Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сдвг). упражнения и рекомендации. Коррекционные занятия для детей с синдромом дефицита внимания

Организация склада 11.10.2019
Организация склада

Многие родители не понаслышке знакомы с таким термином, как гиперактивность у детей. Непоседливость, через край бьющая активность и невозможность усидеть хоть 5 минут на одном месте часто сильно выматывают родителей, которые вынуждены сдерживать неуемную энергию своего чада практически круглые сутки. , наиболее распространен в дошкольном возрасте. Такое поведение бывает трудно контролировать не только родителям, но и воспитателям, педагогам. Детки с повышенной активностью часто отличаются чрезмерной импульсивностью и даже агрессивностью. Такие свойства характера мешают ребенку находить общий язык со сверстниками и заводить друзей. Оптимальное решение в данной ситуации – правильная корректировка поведения ребенка.

Гиперактивному ребенку не всегда просто найти общий язык со сверстниками, ведь далеко не все из них непоседы. Коррекция поведения ребенка поможет в том числе и наладить социальную жизнь малыша

Занятия с ребенком с СДВГ

Если родители замечают, что ребенку трудно сосредотачивать свое внимание - скорее всего, это говорит о нарушениях в соответствующем отделе головного мозга. В таком случае не стоит излишне напрягать этот участок, избегая перегрузки внимания ребенка. В качестве альтернативы педагоги и психологи в один голос предлагают развивать детскую память и мышление, тренируя таким образом нормально развивающиеся области головного мозга.

При выборе игр и упражнений придерживайтесь следующих правил:

  • Задания для игр и занятий должны быть предельно короткими и ясными. Возможно использование зрительных картинок-подсказок. Перед началом занятия убедитесь, что ребенок хорошо понял задание.
  • Помогайте ребенку освоить правило: сначала нужно довести одно дело до конца и лишь затем браться за другое - так он научится быть последовательным.
  • Время для выполнения задания должно быть небольшим, чтобы избежать переутомления ребенка. Чрезмерная нагрузка приведет к тому, что ребенок начнет терять над собой контроль и будет становиться еще более активным и агрессивным.
  • Следует чередовать последовательность активных и спокойных игр, чтобы у ребенка было время для «восстановления» работы мозга. Заметив признаки чрезмерной активности, постарайтесь направить избыточную энергию в положительное русло, предложив ему более спокойные игры.
  • Помогите ребенку узнать свои склонности к какому-либо делу: рисование, спорт, конструирование, музыка или что-то другое. Дайте возможность спокойно заняться любимым делом. Овладев большим количеством умений и достигнув некоторых результатов, ребенок начнет чувствовать себя более уверенно.
  • Старайтесь тренировать слабые стороны малыша. Зачастую гиперактивные дети плохо владеют мелкой моторикой, в таком случае стоит предлагать занятия для ее развития: бисероплетение, оригами и прочее.

Мелкую моторику нужно развивать не только у совсем маленьких детей, но также у школьников - любимый детьми конструктор, головоломки, плетение из бисера или лепка помогут ребенку лучше управлять своими движениями

Игры

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Коррекция с помощью игр актуальна для развития плохо развитых функций мозга у гиперактивных детей. Детки с увеличенной активностью зачастую предпочитают играть в более шумные игры - связано это с тем, что ребенок не может самостоятельно заставить себя посидеть на одном месте. Вполне обоснованным в данном случае будет выбор подвижных игр.

Предложенный ниже список коррекционных упражнений отлично подойдет для гиперактивных детей дошкольного возраста (3, 4 и 5 лет). Также такие игры будут интересны и детям школьного возраста. В процессе игр у детей будет тренироваться реакция и внимание, а также у участников будет возможность научиться быть более тактичными и вежливыми по отношению друг к другу.

Активные игры по правилам помогут сделать ребенка более дисциплинированным и научить ставить перед собой задачи и достигать цели. Предварительно обговоренные правила игр способствуют тренировке внимания у ребенка. Подобные игры широко применяются в детских садах, но также вполне могут быть адаптированы для домашних условий с мамой и папой.

Игра «Час тишины и час активности»

Цель : Если дети не слышат замечаний и просьб, обращенных к ним, пришла пора вводить данную игру. Дети в игровой форме выплескивают накопившуюся энергию, а родители или педагоги получают возможность управлять непослушными малышами.

Примечание : Разные дни недели могут соответствовать определенному времени - например, сегодня будет время для тишины, а в среду – время для шума. Главное - неукоснительно следовать правилам.


В час тишины малыш может заняться теми играми, которые не будут мешать семье отдыхать - например, рисованием, лепкой, чтением

Игра «Передай мяч»

Цель : реализовать избыточную детскую энергию.

Примечание : Для опытных игроков можно усложнить игру, завязав участникам глаза повязкой.

Игра «Гвалт»

Цель : развиваем внимание.

Игра «Сиамские близнецы»

Цель : Сделать деток более дружными, сплотить их.

Примечание : Сделать «общую» ногу единой и дружной можно при помощи веревки. Можно соединять пары спинами, головами или другими частями тела.

Игра «Зеваки»

Цель : развить у детей концентрированное внимание, увеличить быстроту реакции, научить координировать свои движения и четко следовать правилам.

Примечание : Есть еще одна версия игры, где хлопок в ладоши совпадает с каким-либо словом из песни. Песню можно включить на магнитофоне или петь ее всем вместе.


Хороводные игры были известны еще нашим предкам. Они играли не только ритуальную роль, но также помогали развить у детишек концентрацию и внимательность

Игра «Четыре стихии»

Цель : тренировка внимания, затрагивающая развитие двигательных и слуховых функций организма.

