Процедура обращения граждан в европейский суд по правам человека. Обращение в еспч: что нужно сделать прежде, чем идти за справедливостью в страсбург Порядок подачи жалобы в еспч

Налоги и отчетность 25.09.2019
Налоги и отчетность

Процедура обращения граждан в Европейский Суд по правам человека

5 мая 1998 года Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

С этого момента российские граждане получили реальную возможность направлять индивидуальные жалобы, связанные с нарушением их прав, в Европейский Суд по правам человека (г. Страсбург).

Европейский Суд представляет собой наднациональный судебный орган, обращение в который возможно лишь при условии исчерпания всех внутригосударственных средств защиты.

Суд рассматривает заявления, направленные от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые считают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской Конвенцией.

Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены против государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию по правам человека, и которые относятся к событиям наступившим после ратификации настоящей Конвенции этим государством.

Суд не рассматривает жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных (коммерческих) организаций. Ни один российский гражданин или неправительственная организация не могут настаивать на удовлетворении даже самых справедливых требований, если сам факт нарушения тех или иных прав произошел до ратификации Россией Конвенции по правам человека (5 мая 1998г).

Суд рассматривает жалобы только против действий или решений государственных органов власти и не принимает жалобы, направленные против частных лиц или государственных учреждений.

Суд рассматривает жалобы, связанные с нарушением тех прав, которые гарантированы Конвенцией и Протоколами к ней. В остальных случаях жалобы отклоняются. Российским гражданам надо иметь ввиду то, что большинство социально-экономических прав не закреплены в Конвенции. В ней устанавливаются, главным образом, гражданские и политические права.

В качестве определяющего условия принятия жалоб к рассмотрению Конвенция формулирует требование об исчерпании всех внутригосударственных правовых средств защиты. Это значит, что защиту прав человека должны обеспечивать прежде всего государственные органы, в первую очередь включая национальные суды, которые обязаны признавать принципы и нормы Конвенции в качестве приоритетной основы своей деятельности. По общему правилу нет необходимости обращаться в Верховный Суд РФ в качестве суда последней инстанции, достаточно обратиться в местный суд первой инстанции, а также в порядке обжалования в соответствующий суд второй инстанции (городской, областной и др.).

Также особое внимание следует обратить на правило, согласно которому Суд может принять дело к рассмотрению после исчерпания всех внутренних средств правовой защиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне (после решения суда II инстанции). Это означает, что любой российский гражданин может направить свою жалобу в Суд, если окончательное решение по его делу будет принято после ратификации Россией Конвенции по правам человека и только в течении шести месяцев после этой даты.

Суд не рассматривает жалобы, которые являются анонимными; являются по существу теми же, которые уже были рассмотрены Судом ранее или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования; являются необоснованными; представляют собой злоупотребление правом подачи петиции.

Суд может на любой стадии разбирательства принять решение об исключении жалобы из своего списка дел, т.е. определить ее как неприемлемую, если:

Жалоба не соответствует вышеназванным правилам;

Заявитель более не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы;

Вопрос был уже решен;

По любой другой причине, если Суд посчитает нецелесообразным продолжать рассмотрение петиции.

Процесс рассмотрения жалобы Судом не предполагает никаких расходов, так как процедура является бесплатной и не требует обязательного участия адвоката. Так же Европейский Суд при определенных условиях может оказывать бесплатную юридическую помощь заявителю, не имеющему достаточных финансовых средств. В этом случае заявитель должен документально подтвердить отсутствие у него необходимых средств.

Заявитель может получить освобождение от уплаты судебных издержек при защите своего дела в Суде. При подаче заявления следует обратить особое внимание на статьи Европейской Конвенции, на которые надо обязательно ссылаться в Вашем заявлении. Вам также следует дать четкое, ясное и краткое описание фактов, свидетельствующих о нарушении Ваших прав. Эти факты надо описать в хронологическом порядке с указанием детального рассмотрения дела в судах и иных органах власти. При этом следует приложить копии всех решений по Вашей жалобе из всех инстанций судов, где рассматривалось ваше дело. Особое внимание следует обратить на необходимость указать точные даты всех решений. Ведь, как уже отмечалось, Суд принимает заявление к рассмотрению лиц в течении шести месяцев с даты принятия окончательных решений на национальном уровне.

Несмотря на то, что официальными языками Совета Европы являются английский и французский, заявителю предоставляется право подавать индивидуальную жалобу на своем родном языке. Жалобы направляются в Суд непосредственно заявителем. Никакие государственные учреждения не могут быть использованы в качестве посредников для их пересылки адресату. После получения Вашей жалобы Секретариат Совета Европы направит Вам необходимую информацию о Ваших дальнейших действиях.

