почти 3,5 млрд. рублей, то есть более 12 % общего объём доходов областного бюджета. Тогда закономерно возникает вопрос: что стоит за идеей госуправления? Просто намерение забрать жилой фонд и отдать «своим»?
Эффективное госуправление, когда государство вкладывает значительные финансовые средства в модернизацию ЖКХ и держит на контроле расход этих средств и полученный эффект, можно только приветствовать. Но административное госуправление - это путь в никуда, особенно сегодня... По ситуации более разумно было бы ликвидировать муниципальные предприятия и передать частным структурам. Здоровая и честная конкуренция, частные инициатива и инвестиции, самоуправление и самоорганизация при активной поддержке населения, региональной и муниципальной власти - это самый сильный и надежный стимул к технологическому развитию и модернизации жилого фонда региона, снижению аварийности и постоянному повышению качества, эффективности и безопасности жилищно-коммунальных услуг для жителей Ульяновской области.

Ульяновские управляющие организации (УО) предлагают собственникам перейти на прямые договоры с поставщиками всех коммунальных услуг. Такая схема, по мнению управленцев, во-первых, даст уверенность и гарантии собственникам, что их деньги за ЖКУ не «крутят» и не воруют. Во-вторых, избавит УО от долгов поставщикам ЖКУ (поскольку УО сегодня - посредники между жителями и поставщиками ЖКУ).

Шаг первый: договариваемся напрямую

18 апреля эта инициатива управляющих организаций обсуждалась на заседании рабочей группы по вопросу реализации постановления Правительства РФ №354 при администрации Ульяновска. Анатолий ЯШАНОВ , директор ООО «Строительно-монтажное управление», и Григорий НИКОЛАЕВ , директор некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Симбирский дом», выказали свои аргументы «за» прямые договоры.
Почему директора обратились к городской власти? Потому что администрация является собственником приличной части жилфонда, а для перехода на прямые договоры нужно решение общих собраний, в проведении которых власть может выступить инициатором. Также власть может помочь в обсуждении инициативы с поставщиками ресурсов (а на заседание рабочей группы приглашаются руководители ВоТГК, «Гортеплосервиса», «Водоканала», Департамента цен и тарифов, Комитета ЖКХ).

Прямые договоры: опыт соседей

Толчком к обсуждению перехода на прямые договоры стало сообщение из Волгограда: «Волгоградское правительство требует от мэрии Волгограда активнее проводить общие собрания жильцов с целью перевода собственников квартир на прямые платежи за тепло и воду». Эта мера была инициирована руководством области в ответ на кризисную ситуацию в системе городского ЖКХ.

Хронические неплатежи управляющих компаний и отсутствие за ними должного муниципального контроля привели к многомиллионным долгам. Только двум муниципальным ресурсоснабжающим организациям - «Водоканалу» и «ВКХ» - управляющие компании не доплатили более 2,5 млрд. рублей.

УК необходимо полностью исключить из цепочки платежей, полагают в областном правительстве. «Если сегодня власти города Волгограда сумеют организовать общие собрания жильцов и перевести всех собственников квартир на прямые платежи, это позволит восстановить систему коммунальных взаиморасчетов», - считает вице-премьер волгоградского правительства Валентина ГРЕЧИНА . Однако пока, по ее словам, темпы этой работы в Волгограде оставляют желать лучшего. Мэрия сумела провести собрания лишь в трети жилого фонда города, причем кворум во многих случаях отсутствовал.

Городским властям поставлена задача: до 1 мая завершить перевод жителей на прямые платежи. «Принять такое решение собственники могут и заочно, однако объяснить людям суть вопроса и организовать голосование - это прямая обязанность местных властей», - подчеркнула Валентина ГРЕЧИНА. В ближайший месяц собраниями жильцов должно быть охвачено не менее 6 тысяч многоквартирных домов города Волгограда».

Вот такая ситуация в Волгограде.