Содержание : Упражнение можно проводить стоя или сидя в кругу. Ведущий объясняет, как нужно показывать определенные слова. Например, земля – присесть, вода – плавные движения руками, воздух – встать на носочки и вытянуть руки вверх, огонь – изображение ладонями вспышек от огня. Запомнив движения, игроки следят за ведущим. Он произносит слово, а участники должны его быстро показать. Ведущий может путать ребят, говоря одно слово, а показывая другое.

Примечание : Слова можно взять любые: копать, поливать, сеять, вешать белье и т.д. Минимальный возрастной порог для данной игры – 4 года.

Игра «Запрещенное движение»

Цель : Дисциплина у детей вырабатывается благодаря заранее обговоренным четким правилам игры. Упражнение на сплочение коллектива тренирует быстроту реакции, налаживает эмоциональный фон в коллективе и укрепляет отношения между детьми.

Примечание : Вместо движений можно использовать запретную цифру. Игроки должны хором повторять за ведущим все цифры, кроме одной, которая находится под запретом. Вместо этой цифры игроки должны потопать ногами, попрыгать или хлопнуть в ладоши.

Игра «Колпак мой треугольный…»

Цель : упражнение учит игроков внимательности, координации движений, а также дарит заряд бодрости и отличного настроения.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПСИХОЛОГА

С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

В ДЕТСКОМ САДУ

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя - он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Раз ку-ку, два ку-ку,
Оба шлепнулись в муку.
Падают на ковер

8. Заключительный этап (3 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.

ЗАНЯТИЕ 14

Задачи:

· развитие внимания, речи и воображения;

· развитие координации движений;

· развитие эмоционально-выразительных движений

Материалы к занятию : три-четыре кубика средних размеров; длинная лента или веревка.

1. Упражнение «Я кубик несу и не уроню» (см. Занятиемин).

2. Игра «Цирковые артисты» (12 мин).
Дети ставят стульчики вдоль стены.

Психолог с помощью ленты или веревки выкладывает на полу большой круг и говорит:

- Вы были ловкими, словно цирковые артисты. А теперь будьте внимательны и сосредоточены, как артисты перед выступлением. Представьте, что вы находитесь за кулисами и ждете своего выхода на арену (показывает на круг). Можно потихоньку переговариваться, двигаться, разминаться, репетировать свой номер. Но как только вы услышите свое имя, необходимо приготовиться и, досчитав про себя до трех, выйти на арену и кого-нибудь изобразить - жонглера, канатоходца, силача, фокусника, дрессировщика или его животных.

После каждого «выступления» психолог выдерживает паузу в 5-8 секунд.

3. Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны» (см. Занятиемин).

4. Игра «Да» и «нет» не говори» (3-5 мин).
Дети садятся на стульчики.

Психолог говорит:

- Я задам каждому из вас вопрос. Отвечая на него, вы не должны употреблять слова «да» и «нет».

Психолог поочередно задает детям следующие вопросы:

-Ты сейчас дома?

-Тебе 6 лет?

-Ты учишься в школе?

-Ты любишь смотреть мультфильмы?

-Кошки умеют лаять?

-Яблоки растут на елке?

-Сейчас ночь? И т. п.

Если ребенок употребляет при ответе слова «да» или «нет», психолог повторяет вопрос. В ходе игры каждому ребенку можно предложить ответить на 1-3 вопроса.

5. Упражнение «Расскажем и покажем» (3 мин).

Дети встают полукругом напротив психолога и повторяют за ним слова и движения.

Раз, два, три, четыре! Ритмично хлопают в ладоши

Подметаем пол в квартире. Имитируют движения

Пять, шесть, семь, восемь! Ритмично хлопают в ладоши.

Приходите завтра в гости. Плавно разводят руки в стороны.

Восемь, семь, шесть, пять! Ритмично хлопают в ладоши.

Будем вместе мы играть. Подпрыгивают и приседают

Четыре, три, два, один! Ритмично хлопают в ладоши.

Пирогов мы вам дадим. Вытягивают руки вперед,
держа на ладонях воображаемый
поднос с пирогами

А пока мы отдохнем - Опускаются на ковер.

Ляжем на бочок, уснем. Ложатся на ковер, закрывают глаза

8. Заключительный этап (1-2 мин).

Психолог благодарит всех детей и отмечает тех, кто был особенно внимательным, добрым и пр.

ЗАНЯТИЕ 15

Задачи:

· развитие произвольности и самоконтроля;

· развитие внимания, мышления и речи;

· профилактика агрессии;

· снятие психоэмоционального напряжения;

· развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Материалы к занятию : магнитофон; кассета с записью мажорной музыки; полотенце или шарф; смешная мягкая игрушка («Фантастик»); листы плотной бумаги, фломастеры (цветные карандаши).

1. Упражнение «Черепашки» (3 мин).
Дети садятся на корточки.
Психолог говорит:

- Представьте, что вы превратились в маленьких черепашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирями - втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лапках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством осмотрелись вокруг. Пора вставать - они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня! С добрым утром, черепашки!

2. Игра «Слушай команду» (5-7 мин).

Дети движутся по залу под музыку. Внезапно музыка прерывается. Психолог шепотом произносит команду (поднять правую руку, присесть, подпрыгнуть, сесть на стульчик и т. п.).

Дети выполняют команду, включается музыка, игра продолжается.