Жалобы следует направлять по адресу:

European Court of Human Rights, Council of Europe

F - 67075 Strasbourg Cedex France

Fax: 3-33-88-41-27-30

Ваше письмо должно содержать следующие сведения:

а. краткое изложение Вашей жалобы;

б. указание права или прав, гарантированных Конвенцией, которые Вы считаете нарушенными;

в. средства защиты, которые Вы использовали;

г. список решений, вынесенных по Вашему делу официальными властями, с указанием точной даты каждого решения, краткого содержания и инстанций, вынесших их. Приложите к Вашему письму фотокопии вышеупомянутых документов. (Эти документы не будут Вам возвращены. Следовательно, Вы заинтересованы посылать только копии, а не оригиналы документов).

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ

Правовой статус личности - система прав, свобод и обязанностей индивида, законодательно закрепленных за ним государством. Структура правового статуса:

1. Права человека - это установленные и гарантируемые государством возможности индивида совершать определенные действия в указанной в законе сфере жизни общества. Предоставленным ему правом человек либо может воспользоваться, либо нет.

2. Свободы человека - те сферы деятельности, в которые государство не должно вмешиваться и в которых индивид может действовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и целями, не выходя за установленные законодательством пределы.

3. Юридические обязанности - это установленные государством требования к поведению человека, обязательные для исполнения.

Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, прав и свобод человека. Наличие у индивида гражданства государства является юридической предпосылкой возможности пользоваться правами и свободами, которые данное государство предоставляет своим гражданам, а также нести установленные его законом обязанности.

Различают виды прав человека :

Гражданские (личные) права - это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена общества, ограждать его от незаконного вмешательства в частную жизнь. К данной группе прав относятся: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство, равенство перед законом и судом, презумпция невиновности, свобода выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и другие права.

К политическим правам относятся права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны и осуществлении государственной власти. Политические права признаются лишь за гражданами государства. К данной группе прав принадлежат: избирательные права, т. е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода слова, мысли, совести, мирных собраний, создания союзов и объединений, а также право направлять личные и коллективные обращения в органы государственной власти.

Социальные права граждан - это права на благосостояние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на жилище; право на медицинскую помощь; право на защиту материнства и детства; право на благоприятную окружающую среду. Объем и степень реализации прав зависят от состояния экономики государства.

Культурные права человека обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности: право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие права.

Обязанности граждан РФ

Все обязанности российских граждан, закрепленные в Конституции РФ, можно разделить на общие и конкретные. К общимотносятся те обязанности, которые распространяются на всех без исключения граждан страны, а именно:

а) обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ;

б) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

в) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.

Конкретные обязанности закреплены за определенными категориями лиц:

а) за родителями - обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;

б) за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет, - обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;

в) за налогоплательщиками - обязанность платить установленные налоги и сборы;

г) за военнослужащими - обязанность защищать Отечество.

Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина Соблюдение государством прав и свобод человека гражданина предполагает не только их провозглашение и законодательное закрепление в конституции страны, но и создание реальной возможности отстаивания и защиты этих прав и свобод всеми доступными законными способами. Конституция РФ признает право каждого защищать свои законные права, свободы и интересы всеми способами, не запрещенными законом. При нарушении или ущемлении его прав гражданин может использовать все виды обжалования в соответствующих органах государственной власти и управления, обращаться к общественности и в средства массовой информации, создавать комитеты или движения в свою защиту, проводить различные виды пикетирования в разрешенном законодательством порядке. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с международными договорами Российской Федерации каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

ОБРАЩЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД

В результате вступления России в 1996 г. в Совет Европы и ратификации Европейской конвенций о защите прав человека и основных свобод граждане Российской Федерации получили право обращаться с жалобами в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге, который рассматривает жалобы только на действия или решения органов государственной власти. Прежде чем жалоба будет принята Европейским Судом к рассмотрению, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий. Во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или ее Протоколами. Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен обосновать свои личные претензии. В-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. В-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции Российской Федерацией. В-пятых, для того чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права.

По рассматриваемым делам Европейский Суд большинством голосов выносит решение, которое является окончательным. При этом он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако он вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

Государство, к которому относится решение Суда, обязано ему подчиниться. За всю многолетнюю практику Европейского Суда не зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами-членами Совета Европы его решений, ибо последнее, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и к исключению государства из состава Совета Европы.

Омбудсмен

Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола государственных органов управления особое место занимает скандинавский институт омбудсмена - Уполномоченного по правам человека. Россия, провозгласившая себя правовым государством, последовала опыту развитых демократий и закрепила в Конституции должность Уполномоченного по правам человека. Согласно Закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (принят 16 апреля 1996 г.), на должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный по правам человека назначается и освобождается от должности Государственной Думой РФ. Срок его полномочий - пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу на заседании Государственной Думы РФ. Уполномоченный по правам человека не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой. Он не может быть членом политической партии или иного политического объединения.