Анатолий ЯШАНОВ по этому поводу высказался в одном из своих интервью: «Чтобы навести порядок в сфере управления многоквартирными домами, на мой взгляд, надо поступить, как в Волгограде, где в ответ на кризисную ситуацию в системе ЖКХ власть приняла решение до 1 мая перевести собственников на прямое абонирование по теплу и на водоснабжение с поставщиками этих услуг. Случись такая инициатива в Ульяновске, управляющие компании первыми откликнулись бы на нее, проводили бы собрания, убеждали людей... Все управляющие компании мечтают выйти из цепочки платежей и долгов населения за коммунальные ресурсы. Если бы это произошло, не было повода говорить, что мы виноваты в долгах перед энергетиками и в росте платежей за коммунальные ресурсы - перед населением. Никто бы не говорил, что плата на коммунальные услуги растет, потому что управляющие компании наживаются».

18 апреля Григорий НИКОЛАЕВ поддержал ту же идею, приведя в пример Иваново (с населением около 400 тысяч человек). В городе введены прямое абонирование и оплата по всем коммунальным услугам. Расчеты за ЖКУ в Иваново производятся по квитанциям поставщиков услуг: за электроэнергию - от «Ивгорэнергосбыта»; ГВС и водоотведение - «Водоканала»; отопление и ГВС - МУП «ИГТСК»; газ - «Газпром межрегионгаз Иваново», «Ивановооблгаз».

К пилотному варианту готовы

В общем, сегодня цепочка договоров выстроена так, что, не оплачивая ЖКУ (причины долгов - тема другого разговора), жители делают должниками управляющие организации…

В прошлом году, избавляясь от долгов, которые на нее «навешали» собственники, УК «Аметист» провела кампанию по переводу большинства управляемого жилфонда в непосредственное управление (НУ). При таком способе управления заключение договоров на поставку ЖКУ каждым собственником становится обязательным. То есть, «Аметист» и от долгов избавился, и статус сменил: из управляющей организации превратился в обслуживающую…
Но Жилищный кодекс РФ позволяет изменить цепочку договоров, не меняя способа управления. Именно такой вариант и предложили ЯШАНОВ и НИКОЛАЕВ. Более того, прямое абонирование в Ульяновске, как оказалось, уже давно используется, правда, пока только одним поставщиком коммунального ресурса, а именно - газа. То есть опыт есть, и за ним даже не надо ездить в другие города. Надо лишь применить, скопировав договорные взаимоотношения потребителей с газовиками на другие виды коммунальных ресурсов.

В общем, лед тронулся: Анатолий ЯШАНОВ заявил о готовности «СМУ» стать пилотной управляющей организацией по переходу на прямые договоры, СРО «Симбирский дом» уже проводит рабочие совещания с поставщиками ЖКУ…

Главный - собственник

Переход на прямые договоры - процесс, на самом деле, непростой. И важно «на берегу» оценить все риски, изучить подводные камни. Поэтому сейчас оценивают свою роль в новой договорной схеме все: РИЦ, «Водоканал», ВоТГК, Комитет ЖКХ...

Но главное, чтобы задумались, поняли и оценили последствия сами собственники. Поэтому к теме прямых договоров мы скоро вернемся.

Крупнейшая региональная теплогенерирующая компания - Ульяновский филиал «Т Плюс» - подвела итоги работы за минувший год. Обсуждение затронуло не только темы завершения отопительного сезона, грядущих нововведений во взаимодействии с абонентами, но и коснулось весьма простых вопросов, которые волнуют многих, но спросить напрямую не было возможности.

Встреча с топ-менеджментом «Т Плюс» проходила в демократической атмосфере. Заместитель директора Игорь Журавлев сразу попросил присутствующих и коллег общаться без пафоса, излишнего формализма и задавать представителям компании любые вопросы, вплоть до провокационных.

Одна из приятных новостей компании – в этом году исполняется 70 лет ТЭЦ-1, рабочие которой трудятся здесь поколениями. «Мы себя считаем компанией исключительно социально ориентированной, – рассказывает Игорь Журавлев. - Мы продаем тепло, электрическую энергию, мы их производим, а это наиболее важные продукты в нашей стране с точки зрения жизнедеятельности».