3. Упражнение «Прошепчи ответ» (5-7 мин). Дети садятся на стульчики. Психолог говорит:

- Я буду задавать вам вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, сжимает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Покажите эти движения.

Дети выполняют задание.

- Когда я увижу много поднятых вверх пальцев, то начну считать: «Раз, два, три». На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать ответ.

Психолог задает следующие вопросы:

-Какое сейчас время года?

-Какой сегодня день недели?

-Как называется город (поселок), в котором вы живете?

-Какое число следует за числом пять?

-Как называется детеныш коровы?

-Сколько лап у собаки?

-Сколько лап у двух собак? И т. п.

4. Игра «Жужа» (6-7 мин).

С помощью считалки выбирается водящий - «Жужа». Он садится на стул, стоящий в центре зала. В руках «Жужа» держит полотенце (шарф). Остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляться перед ней, произнося слова:

«Жужа, Жужа, выходи,

Жужа, Жужа, догони!»

«Жужа» терпеливо сидит на стуле. Но вот «терпение заканчивается», она вскакивает и осаливает кого-нибудь из детей полотенцем (шарфом). Осаленный ребенок становится «Жужей».

Надо внимательно следить за тем, чтобы удар был не сильным.

5. Рисование на заданную тему (10-12 мин).
Дети садятся на стульчики.

Психолог показывает детям смешную мягкую игрушку и говорит:

Ребята, к нам в гости пришел Фантастик. Он умеет рассказывать веселые неправдоподобные истории. Послушайте одну из них:

«Однажды я бежал по лужайке и подпрыгивал то на одной, то на другой ноге. Один раз я так сильно подпрыгнул, что улетел на облако. Уселся на него поудобнее и решил попутешествовать на нем. Облако летело-летело и вдруг столкнулось с другим облаком. Меня подбросило вверх, я перекувырнулся через голову и начал падать, только не пойму - вверх или вниз? Как вы думаете, ребята? В том-то и дело, что не вниз, а вверх, и упал на звезду. Звезда была очень горячая, поэтому я не мог стоять на месте и стал прыгать и допрыгнул до необыкновенного цветка. Я долго любовался этим цветком. Все лепестки у него были разноцветные и такие яркие, что мне пришлось закрыть глаза. А когда я их открыл, оказался у себя дома в кровати! Это был сон!»

Фантастик хотел нарисовать то, что увидел во сне, но у него не получилось. Давайте поможем ему. Возьмите листы бумаги и фломастеры (карандаши), нарисуйте сновидение Фантастика.

Дети выполняют задание.

6. Заключительный этап (1-2 мин).

Фантастик благодарит детей, хвалит их рисунки.

ЗАНЯТИЕ 16

Задачи:

· развитие произвольности и самоконтроля;

· развитие внимания и воображения;

· развитие эмоционально-выразительных движений;

· снятие психоэмоционального напряжения;

· развитие и совершенствование коммуникативных навы­ков.

Материалы к занятию : магнитофон; кассета с записью мажорной музыки; мяч среднего размера; обруч; карточки с изображением лиц в разных эмоциональных со­стояниях (радость, злость, удивление, обида)*.

1. Игра «Флажок» (5-7 мин).

Звучит музыка. Дети маршируют по залу. По сигналу психолога (поднятый флажок) они должны прекратить движение и зафиксировать позу, в которой их застал сигнал, на 5-7 секунд. По повторному сигналу движение возобновляется.

2. Упражнение «Комплименты» (3-5 мин).

Дети встают в круг. Психолог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку.

Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

3. Подвижная игра «Сова» (5-7 мин).

С помощью считалки выбирается водящий - «сова». Остальные дети будут изображать мышек или птичек.

По команде психолога «День» «сова» садится в «гнездо» (обруч, лежащий на полу) и закрывает глаза, а дети начинают бегать по залу. Когда психолог произносит: «Ночь», дети приседают и замирают, а «сова» отправляется на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и «уносит» их к себе в «гнездо».

4. Упражнение «Эмоции» (7 мин).
Дети садятся на стульчики.

Психолог поочередно показывает детям карточки с изображением лиц.

Дети, определив эмоциональное состояние человека, изображенного на рисунке, молча поднимают руку. Психолог произносит: «Раз, два, три». На счет «три» дети все вместе должны прошептать ответ.

По окончании этого упражнения психолог предлагает детям изобразить при помощи пантомимики следующие эмоциональные состояния: грусть, обиду, радость, злость, удивление, спокойствие.

Дети выполняют задание.

5. Телесно-ориентированное упражнение «Кораблик» (3-4 мин).

Дети встают в круг. Психолог говорит:

- Представьте, что мы находимся на палубе корабля. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной.

Налетел ветер, поднялась волна, кораблик качнулся. Прижмите к полу правую ногу, левую немного согните в ко­лене, касайтесь пола только ее носком.

Ветер утих - выпрямитесь, расслабьтесь.

Внимание! Новая волна. Кораблик качнуло в другую сторону - прижмите к полу левую ногу, правую расслабьте.

Море успокоилось - выпрямитесь, расслабьтесь, глубоко вдохните и выдохните.

6. Заключительный этап (2-4 мин).

Дети садятся на стульчики.

Психолог предлагает вспомнить, какие хорошие, приятные слова каждый сегодня услышал.

Дети припоминают комплименты, сказанные им. Психолог благодарит детей за то, что они были внимательными и добрыми.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Йоговская гимнастика для малышей

1.Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики: «Ту-ту-у-у-у».

2.Останавливаются, встают в круг.

3.«Заводят будильник»-сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: « Джик-джик-джик ».