Основными функциями Уполномоченного по правам человека в РФ являются:

Восстановление нарушенных прав;

Совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с принципами и нормами международного права;

Развитие международного сотрудничества в области прав человека;

Правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, а также находящихся на территории России иностранцев и лиц без гражданства, поданные не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод или с того дня, когда лицу стало известно об их нарушении. Однако Уполномоченный рассматривает эти жалобы только в том случае, если ранее подавшее их лицо уже обжаловало нарушающие его права действия (бездействие) государственных органов в судебном или административном порядке, но не согласно с принятым решением.

В соответствии с Законом Уполномоченный, получив жалобу, может:

Принять ее к рассмотрению;

Разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

Передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы;

Отказать в принятии жалобы к рассмотрению, указав мотивы.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Кроме того, на основании изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный по правам человека имеет право направлять свои замечания и предложения, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан и совершенствованию административных процедур. В конце каждого календарного года Уполномоченный по правам человека готовит доклад о своей деятельности, который направляет Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ.


Похожая информация.


Обращение в Европейский Суд по правам человека и предварительное изучение дела. Тому адвокату, кто намеревается обратиться в Европейский Суд по правам человека в интересах своего доверителя, рекомендуется предварительно уяснить для себя следующие вопросы:

1) была ли Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод ратифицирована государством, против которого направляется жалоба, и признало ли оно юрисдикцию Страсбургского суда;
2) является ли предметом жалобы нарушение права, которое предусмотрено Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней;
3) если такое право предусмотрено Протоколом, то ратифицирован ли этот Протокол государством, против которого направляется жалоба;
4) исчерпаны ли все внутренние средства правовой защиты, т. е. пройдены ли все компетентные судебные или иные национальные инстанции;
5) не пропущен ли шестимесячный срок обращения в Страсбургский Суд, считая с последнего окончательного решения в стране.

Очевидно, что все это - необходимые вопросы; к ним с полным основанием и в тех же целях могут быть добавлены еще несколько. Вряд ли заявитель, не обладающий некоторым минимумом юридических знаний, сможет ответить на них без квалифицированной помощи, поскольку бывает достаточно сложен вопрос об использовании всех средств правовой защиты и даже не столь просто определить, как может показаться на первый взгляд, является ли предметом жалобы нарушение права, которое предусмотрено Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней.

Кроме того, Страсбургский Суд не рассматривает жалобы, которые, как ранее упоминалось:

Являются анонимными;
- являются по существу теми же, которые уже были рассмотрены Судом ранее или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и не содержат относящейся к делу новой информации;
- являются несовместимыми с положениями Европейской Конвенции или Протоколами к ней;
- являются необоснованными;
- представляют собой злоупотребление правом подачи петиции.

Поскольку Европейский Суд по правам человека рассматривает жалобы только против действий или решений государственных органов власти, он не принимает жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных учреждений.

Порядок подготовки обращения. Таким образом, внимательно изучив Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и в особенности правила приемлемости петиции, и в случае уверенности в своей правоте, можно приступить к составлению заявления в Европейский Суд по правам человека.

Вначале в Европейский Суд по правам человека подается заявление в произвольной форме. Далее через шесть месяцев высылается формуляр.

Особое внимание следует обратить на правильное заполнение формуляра (анкеты) жалобы в Европейский Суд по правам человека, официальный образец которой дан в приложении № 1 к настоящей работе. Этот образец является официальным юридическим документом, и правильность его заполнения может повлиять на права и обязанности заявителя. Для того чтобы правильно заполнить формуляр жалобы, необходимо дополнительно изучить инструкцию (Приложение № 2) и ст. 45 и 47 Регламента Европейского Суда по правам человека. Эти документы помогут правильно заполнить каждый из восьми разделов формуляра. При этом нужно иметь в виду, что несоблюдение условий заполнения формуляра, изложенных в инструкции и в ст. 45 и 47 Регламента Европейского Суда по правам человека, может привести к отказу в регистрации жалобы и, соответственно, невозможности ее рассмотрения.

Подача заявления в Европейский Суд по правам человека требует знания положений Конвенции и определенного опыта. Необходимо внимательно прочитать бланк заявления в данный Суд: заполненный бланк будет являться основанием для расследования приведенных в нем фактов. Этот бланк состоит из восьми разделов, и все они должны содержать информацию в полном объеме. Следует дать четкое, ясное и краткое описание фактов, свидетельствующих о нарушении прав, которые стали причиной подачи заявления. Эти факты надо описать в хронологическом порядке с указанием детального рассмотрения дела в судах и иных органах власти. При этом следует приложить все решения по жалобе. Необходимо обратить особое внимание на указание точных дат всех решений. Ведь, как уже отмечалось, Европейский Суд по правам человека принимает заявление к рассмотрению лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательных решений на национальном уровне.