О том, из чего формируется тариф на тепло, почему оно не дешевое, особенно пару месяцев в зимний период, рассказал главный инженер Ульяновского филиала «Т Плюс» Дмитрий Дудинцев, который приехал в Ульяновск в прошлом году, но за это время успел полюбить наш город:

«На данный момент отопительный сезон мы закончили на 100%. Подходят к стадии завершения гидравлические испытания. Погода минувшей зимой нам благоволила, сильных морозов почти не было. Тем не менее, в компании принцип один – оборудование должно быть готово ко всем режимам работы: и в экстремально низких температурах, и в достаточно мягких условиях».

Зиму генерирующая компания пережила без аварий, как станционное, так и сетевое оборудование работало четко и безотказно. Сейчас в компании «Т плюс» наступает пора не менее «жаркая», чем прошедший отопительный сезон: организация входит в активную фазу ремонтной кампании. И, прежде всего, на сетях, где минувшие гидравлические испытания выявили почти две сотни повреждений.

По словам директора Территориального управления по теплоснабжению в г. Ульяновске Марата Феткуллова, в областном центре год от года идет сокращение неприятных инцидентов, происходящих на тепловых сетях.

Тенденция к снижению инцидентов в отопительный период есть, и мы надеемся, что в будущем сведем их совсем к минимуму, - говорит Феткуллов.

Энергетики часто слышат претензии в свой адрес из-за высоких тарифов. При этом потребители не задумываются о том, из чего эти тарифы складываются. Тариф на тепло складывается из нескольких позиций, куда входит и закупка газа и воды, и транспортировка готового продукта. Именно из-за нее, кстати, у потребителей разнятся цифры в платежках - например, цена тепловой энергии за гигакалорию на выходе со станции составляет 700 рублей, а за счет транспортировки через сети УМУП «Теплосервис» она вырастает до 1700!

ТОРМОЗ РАЗВИТИЯ – СТАРЫЕ ДОЛГИ

В настоящее время долги ульяновцев перед «Т плюс» выросли до 3,3 млрд рублей и это главная причина недофинансирования программы модернизации на предприятии. По словам директора Ульяновского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Сергея Гужева, вся аварийность, которая возникает в том числе и на сетях, - это следствие недофинансирования ремонтных программ: «Сколько нам должен наш потребитель, ровно эту величину мы не можем заложить на тот объем работ, который запланирован нами на начало года. Говоря о снижении аварийности, нужно отметить, что это просто героическая заслуга нашего персонала. Значит, мы грамотно выстраиваем гидравлическую схему, более внимательно относимся к нашему оборудованию, устанавливаем более щадящие режимы у потребителя». Прирост дебиторской задолженности остановить ни в одном регионе не удалось, и с наступлением кризиса проблема только усугубилась. Тем не менее, компания продолжает инвестировать собственные средства, в том числе и в социальные объекты Ульяновска.

ЭКОНОМИТЬ ТЕПЕРЬ ВЫГОДНО

Так, в прошлом году партнер «Т Плюс» - компания «ЕС Гарант» заключила энергосервисный контракт по установке системы погодного регулирования в бюджетных учреждениях города Ульяновска. Такое оборудование позволяет существенно экономить энергоресурсы, регулируя температуру в квартирах в зависимости от температуры за окном. Таким образом, по итогам прошедшего отопительного сезона общая экономия средств по 53 бюджетным учреждениям составила 17 млн. рублей. На вопрос журналиста сайт, в чем выгода ресурсоснабжающей организации при этом, в компании ответили, что главный приоритет «Т Плюс» – это продать ровно столько, за сколько потребитель готов заплатить.
«Учитывая ситуацию, в которой сейчас находится страна, понятно, что лишних денег ни у кого нет. Зачем отгружать продукцию на 17 млн. руб. больше и получить при этом еще большую задолженность бюджетников. Предприятию выгоднее производить столько, сколько требует и может оплатить клиент», - заявил Сергей Гужев.

Погодное регулирование – это очень выгодно и для рядовых потребителей. Все, что нужно жильцам – это собраться и принять решение установить в доме такое оборудование, - говорит Игорь Журавлев. – В конечном итоге можно экономить до 70% средств, это же бешеные деньги! В Ульяновске приборами погодного регулирования оснащены порядка трехсот домов. Всего «Т плюс» в нашем городе обслуживает около 3800 объектов, то есть 80%.