4.«Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим -дети слегка ударяют ладошкой по голове,

5.«Лепят личико» - проводят руками по краю лица.

6.«Лепят волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.

7.«Лепят бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям.

8.« Лепят глазки » - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.

9.« Лепят носик » - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.

10. «Лепят ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.

11. « Лепят подбородок » - поглаживают подбородок.

12. « Рисуют носиком солнышко » - крутят головой, рисуют носиком лучики - выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик-жжик-жжик».

13. Произносят хором: «Я хороший, добрый, красивый» , гладят себя по голове.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

Обведите кружком цифры напротив тех высказываний, с которыми Вы согласны.

Мой ребенок:

очень подвижен, много бегает,

постоянно вертится.................................................... …………………………...………..1

спит намного меньше, чем другие дети................. ………………………….………….2

очень говорлив…………………………………………………………………….……….3

не может тихо, спокойно играть

или заниматься чем-то............................................... ……………………………………..4

с трудом дожидается своей очереди

(в играх, в магазинах)............................................................................................................5

начинает отвечать, не дослушав вопроса,

или, наоборот, задав вопрос, не слушает ответа …………………………….…………. 6

часто мешает другим, вмешивается…

в разговоры взрослых................................................ ……………………………………..7

не может спокойно дожидаться вознаграждения

(если, например, обещали ему что-то купить)………………………….………………...8

часто не слышит, когда к нему обращаются............ ……………………….……………..9

легко отвлекается, когда ему читают книгу.......................................................................10

часто не доводит начатое дело (игру, задание)

до конца.................................................................... ……………………………………….11

избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение…………………………...12

Сделать заключение о наличии у ребенка СДВГ можно, если в течение полугода и в детском учреждении, и дома наблюдаются не менее семи симптомов из перечисленных .

ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

v В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

v Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

v Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребенка.)

v Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

v Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

б) упражнения на нормализацию мышечного тонуса:

- « Снеговик »:

ребенку предлагают представить себя только Что слепленным снеговиком - тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он - лужица воды;

- «Дерево»:

ребенок, изображая семечко, сидит на корточках, голова на коленях, руки обнимают колени.

- «Семечко»

прорастает и превращается в дерево - ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево - ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть тулови­ща, голова и руки его безжизненно повисают;

- «Пальчики»:

в положении сидя или стоя ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Затем опускает руки, расслабляет и встряхивает кисти рук;

- «Лодочка»:

ребенок ложится на спину, вытягивает руки. По команде он одновременно поднимает голову, прямые ноги и руки. Поза держится максимально долго. Затем ребенок выполняет упражнение, лежа на животе.

в) упражнения на пространственную ориентацию:

Ребенок берет в руки мяч и по команде психолога поднимает его вверх, опускает вниз, кладет перед собой, справа и слева от себя, кладет его под, на, за стол и т. п.;

Ребенок прыгает на двух ногах вперед, назад, влево, вправо;

- «Найди клад»:

в комнате спрятана игрушка. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды: «Два шага вперед, один направо и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

Куренкова сопровождение детей младшего

школьного возраста: Учеб-но-метод. пособие. Ч. 1. - М., 2001.

Брязгунов ИЛ., Касатикова ребенок. - М., 2001.

Пеллингер ЕЛ., Успенская заикания у дошкольников

в игре. - М., 1984.

Султанова коррекция нарушений психического

развития в детском возрасте. - М.,1999.

Заваденко понять ребенка: Дети с гиперактивостью и дефицитом внимания. -
М., 2000.

Катаева Л. И, Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе
Конспекты занятий. - М., 2004.

Катаева психолога с застенчивыми детьми. - М.,2004.

Кряжева эмоционального мира детей. -Ярославль, 1997.

Монина для взрослых: Психокоррекционная работа с
гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.

Романов АА. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных
расстройств у детей. - М., 2000.

Самоукина в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные
программы. - М., 1993.

Снегирева Л А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. -
Минск, 1995.

300 подвижных игр для оздоровления детей. -ML, 1994.

Хухлаева радости. - М., 1998.

Чистякова. -- М., 1995.

Шевченко поведения детей с гиперактивным и психопатическим
синдромом. - М., 1997.

Упражнение «Аист»
(На преодоление расторможенности и тренировку усидчивости)

Ведущий предлагает детям изобразить аиста, который стоит на одной ноге: встав на одну ногу, простоять, проговаривая одновременно стихотворение:
- Аист-птица, аист-птица,
Что тебе ночами снится?
- Мне болотные лягушки!
- А еще?
- Еще? Лягушки!
Их ловить - не изловить...
Вот и всё!
Пора ходить!
Дети ходят на месте. Затем дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения (машут «крыльями»):
Аист, аист, длинноногий
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает (дети стоят на месте):
- Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
После правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Упражнение «Цап!»
(Пальчиковая игротерапия)

Водящий слегка поднимает руку и вытягивает ее вперед. Играющие приставляют указательные пальцы к ладони снизу, а сами движутся по кругу под слова водящего:
Кто под крышей?
Кошки, мышки,
Зайцы и зайчишки.
Папа, мама, жаба: цап!
Услышав слово «цап», нужно быстро отдернуть пальцы, иначе водящий схватит палец зазевавшегося.
Упражнение «Звуки прибоя»
(На релаксацию)