В заявлении надо обязательно сослаться на статьи Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые, по мнению заявителя, были нарушены, а также указать, с какими конкретными притязаниями заявитель обращался в национальные органы и чего хочет добиться, обращаясь в Страсбургский Суд.

В анкете обязательно следует указать, представлены ли жалобы, являющиеся предметом петиции, в какие-либо другие международные организации или органы, а также решения, которые по ним были приняты.

К заявлению следует прилагать только копии, а не оригиналы документов, поскольку присланные документы обратно не возвращаются.

Если Заявитель хочет, чтобы в ходе судебного разбирательства его имя не разглашалось, необходимо объяснить причины, побудившие к этому. Решение об анонимном разбирательстве принимается Страсбургским Судом в исключительных случаях и должно быть обосновано.

Официальными языками Европейского Суда по правам человека являются английский и французский. Первоначально переписка ведется на русском языке. Однако после решения Страсбургского Суда о признании жалобы приемлемой дело будет рассматриваться на официальных языках Суда. Тем не менее, Европейский Суд по правам человека может решить вести рассмотрение дела на русском языке.

Учитывая сложность составления заявления в Европейский Суд по правам человека и процедуры его рассмотрения, не исключена возможность, что, заявитель решит поручить адвокату или любому другому лицу, одобренному Судом, представлять его интересы. Для этого должна быть оформлена соответствующая доверенность, и после этого вся переписка Страсбургского Суда будет вестись с доверенным лицом.

Европейский Суд по правам человека может решить вызвать для дачи показаний конкретных свидетелей, экспертов и иных лиц. В этом случае Страсбургский Суд решает, кто должен оплатить расходы. В других случаях расходы по вызову определенных лиц оплачиваются Советом Европы, заявителем или другим участником процесса, по просьбе которого они вызываются. Каждый раз это решается Европейским Судом по правам человека.

Обращение должно быть направлено в Европейский Суд по правам человека по следующему адресу:

Council of Europe.

European Court of Human Rights.

67075 Strasbourg Cedex

Несмотря на то, что официальными языками Страсбургского Суда являются английский и французский, заявителю предоставляется право подать индивидуальную жалобу на своем родном языке, который с разрешения Суда может быть использован и при дальнейшем рассмотрении дела.

Жалобы направляются в Европейский Суд по правам человека непосредственно заявителем. Государственные учреждения и Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации не могут быть использованы в качестве посредников для их пересылки адресату.

После получения жалобы секретариат Страсбургского Суда направляет необходимую информацию о дальнейших действиях.

Если жалоба не содержит все необходимые атрибуты, отвечает не на все предварительные вопросы, составлена по произвольной форме, но при всем том свидетельствует о правовой ситуации, заслуживающей внимания Суда, то она не будет отклонена по формальному основанию. Заявителю направят официальный формуляр обращения в Европейский Суд по правам человека, содержащий все обязательные вопросы, а также, если есть такая необходимость, приложат к нему дополнительные вопросы, помогающие уточнить обстоятельства дела и аргументацию заявителя. Тем самым заявителю предоставляется возможность дооформить или даже переоформить жалобу.

В результате этой процедуры создается так называемое предварительное (или временное) досье, и только тогда, когда оно содержит все необходимые исходные материалы, обращение регистрируется и получает порядковый номер. Чем полнее и юридически грамотнее первичное обращение, тем короче эта предварительная процедура, тем быстрее обращение будет зарегистрировано как жалоба.

Вывод: Итак, перед обращением в Европейский Суд по правам человека адвокату в первую очередь необходимо выяснить, будет ли жалоба отвечать всем критериям приемлемости для подачи ее в Европейский Суд по правам человека.

Первоначально жалоба может быть подана в произвольной форме. В последующем в Европейский Суд по правам человека должен быть выслан заполненный официальный бланк жалобы. Правильность заполнения формуляра жалобы может существенно повлиять на права и обязанности заявителя. Для правильного заполнения необходимо изучить инструкцию и ст. 45 и 47 Регламента Европейского суда по правам человека.

Все прилагаемые документы должны быть копиями. Жалобы направляются в европейский суд по правам человека непосредственно заявителем.

После получения жалобы секретариат Европейского Суда по правам человека направляет необходимую информацию о дальнейших действиях.