«Т ПЛЮС» ПРИЗЫВАЕТ К ПЕРЕХОДУ НА ПРЯМОЕ АБОНИРОВАНИЕ

О переходе на прямые расчеты с клиентами в компании задумались давно. Сейчас у ульяновцев есть возможность заключить прямой договор с РСО, что позволит обеспечить прозрачность расходования средств и лишит недобросовестных руководителей УК возможности задерживать на своих счетах средства, полученные от жильцов на оплату тепла.

Сейчас в Ульяновске завершаются гидравлические испытания, из-за которых во многих районах отключали горячую воду. Выявленные повреждения тепловых сетей устраняются в кратчайшие сроки. Там же, где повреждений не нашли, ГВС включили уже через три дня - филиалу «Т Плюс» по большей части достаточно этого времени, чтобы проверить надежность тепловых сетей.

Виктор Доронин
фото corpomir.ru

28 января Губернатор Сергей Морозов посетил обновленный офис обслуживания клиентов Ульяновского филиала «ЭнергосбыТ Плюс» и обсудил с руководством компании текущую ситуацию.

Поручение о необходимости принятия федерального закона, предусматривающего переход к системе прямых договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, было дано Президентом РФ Владимиром Путиным по итогам пресс-конференции, состоявшейся 14 декабря 2017 года. После этого был разработан законопроект о директивном заключении прямых договоров между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями. Но действующее законодательство позволяет уже начать эту работу.

«Большая часть вопросов, которые задают жители, касается платежей за жилищно-коммунальные услуги. Поэтому переход на прямые договоры - это, прежде всего, создание прозрачной системы расчетов за тепло и горячую воду, прямое взаимодействие потребителя и компании. Немаловажно, что эта система исключает возможность недобросовестным управляющим организациям направлять средства собственников на нецелевое использование и тем самым создавать долги перед поставщиками ресурсов», - отметил Сергей Морозов.

Заместитель Министра промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Александр Черепан проинформировал главу региона, что работа по переводу на прямые договоры проводится всеми ресурсоснабжающими организациями региона. Почти полностью переведены на прямое абонирование потребители ОАО «Ульяновскэнерго», идет подготовительная работа в МУП «Ульяновскводоканал».

Счета за электроэнергию на ОДН в Ульяновске выставляют от фонаря.

Односторонний разрыв договоров на энергоснабжение с управляющими компаниями и перевод жителей домов на «прямое абонирование» со стороны «Ульяновскэнерго» предусматривают выставление счетов за ресурсы, потребляемые в местах общего пользования, без ограничения фактического объема нормативным потреблением. Согласно действующему российскому законодательству, такая норма применима только при непосредственном управлении многоквартирным домом и не может применяться при опосредованном управлении, то есть управляющей компанией. Почему в Ульяновске на очевидное и массовое нарушение со стороны монополиста закрывают глаза власти и правоохранительные органы?

Этот вопрос мы переадресовали представителям профессионального сообщества, которые «ввиду неспокойного времени» попросили не называть своих имен.

Долги УК – на шею жильцов

Формальным поводом к переводу жильцов жилых многоквартирных домов на так называемое «прямое абонирование» стал рост задолженности управляющих компаний за ресурсы, поставляемые ресурсоснабжающими организациями (РСО). Управляющие организации (УО), не желая решать проблему, предпочли договориться с поставщиками ресурсов и, манипулируя некоторыми нормами жилищного законодательства, допускающими двусмысленное толкование, разработали ряд изменений в договорные отношения, говорят эксперты. Ресурсникам и управленцам удалось, казалось бы, невозможное – они убедили жителей в том, что РСО теперь сама может стать не только поставщиком ресурсов, но и исполнителем коммунальной услуги, оказываемой «внутридомовым» потребителям, как известно, за отдельную плату. Никого не смутило, что по закону сфера ответственности РСО распространяется только до стен здания. В соответствии с этим принимаются и тарифы на их услуги.

Чтобы переложить так называемые «внутридомовые коммерческие потери» на жильцов, РСО вместе с управляющими организациями прекратили действие договора энергоснабжения, чем фактически освободили управляющие организации от исполнения ими обязанностей по содержанию общего имущества, установленных договором с собственниками. Однако прекращение договора энергоснабжения автоматически влечет прекращение договора оказания услуг по содержанию жилья, так как без потребления ресурсов оно невозможно. Исполнитель оказывается не способен выполнять условия договора по содержанию, и такой договор должен быть расторгнут.