Звучит медленная музыка. Дети лежат на ковре.
Ведущий: «Давайте представим, что мы лежим на теплом песке, приятный легкий ветер ласкает наше тело, мы закроем глазки и немного отдохнем у моря, волны споют нам свою колыбельную песню (дети лежат 20 секунд в тишине). Луч солнца коснулся наших ног, правая нога расслабленная и теплая, луч солнца коснулся левой ноги - нога расслабленная и теплая, приятно лежать, вдыхая чистый морской воздух. Вдох - выдох, обе ноги теплые, это приятно. Луч солнца коснулся живота и груди - становится еще теплее, нам нравится это тепло, мы дышим глубоко, вокруг приятный морской воздух. Луч солнца прикоснулся к лицу, оно все расслабилось, рот чуть приоткрылся... Как хорошо мы отдыхаем, спокойно, нам приятно это расслабление, мы дышим ровно, глубоко, все тело теплое. Оно легкое, как облако, мы еще и еще хотим слушать песню морских волн (дети несколько секунд лежат и слушают). Но пора идти, мы медленно встаем, потягиваемся и идем отдыхать...»
Упражнение «Кораблик»
(На развитие умения регулировать мышечный тонус)
Ведущий объясняет, дети выполняют движения: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу влево - прижмите к полу правую ногу. Правая нога напряжена, левая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола. Выпрямились! Расслабились! Качнуло в правую сторону - прижимаем левую ногу. Напряжена левая нога, правая нога расслаблена.
Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох - выдох!
Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем».
Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Ведущий обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.
Упражнение «Сосед, подними руку!»
(На тренировку сосредоточенности)

Играющие стоя или сидя образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. А оба соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, то есть ту руку, которая находится ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, то есть поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.
Играют установленное время. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.
Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.
Упражнение «Сломанная кукла»
(На развитие мышечной саморегуляции)
Ведущий объясняет детям: «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся разболталась, с ней не хотят играть... Потрясите всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирайте, укрепляйте веревочки - медленно, осторожно соедините голову и шею, выпрямите их, теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко, и на месте будет туловище, ну и выпрямите ноги. Всё - куклу починили вы сами, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»
Упражнение «Дерево»
(На релаксацию)

Дети стоят. Ведущий предлагает им представить себя в образе могучего дуба: «Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, руки, плечи. По очереди расслабить кисти, затем руки и плечи.
Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить, расслабить кисти, плечи и руки. Руки свободно уронить, покачать руками, как маятник, постепенно то увеличивая, то уменьшая ширину качания, как будто ветки дуба раскачиваются на ветру».
Упражнение «Буратино»
(На преодоление расторможенности)

Вместе с ведущим дети выполняют движения одновременно с проговариванием стихотворения:
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Игра «Пуговицы»
(На развитие внимания)

Играют по двое. Перед каждым игроком лежит набор пуговиц (наборы у обоих игроков абсолютно одинаковые, внутри одного набора ни одна пуговица не повторяется). От количества пуговиц в наборе зависит уровень сложности: чем сложнее игра, тем больше используется пуговиц. Для начала можно взять три пуговицы. У каждого игрока есть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Чем больше клеток в квадрате, тем сложнее игра. Для начала берется игровое поле две на две клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы. Второй участник должен посмотреть на расположение пуговиц и запомнить, где какая лежит, после чего первый игрок накрывает свое игровое поле листком бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своем игровом поле. Затем первый игрок открывает свое игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Время запоминания - 30 секунд.
В первый раз ребята могут не справиться с игрой, им необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием. В качестве таких средств выбраны указующий жест и развернутое речевое описание объектов и их пространственного расположения. Некоторые дети еще не владеют понятиями «левый», «правый», «вверх», «вниз». Вначале ребенок объясняет вслух, через некоторое время шепотом, а потом про себя. Затем достаточно просто указания на пуговицу.
Упражнение «Оловянный солдатик»
(На развитие саморегуляции)

Ведущий объясняет детям: «Когда вы сильно возбуждены и не можете остановиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы - стойкие солдатики на посту, честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальней. Молодцы!»

Игры для гиперактивных детей в первую очередь направлены на удержание внимания такого малыша, что иногда бывает очень трудной задачей. по определению характеризуются постоянной активностью и импульсивностью. Чем занять вашего кроху, если он не в состоянии долго находиться на одном месте, а также не может довести многие задания до логического завершения? Неподчинение каким-либо нормам поведения, забывчивость — это сопутствующие факторы, которые дополняют общую характеристику сверхэнергичных детей.

Занятия с гиперактивными детьми подразумевают направление их энергии в правильное, созидательное русло, и игры в данном вопросе окажут неоценимую услугу.

  • Не следует ожидать от ребенка безукоризненного выполнения правил. Начинать тренировки рекомендуется с развития 1 функции, например внимания. Но при этом придется запастись терпением. Если в ходе этого процесса малыша постоянно одергивать, то достигнуть успеха будет невозможно. Дело в том, что он переключит все свое внимание с учебного процесса на контроль своих действий.
  • Очень важно предупредить перевозбуждение и переутомление малыша. Необходимо вовремя переключить его на другие формы активности.
  • Учитывая, что гиперактивные дети практически не в состоянии осуществлять самоконтроль, эту функцию должны взять на себя родители.
  • Начинать заниматься с чрезмерно активными малышами лучше всего в индивидуальной форме. К групповым играм ребенок должен переходить постепенно. Надо понимать, что малыш может стать причиной между участниками игры. Ведь такие дети не отличаются стабильностью в поведении и терпеливостью.