Для того, чтобы адвокат представлял интересы доверителя в Европейском Суде по правам человека, ему должна быть выдана соответствующая доверенность.

Делопроизводство может вестись как на официальных языках, так и на русском языке – по решению Европейского Суда по правам человека.

Разумеется, не всякое обращение в Страсбургский Суд превращается в зарегистрированную жалобу. Оно может быть отклонено и ранее, если оно не подпадает под компетенцию Суда (например, просьба пересмотреть приговор, вынесенный в национальных судах) или явно не отвечает требованиям, предъявляемым к жалобе (например, анонимные обращения).

На данном этапе заявитель уже сталкивается со множеством проблем, которые ему не под силу решить без профессиональной помощи адвоката. Одна из проблем заключается в правильном толковании статей Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также знании практики Европейского Суда по правам человека. Здесь необходимо сказать следующее: в России все еще наблюдается недостаток литературы, посвященной практике обращения в Европейский Суд по правам человека. Ощущается также отсутствие русскоязычного материала о статистической отчетности Европейского Суда по правам человека, а также материалов конкретных дел, рассмотренных Судом. Человеку, решившему обратиться в Европейский Суд по правам человека также необходимо иметь хотя бы минимальные познания в английском или французском языках, а также быть готовым к тому, что, возможно, придется посвятить какое-то время более детальному изучению иностранного языка.

Еще одна проблема, стоящая на пути обращения Заявителя в Европейский Суд по правам человека – материальная. Для большинства населения дорогостоящие услуги адвоката все еще недоступны, люди пытаются обратиться в суд своими силами – и как результат – решение о неприемлемости жалобы.

По статистическим данным более двух третей зарегистрированных и переданных в секцию жалоб признаются неприемлемыми. В отношении остальных жалоб вопрос об их дальнейшей судьбе решается после так называемой коммуникации, т. е. направления жалобы и материалов дела государству-ответчику, которому предлагается высказать свою позицию по жалобе. В процедуру прохождения дела вступает государство-ответчик.

Мы готовы взять на себя трудности разрешения возникших споров.

Жалобы частных лиц, организаций и государств, связанные с нарушением Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека рассматриваются международным судебным органом, который расположен в Страсбурге, и носит название Европейский суд по правам человека. Обращения рассматривают 47 судей (что соответствует числу государств-участников Конвенции), которые независимы, и не представляют интересы той или иной страны. Как подать жалобу в Европейский суд? Какие дела рассматриваются данным органом? После какой инстанции можно подаватьжалобу в ЕСПЧ? Давайте изучим эти вопросы более детально.

Кто и в каких ситуациях может обратиться в ЕСПЧ?

В страсбургский суд имеют права обращаться:

В качестве ответчика может вступать только страна, ратифицировавшая Конвенцию. Данный орган не рассматривает жалобы на действия физических или юридических лиц, правонарушение должно быть совершено только органом власти.

Обратиться за помощью может только гражданин, чьи права были нарушены. Это можно сделать лично или через представителя.

Обязательным условием для обращения в данный международный судебный орган является нарушение норм, прописанных в Европейской конвенции. Этот документ охраняет права на:

  1. жизнь;
  2. свободу мысли и совести;
  3. справедливое судебное разбирательство;
  4. уважение частной жизни;
  5. свободные выборы;
  6. свободу передвижения и ряд других.

Конвенция запрещает:

  • -пытки;
  • -рабство;
  • -принудительный труд;
  • -незаконный арест;
  • -дискриминацию;
  • -бесчеловечное отношение;
  • -смертную казнь;
  • -высылку за пределы страны.

Это последняя инстанция, которая способна помочь восстановить нарушенные права. Поэтому обращаться к ней можно только после того, как подача жалоб в национальные судебные органы не принесла должного результата.

После какой инстанции можно обращаться в страсбургский суд?

Граждане Российской Федерации, желающие отстоять свои права, должны знать, после какой инстанции они имеют право обратиться в ЕСПЧ:


  1. Жалобы по гражданским делам, связанным с публичными правоотношениями с участием физических лиц, которые были рассмотрены судами общей юрисдикции в соответствии с нормами ГПК Российской Федерации, а также при возникновении споров по публичным правоотношениям, рассмотрение которых происходило в соответствии с нормами КАС РФ, подаются в страсбургский суд в течение 6-ти месяцев после вынесения Верховным судом РФкассационного определения. ВС в данном случае является судом 4-й инстанции, если учесть, что изначально дела рассматриваются на уровне районных органов правосудия.
  2. Если оспариваются решения по уголовным делам или административным правонарушениям, которые были приняты судами общей юрисдикции в соответствии с УК, КоАП, обращаться с заявлением в ЕСПЧ можно уже после обращение в суд второй, апелляционной инстанции.
  3. Оспаривание решений по гражданским делам и в случае возникновения споров, связанных с публичными правоотношениями, участниками которых были юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые были приняты арбитражным судом (в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса) возможно в течение шести месяцев после рассмотрения их судом первой кассационной инстанции.