Расчет инициаторов такой схемы был лишь на то, что власть закроет на нее глаза или, что еще лучше, поддержит «новацию». В итоге так и получилось. Управляющие компании перестали выполнять внутридомовые работы по контролю за объемами и платежами, ведению базы данных, предупреждению хищений и другие виды работ (сбытовые функции). При этом жильцы эту работу продолжают оплачивать управляющим компаниям.

Однако «Ульяновскэнерго» также не намерено выполнять сбытовых функций. Вся ответственность за работы по внутридомовому сбыту ресурсов теперь возложена на самих жителей. Главным распорядителем платежей в такой схеме стало ООО «РИЦ», которое руководствуется в расчетах основным принципом: рассчитывать по тем данным, которые собственники и пользователи предоставляют сами. Какие в этом случае могут быть претензии?

Проблема в том, что прекращение выполнения сбытовых функций внутри дома неизбежно привело к неуправляемому росту разницы между поставленным и потребленным ресурсом. Ведь исполнителем коммунальных услуг не осуществляются учет и контроль за потреблением ресурсов лифтами, арендуемыми помещениями, в процессе содержания общего имущества, мастерскими, подсобками и т.д., за которое должны рассчитываться лица, которые потребляют эти ресурсы.

В нынешней ситуации жильцы вынуждены платить в 40 раз больше за освещение лестничных клеток, хотя все расходы на ОДН измеряются прибором учета, отдельным от квартирного потребления. И неудивительно, что и УК, и РСО в восторге от своего изобретения, так как и работу, за которую получают деньги, можно не выполнять, и финансовая ответственность за расходы ресурсов на ОДН теперь тоже не возлагается ни на УО, ни на РСО. За все платят жильцы…

А в комитете кто?

В ряде регионов, где также пытались применить эту мошенническую схему, власти выступили с предложением к федеральным законодателям об исключении из законов тех мест, которые позволили ушлым дельцам трактовать их в свою пользу. В результате по поручению президента Владимира Путина в Жилищный кодекс РФ были внесены поправки, согласно которым плата за коммунальные услуги ОДН с 1 апреля 2016 года будет включена в строку «содержание и ремонт жилья», а плата за них будет рассчитываться исходя из нормативов (подробно об этом «СК» писал в номере за 18 июля этого года).

И что же ульяновские власти? Внесенные поправки вызвали настоящий переполох в коммунальном сообществе, представленном региональным министерством промышленности, транспорта и ЖКК, комитетом ЖКХ и энергетики Законодательного Собрания и другими.

Спешно был собран актив лиц, «говорящих на одном языке», на котором и приняли решение с категорическим осуждением инициированных главой государства изменений.

По новым требованиям управляющие организации обязаны покупать плановый объем ресурсов, необходимых для исполнения услуг по содержанию. Эти обоснованные объемы должны быть утверждены собственниками, перед которыми исполнитель (УК) должен отчитаться за их рациональное расходование. Долгожданные поправки федералов в ЖК РФ более предметно определяют ответственность управляющих организаций за их исконные функции, отказ от выполнения которых привел к необоснованным платежам за ресурсы на ОДН. Последнее представители профессионального сообщества рассматривают как попытку дельцов нарушить дисциплину платежей и в конечном итоге добиться развала всей системы ЖКХ.

Кроме того, незаконные действия энергомонополистов, считают они, подрывают веру людей в способность власти противостоять беззаконию и отстаивать интересы граждан.

Именно против инициатив, направленных на защиту интересов граждан, выступили представители ульяновских властей, полагают эксперты.

Но если уж так сложилось, что членом профильного комитета ЖКХ является, например, глава филиала ВоТГК Трубчанин, а примкнувшими лицами – руководство исполнителей, субисполнителей и независимого (по всей вероятности, от жителей МКД) партнерства управляющих компаний, то было бы правильным проводить по таким вопросам поименное голосование. Тогда, следуя словам Владимира Высоцкого – «там поймешь, кто такой», – избирателям было бы проще делать правильный выбор.

Рекомендуем почитать

Наверх