Игры, направленные на развитие внимания ребенка

Игра «Корректор» нравится детям тем, что позволяет им чувствовать себя не только взрослыми, но еще и значительными. Перед игрой вашему маленькому следует объяснить значение слова «корректор». Корректор — это человек, который занимается исправлением ошибок. Примером могут быть печатные издания, в частности детские. Можно обратить внимание на те, которые чаще всего читает или просматривает ребенок. После объяснений ему предлагается стать таким важным человеком.

В начале игры надо обусловить то, какая буква или буквосочетание будет считаться «неправильным». Ребенок будет искать эту букву в текстах и вычеркивать ее. Затем выбирается часть текста, и устанавливается время, за которое следует выполнить поставленную задачу. Когда время закончится, остается только проверить выполнение задания. Если малыш ошибся, не надо акцентировать на этом внимание. Систематические повторения игры помогут ребенку научиться концентрировать свое внимание, и со временем ошибки исчезнут.

Игру «Учитель» помнят многие, ведь в детстве в нее играли все. Практика показывает, что наибольший интерес к этой игре проявляют дети, учащиеся в начальной школе. В этом возрасте для них очень важно играть роль кого-то значимого, а роль учителя идеально для этого подходит. Выступая в роли учеников, родители должны учесть тот факт, что ребенок не в состоянии разобрать взрослый почерк, — это может стать причиной возникновения конфликтной ситуации и потери интереса к игре.

Существуют игры, которые для взрослых могут быть несколько скучными. Ярким примером этого является игра «Только об одном». Но, несмотря на отсутствие динамики, эту игру дети очень любят. Малышу предлагается выбрать любую игрушку и вести разговор исключительно о ней. Говорить будет только тот, кто держит в руках выбранную игрушку. Говорится по 1 предложению, которое либо описывает предмет в целом, либо только какие-то его детали. Очень важно не повторять уже сказанные ранее варианты ответов. Также нельзя отвлекаться от игры, переключая внимание на другие предметы. Если кто-то отвлекся, то на такого игрока накладывается штраф в виде снятых баллов. Если на протяжении игры у игрока появилось 3 штрафа, то он считается проигравшим. Точно так же происходит штрафование за повторяющиеся высказывания или ответ вне очереди.

Для повышения интереса к игре рекомендуется провести ее временные ограничения. Если на протяжении заранее установленного времени никто из игроков не получил 3 штрафа, то победителями становятся все. Отсутствие штрафов можно считать достижением успеха, так как малыш, с учетом его гиперактивности, смог сконцентрировать свое внимание исключительно на игровой деятельности.

Игра «Дрессированная муха» имеет некоторые отличия от вышеописанных. Для ее проведения необходим лист бумаги, на котором расчерчивают 16 клеток (4 клетки по вертикали и 4 по горизонтали). Затем изготавливается игровая фишка в виде мухи. Если изготовить ее собственноручно не представляется возможности, то можно взять обычную пуговицу, которая и будет символизировать это насекомое.

Готовая фишка помещается на любую клетку игрового поля. Теперь мухе будут отдаваться приказы, куда она должна двигаться (на сколько клеток и в каком направлении). В процессе игры ребенок должен мысленно представлять себе все движения насекомого. Отдающий приказы игрок не должен видеть игровое поле. Все приказы, на сколько клеток будет двигаться насекомое, отдаются вслепую. Если приказы отдает ребенок, то у него будет тренироваться не только внимание, но и память. Когда насекомое выйдет за пределы расчерченных клеток, обязательно следует сигнализировать об этом. Потом игроки меняются ролями, и все повторяется.

Подвижные игры

Одной из таких игр является «Последний из могикан». В качестве предисловия можно рассказать что-то об индейцах. Для создания воспитательного момента лучше всего обсудить с ребенком главные характеристики индейцев. В частности, речь идет о таких качествах, как наблюдательность, внимательность и единство с природой. От их умения замечать вокруг происходящее зависит успех и благополучие. И только после создания подобного рода мотивации можно предложить ребенку стать одним из могикан.

Правила игры «Лови — не лови» очень напоминают правила хорошо известной «Съедобное — несъедобное». Ловить или не ловить мяч, будет определяться заранее оговоренным обозначением. К примеру, можно договориться, что водящий будет бросать мяч и говорить слово, которое имеет отношение к животным, и тогда ребенок обязан поймать мяч. Если же произнесенное слово не имеет отношения к животным, он не ловит мяч.

Рекомендуется давать малышу возможность самостоятельно выбирать тематику. Обычно в таких играх у детей проявляется креативность и творческое мышление. Кроме того, подобные игры позволяют развивать не только мышление и внимание, но еще и значительно повышают скорость обработки информации и некоторые двигательные навыки.

Игры для снятия напряжения (релаксации)

Прекрасной игрой, позволяющей снять напряжение, является «Прикосновение». «Прикосновение» позволяет крохе перейти в расслабленное состояние и вместе с этим повышает его тактильные ощущения.

Перед началом игры происходит подготовка предметов, сделанных из разных материалов. В данном случае подойдут мягкие игрушки, вата, изделия из дерева или пластмассы. Предметы раскладываются перед малышом. После того как он их внимательно рассмотрит и запомнит, ему предлагается закрыть глаза и догадаться, каким именно предметом к нему прикоснулись.

Проверенный способ заставить ребенка расслабиться — обучить его чередованию мышечного напряжения и последующего полного расслабления. Провести подобное лучше всего в игровой форме.

Ребенку предлагается войти в роль солдата. Для этого можно привести пример того, как военные несут караульную службу. Малыш принимает строевую стойку, как только услышит слово «солдат». В такой позе он должен стоять определенное время, после чего взрослыми произносится команда «тряпичная кукла». При выполнении этой команды он должен расслабиться. Лучше всего наклониться немного вперед так, чтобы руки начали болтаться, словно они из ваты или ткани. В таком положении надо находиться заранее оговоренное время, после чего опять последует команда «солдат».