Если с гражданскими и уголовными делами все понятно, то с оспариванием решений по арбитражным делам существуют некоторые сложности. После ликвидации Высшего арбитражного суда ЕСПЧ не дал разъяснения, является ли в этом случае обращение в Верховный суд России обязательным.

Как правильно подать жалобу?

Процедура обращения в международный судебный орган достаточно длительная и требует привлечения профильного юриста. Самостоятельно оформить необходимые документы, не имея специальных знаний, будет сложно.

Если раньше необходимо было отправлять в Страсбург письмо, в котором излагалась суть проблемы, и ждать, пока в ответ пришлют формуляр суда, то теперь его можно скачать на официальном сайте ЕСПЧ, и направить по почте уже заполненную форму. Документы отправляются по адресу:

The Registrar
European Court of Human Rights

Council of Europe
F-67075 Strasbourg cedex

Обращение в данный орган не требует присутствия заявителя. Следует помнить о существовании граничных сроков для обращения. Документ составляется на официальных английском или французском языках или на официальном языке страны, ратифицирующей Конвенцию (в нашем случае на русском).

При заполнении формуляра кратко излагается предмет жалобы и перечисляются права, которые по мнению заявителя были нарушены. В документе указывают:

  • -ФИО лица, обращающегося за помощью;
  • -данные о месте его регистрации;
  • -информация о государстве-ответчике.

К бланку прилагаются документы, подтверждающие попытку решить проблему на национальном уровне (судебные решения). Обратиться в ЕСПЧ можно анонимно. Только в этом случае придется дать разъяснения, почему заявитель не хочет разглашать свое имя. Решение по данному вопросу принимается председателем суда.

Примечательно, что платить за обращение в Европейский суд по правам человека не нужно. Это сделано специально, чтоб дать возможность малоимущим гражданам отстаивать свои интересы.

О том, принято ли обращение, заявителю сообщают в письменном виде.

Сроки и процедура рассмотрения заявления

Обычно ждать, пока суд займется рассмотрением жалоб, приходится достаточно долго. Это связано с большой загруженностью судей. Однако в случаях, когда жизни или здоровью заявителя действительно угрожает опасность, процедура может быть ускорена.

Процесс рассмотрения заявления можно условно поделить на несколько этапов. На первом определяется, приемлема ли жалоба и соответствует ли она требованиям Конвенции. Если нет, то обращение отклоняется судьей единолично.

В случае, когда заявление принимается, и по делам данного типа ранее принимались решения, оно рассматривается Комитетом из 3-х судей. Если ранее подобные обращения не имели место, дело может рассматриваться Палатой из 7-ми судей. Они сообщают о жалобе государству-ответчику, и предоставляют возможность обеим сторонам дать разъяснения по делу. Решение принимается большинством голосов.

В некоторых случаях сторонам предоставляется возможность в течение 3-х месяцев после принятия решения Палатой из семи судей ходатайствовать перед Большой Палатой, в состав которой входит 17 человек. Принятое ими решение является окончательным.

Здравствуйте, уважаемые друзья! В этой статья я расскажу, как подать жалобу в ЕСПЧ, каков порядок, какой срок, какие условия приемлемости, что такое Европейский суд по правам человека и при чем тут Конвенция о защити прав и основных свобод человека и Протоколы к ней.

Если необходимо обратиться в ЕСПЧ самостоятельно то читайте статью .

Статья состоит из следующих разделов:

  • Порядок подачи жалобы.
  • Государство-ответчик должно ратифицировать Конвенцию или Протокол к ней.
  • Статус «жертвы» — прямой, косвенной или потенциальной.
  • Исчерпание внутренних средств правовой защиты.
  • Срок для подачи в ЕСПЧ.
  • Отсутствие решения по аналогичной жалобе. ЕСПЧ – единственный орган обращения.
  • Обоснованность жалобы, отсутствие злоупотребления правом.
  • Значительный ущерб заявителя.
  • Обеспечительные судебные меры (Правило 39 Регламента Суда).

Что такое Европейский суд по правам человека?


Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Одним из таких органов является , который находится в городе Страсбурге, во Франции.

Суд учрежден и действует на основе «» (Заключена в г. Риме 04.11.1950).