Игра должна завершаться исключительно в момент расслабления. Кроме того, заканчивать ее надо только после того, как малыш действительно расслабился.

Если хотя бы раз в жизни ребенок имел возможность наблюдать, как надувают мяч при помощи насоса, то ему будет несложно войти в образ игры «Насос и мяч». Малышу придется изобразить те изменения, которые происходят с мячом в процессе накачивания.

Игроки встают напротив друг друга, и тот, кто будет изображать мяч, должен выглядеть вяло, как будто он и есть спустившийся мяч. Тем временем другой игрок (как правило, это кто-то из родителей) будет изображать процесс накачивания мяча. По мере продолжения данного процесса «мяч» должен становиться более накаченным. Когда у малыша раздуются щеки, а руки будут вытянуты в стороны, родителю надо выразить недовольство полученным результатом. Теперь «мяч» придется спустить, ведь он слишком перекачен. По мере процесса «выпускания воздуха из мяча» ребенок будет расслабляться и в конечном итоге просто ляжет на пол.

Исходя из практики можно сделать вывод, что гиперактивным ребятам достаточно трудно регулировать тон своей речи. Благодаря игре «Молчу — шепчу — кричу» с этой проблемой можно справиться. Игра позволяет развивать способность контролировать тон речи на сознательном уровне.

Ребенок должен повышать или понижать тон своего голоса, ориентируясь на заранее оговоренные знаки. К примеру, если приложить палец к губам, малыш будет тихо говорить и медленно двигаться. Если же заложить руки под голову, то он должен замереть и не разговаривать. Если ведущий поднимает руки, то ребенку разрешено бегать, прыгать и кричать.

Еще одно полезное развлечение называется «Говори по сигналу». Главным фактором тут считается общение с малышом. Он отвечает на любые поставленные вопросы. Но сам ответ начинается только после определенного сигнала. Такой сигнал должен оговариваться в начале игры. Примером может служить почесывание подбородка или сложенные на груди руки, вариантов много. Если же вопрос прозвучал, а условного сигнала нет, малыш не должен отвечать. В этот момент происходит тренировка самоконтроля. Ребенку будет особенно тяжело, если он точно знает ответ на поставленный вопрос.

Играя с гиперактивным ребенком, необходимо помнить, что несмотря на свою энергичность такие дети нестабильны в эмоциональном плане. Выбор игры должен зависеть и от возраста. Например, школьник может отказаться от некоторых игр. Кроме того, нельзя давить на сына или дочку, если он или она отказывается играть и начинает предлагать что-то свое. В такой ситуации придется пойти на некоторые уступки, а затем уже занять гиперактивного ребенка игрой. Если ребенок настолько подвижен, что никакими играми его не привлечь, то нелишним будет обращение к профессиональному детскому психологу, который поможет родителям в вопросе воспитания.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его. Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов, один из которых упражнения.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМОКОНТРОЛЯ

Для формирования произвольности и самоконтроля необходимо прежде всего развивать у детей понимание цели деятельности (что сделать), программы деятельности (как сделать), значимых условий деятельности (разбить программу на этапы), умение исправлять ошибки (самоконтроль). В первое время можно использовать образцы, эталоны, проговаривание ребенком всех действий вслух. Оптимальны для развития произвольности подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование способности к построению собственной программы.

«Черепаха»

У одной стены комнаты встает воспитатель, у другой - дети. По сигналу взрослого дети, не останавливаясь и не спеша, изображая маленьких черепашек, начинают медленное движение на четвереньках к противоположной стене. Через 2-3 минуты воспитатель подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался последним. Упражнение можно повторять несколько раз, затем обсудить с группой трудности при выполнении задания.

«Кричалки-шепталки-молчалки»

Для проведения упражнения необходимо приготовить три силуэта ладони сигналы - из разноцветного картона: красного, желтого, синего. Когда ведущий поднимает красную ладонь - «кричалку», это означает, что можно бегать,кричать, шуметь; желтую ладонь - «шепталку» - это уже сигнал к тому, что нужно тихо передвигаться и перешептываться; синюю ладонь - «молчалку» - следует замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивается игра «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, включается спокойная музыка.

«Говори!»

Воспитатель задает вопро­сы, дети отвечают только тогда, когда дается команда: «Говори!».

«Царевна Несмеяна»

Один из участников садится в центр круга, остальные должны постараться рассмешить его. Ребенка, сидящего в центре, можно условно называть Царевной Несмеяной. Выигрывает тот, кто дольше других сумел продержаться, не засмеявшись. Чтобы избежать затягивания упражнения, назначается предельное время пребывания в роли Царевны Несмеяны.

?«Шалуны»

Воспитатель по сигналу (удар в бубен, колокольчик и т.д.) предла­гает детям пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу все шалости прекращаются. Упражнение повторяется несколько раз.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЭЛИМИНАЦИИ АГРЕССИВНОСТИ И ИМПУЛЬСИВНОСТИ

«Крик в пустыне»

Участники садятся в круг, скрестив ноги по-турецки, и по сигналу воспитателя начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом до пола.

«Каратист»

Участники образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в «каратиста», выполняя резкие движения руками и ногами.

Остальные дети, чтобы помочь игроку выплеснутьагрессивную энергию, вместе с воспитателем хором произносят: «Сильнее, еще сильнее...».

«Рубка дров»

Каждый участник, выполняя задание, должен представить себе, что он рубит дрова, т.е. пантомимой изображает действия: ставит чурку на пень, высоко поднимает топор и с силой опускает его на чурку. Вся кий раз, опуская топор, о должен громко выкрикнуть: «Ха!», затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через 2 минуты каждый участник говорит, сколько чурок разрубил дровосек.

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

«Чайничек с крышечкой»

Игроки, сидя на стульях, образуют круг. Каждый пропевает песенку:

Пар идет с дырочки, дырочка - в шишечке, шишечка - на крышечке, крышечка - на чайничке, сопровождая ее жестами.

Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней ).

Крышечка - на чайничке (левая рука складывается в кулак, правая - ладонью делает круговые движения над кулаком),

Шишечка - на крышечке (вертикальные движения кулаками),

Дырочка - в шишечке (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки),

Пар идет с дырочки (указательными пальцами рисуются спиральки ).

При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «гу-гу-гу!», жесты сохраняются.

Гу-гу-гу!

Крышечка - на чайничке. И т.д.

«Кто летает?»

Дети, сидя на полу, образуют полукруг, воспитатель называет предметы. Если предмет летает, дети поднимают руки, если не летает - руки опущены. Когда воспитатель сознательно ошибается, тот игрок, что не удержался, платит фант. Выкупает он его в конце игры, выполнив какое-либо задание.

«Чужие колени»

Дети, сидя на стульях, образуют тесный круг. Каждый участник должен положить свои руки на колени соседей, т.е. правую руку на левое колено соседа справа, левую - на правое колено соседа слева. В результате на коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу.

Разобравшись с этим условием, можно приступать к выполнению упражнения, суть которого заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям соседей последовательно, не обгоняя друг друга. Задание не такое простое, как кажется, поскольку все руки покоятся на чужих коленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение требует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность снижается, участник ошибается. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка.

«Сантики-фантики-лимпопо»

Доброволец выходит за дверь. Его задача угадать, кто ведущий в круге, т.е. с кого начинается движение. Договорившись, кто будет задавать характер движения, участники начинают двигаться по кругу, громко повторяя словосочетание: «сантики-фантики-лимпопо».

Примечание. Лучше, если дети будут повторять движения впереди идущего, а не смотреть на того, кто задает ритм. «Разгаданный» ведущий выходит за дверь.

«Запаздывающие движения»

Игроки образуют линию, глядя в затылок друг другу. Первым стоит ведущий. Он выполняет несложные движения, делая между ними паузу. Ребенок, стоящий за его спиной, повторяет движения, но с опозданием на одно. Так, если ведущий делает второе движение, то стоящий за ним выполняет первое. Третий ребенок тоже запаздывает на одно движение, но относительно второ­го игрока. И т.д.

Когда первое движение ведущего доходит до последнего играющего, ведущий меняется.

«Считалочки-бормоталочки»

По просьбе воспитателя дети повторяют фразу: «Идет - бычок - качается». В первый раз произносят вслух все три слова, во второй раз вслух только «идет - бычок», а слово «качается» про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз вслух произносят только слово «идет», а слова «бычок - качается» про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз все три слова произносят про себя, заменяя их тремя хлопками. Итак, это будет выглядеть следующим образом:

Вариант 1

1. Идет - бычок - качается.

2. Идет - бычок - хлопок.

3. Идет - хлопок - хлопок.

4. Хлопок - хлопок - хлопок.

Вариант 2

1. Ехал - грека - через - реку.

2. Ехал - грека - через - хлопок.

3. Ехал - грека - хлопок - хлопок.

4. Ехал - хлопок - хлопок - хлопок.

5. Хлопок - хлопок - хлопок - хлопок.

Вариант 3

1. Подарил - утенку - ежик - пару - кожаных - сапожек.

2. Подарил - утенку - ежик - пару - кожаных - хлопок.

3. Подарил - утенку - ежик - пару - хлопок - хлопок.

4. Подарил - утенку - ежик - хлопок -хлопок - хлопок.

5. Подарил - утенку - хлопок - хлопок -хлопок - хлопок.

6. Подарил - хлопок - хлопок - хлопок -хлопок - хлопок.

1. Хлопок - хлопок - хлопок - хлопок -хлопок - хлопок.

«Костер»

Дети садятся на пол вокруг «костра» и выполняют соответствующие команды воспитателя. По команде «Жарко!» отодвигаются от «костра», по команде «Руки замерзли!» протягивают руки к «костру», по команде «Ой, какой большой костер!» встают и машут руками, по команде «Искры полетели!» хлопают в ладоши, по команде «Костер принес дружбу и веселье!» берутся за руки и ходят вокруг «костра». Вторично роль ведущего поручают ребенку.

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ПРОИЗВОЛЬНОМУ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ

Воспитатель предлагает детям следить взглядом по строчкам листа и последова­тельно зачеркивать заранее заданные буквы, например «к» и «р».

асчкльдркбюжхрьоауйчбъх зрсярбюжшщземавч

цбртиаскьлрюдзрьтмклюэз ьмквуфрнкртчызэюр

кимрекуырьбдтюхзкртвсчк итьбжзщроктьдзрьнкмасблдж юркамиьбюджщгнкптрасмжэз ьртимквсакртьоркмитьблркр аклшорыцфркмитьорне

Эти упражнения написаны для применения в детских садах, но многие из них вы можете делать и дома, подключая в игру старшее поколение.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту

Рекомендуем почитать

Наверх