Число судей равно числу Государств, членов Совета Европы (в настоящее время – 47). Судьи должны обладать высочайшими моральными качествами и удовлетворять требованиям для занятия высочайших судебных должностей в своей стране или быть признанными авторитетами в области права (ст. 21 Конвенции). Судьи избираются на 9 лет без права переизбрания Парламентской ассамблеей Совета Европы из списка, не менее чем трех кандидатов, представленных Государством, от которого назначается судья. Сроки полномочий судей истекают по достижении ими 70-летнего возраста, при этом занимая свои посты вплоть до замены, продолжая рассматривать уже поступившие к ним дела.

Порядок подачи жалобы

Много полезной информации для заявителей, желающих обратиться в Европейский Суд можно найти на официальном сайте — http://www.echr.coe.int/ (Раздел для заявителей на русском языке – http://www.echr.coe.int/Pages/home.aspx?p=applicants/rus&c= ).

При подаче обращения следует убедиться в том, что оно соответствует требованиям ст. 47 Регламента Суда, в которой указано, какие документы и информация должны быть предоставлены. Жалоба должна быть подана на специальном Формуляре (http://www.echr.coe.int/Documents/Application_Form_RUS.pdf ), если только Суд не решит иначе.

Жалоба должна соответствовать определенным критериям приемлемости.

Защита прав, предусмотренных Конвенцией и Протоколами к ней.

Суд принимает индивидуальные жалобы любых физических лиц, неправительственных организаций, или группы частных лиц, когда речь идет о нарушении одного или нескольких прав, закрепленных в Европейской Конвенции и Протоколах к ней.

Государство-ответчик должно ратифицировать Конвенцию или Протокол к ней

Жалоба должна быть направлена против государства, ратифицировавшего Конвенцию или соответствующий Протокол (Не все государства ратифицировали каждый Протокол. Список ратификаций можно найти по адресу http://www.coe.int/ru/web/conventions/search-on-treaties/-/conventions/chartSignature/3 ).

Действие (бездействие) государства в лице его органов (должностных лиц)

Обращение должно касается обстоятельств, за которые несут ответственность органы публичной власти (законодательной, исполнительной, судебной и т.д.). Суд не принимает к рассмотрению иски, направленные против частных лиц или частных организаций.


Понятие «государственный орган» вырабатывается ЕСПЧ самостоятельно, независимо от отнесения его к таковым в национальном праве. Основным признаком «государственного органа» является выполнение функций публичной власти. Жалоба может быть подана на действия частной организации, если при этом будет доказано, что с точки зрения контроля, финансирования или управления организация является государственной и выполняет публичные функции. Специфика зависит от конкретных обстоятельств дела.

Нарушение государством прав, предусмотренных Конвенцией или Протоколами к ней после ратификации.

Жалоба должна касаться действий и событий, имевших место после ратификации Государством Конвенции или соответствующего Протокола.

Для Российской Федерации, в частности, датой ратификации Конвенции и Протоколов № 1 и 4 является 05 мая 1998 года, а датой ратификации Протокола № 7 – 01 августа 1998 года.

При этом стоит заметить, если нарушение носит длящийся характер, т.е. возникло до даты ратификации и продолжается после ратификации, то этот критерий можно считать соблюденным.

Статус «жертвы» — прямой, косвенной или потенциальной

Заявитель лично и непосредственно должен являться жертвой нарушения («прямая жертва») одного или более основополагающих прав, гарантированных Конвенцией или Протоколами к ней.

Если предполагаемая жертва нарушения умерла до подачи обращения, у лица, имеющего должный законный интерес в качестве близкого родственника, имеется возможность подать жалобу в отношении смерти или исчезновения. В таких случаях Суд признает, что близкие члены семьи (такие как родители) лица, за смерть или исчезновение которого, предположительно, налагает ответственность на Государство, могут самостоятельно претендовать на присвоение статуса «косвенной жертвы» предполагаемого нарушения статьи 2 (право на жизнь), и вопрос о том, являются ли они законными наследниками покойного, не имеет отношения к делу.

В некоторых особых ситуациях Страсбургский суд признаёт, что заявитель может являться «потенциальной жертвой». Например, в случае, если заявитель не смог установить, что законодательство, на которое он жалуется, было фактически применено в отношении него вследствие тайного характера мер, которые оно санкционировало (постановление по делу Klass и другие против Германии), или в случае, когда было вынесено, но не исполнено постановление о выдворении иностранного гражданина, при том, что исполнение постановления подвергло бы его в принимающей стране обращению, противоречащему статье 3 Конвенции (право не подвергаться пыткам или бесчеловечному обращению или наказанию), или нарушению его прав по статье 8 (право на уважение частной жизни, семьи, жилища и корреспонденции) (постановление по делу Soering против Соединенного Королевства).

Исчерпание внутренних средств правовой защиты

Заявители должны дать возможность органам власти Государства устранить нарушение прав на внутригосударственном уровне. Это требование обычно означает, что перед обращением в Суд с той или иной жалобой необходимо обратились с ней во все судебные или иные инстанции, которые признаются подлежащими исчерпанию. При этом должны быть соблюдены все процессуальные требования, включая сроки обращения в суд и обжалования. Тем не менее, не должны быть задействованы неэффективные средства правовой защиты или средства, которые выходят за рамки обычной процедуры обжалования, например, обращения в органы власти, которые не обладают полномочиями выносить обязательные к исполнению решения или не следуют четко установленным процедурам.

На сегодняшний день более менее известно, обращение в какие инстанции, в порядке предусмотренном всеми процессуальными кодексами - ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ, КАС РФ и КоАП РФ - в действующих редакциях не представляет собой внутренних средств правовой защиты по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции, а в какие - является, по общему правилу, необходимым средством правовой защиты до подачи жалобы в ЕСПЧ. Если говорить кратко, то по ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ требуется, когда это возможно и разумно способно привести к признанию и исправлению нарушения, на которое подается жалоба, пройти не только апелляцию, но кассацию (уровня субъекта РФ, а затем в Судебную коллегию Верховного Суда РФ). Обращение к Председателю Верховного Суда РФ как с кассационном, так и с надзорном порядке, средством правовой защиты не считается. По УПК РФ достаточно пройти стадии суда первой и апелляционной инстанции, подача кассационной (см. Решение по делу Kashlan против Российской Федерации) жалобы не является эффективным средством правовой защиты. С 06 августа 2014 года из практики ЕСПЧ стало понятным, что процедура пересмотра вступивших в законную силу судебных актов, предусмотренная КоАП РФ, не соответствует требованиям, предъявляемым к средству правовой защиты по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции, и, соответственно, не является эффективным средством правовой защиты (см. Решение по делу «Смадиков против Российской Федерации)

Срок для подачи в ЕСПЧ

Полная жалоба должна быть подана в ЕСПЧ в течение шести месяцев после даты вынесения окончательного решения по делу. Шестимесячный период обычно отсчитывается либо от даты вынесения решения самой вышестоящей судебной или иной инстанцией, завершающей процесс исчерпания эффективных средств правовой защиты по делу, либо от даты получения этого решения заявителем или его адвокатом. Если для конкретной жалобы нет эффективного средства защиты, шестимесячный срок отсчитывается от даты обжалуемых событий или решений. Течение шестимесячного периода прерывается только при поступлении в Суд полной жалобы, соответствующей требованиям статьи 47 Регламента Суда. Этот срок заканчивается в последний день шестимесячного периода, даже если он выпадает на воскресенье или праздничный день. Таким образом, заполненный формуляр с приложенными к нему необходимыми документами должны быть отправлены в Суд не позднее последнего дня шестимесячного срока. Позаботьтесь о том, чтобы они были отправлены по почте заблаговременно. Жалобы, направленные по факсу, не прерывают течение шестимесячного срока.

Протокол 15 изменил сроки подачи

01 мая 2017 г., был подписан Президентом РФ и официально опубликован Федеральный закон N 79-ФЗ «О ратификации Протокола № 15, вносящего изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод».

Протокол № 15 предусматривает, в частности, сокращение времени для подачи жалобы в ЕСПЧ с шести до четырех месяцев .

При этом, несмотря на вступление в силу 12 мая 2017 года (через 10 дней после опубликования) названного выше Федерального закона, срок на обращение в ЕСПЧ остается шестимесячным.

Положение Протокола № 15 об ограничении срока на обращение с жалобой в Страсбургский Суд вступит в силу одновременно для всех 47 государств – членов Совета Европы только по прошествии 6 месяцев со дня вступления в силу самого Протокола № 15.

Протокол № 15 вступит в силу в первый день месяца, который настанет после истечения трех месяцев, считая со дня, на который все 47 стран - членов Совета Европы ратифицируют его. Таким образом, между тем днём, когда все 47 стран - членов Совета Европы ратифицируют Протокол № 15, и днём вступления в силу его положений о сокращении времени на подачу жалобы в ЕСПЧ пройдёт около 9 месяцев. При том, что положения Протокола № 15, касающиеся ограничения срока на обращение в ЕСПЧ, не будут иметь обратной силы, т.е. не будут применяться к жалобам, в отношении которых окончательное решение по делу по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции вынесено до дня вступления в силу этих положений.

Отсутствие решения по аналогичной жалобе. ЕСПЧ – единственный орган обращения

В соответствии с подпунктом b пункта 2 статьи 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод , ЕСПЧ не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, если она является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена им, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов.

Жалоба не считается повторной, если Суд не принимал по ней решения по существу, если изменились фактические обстоятельства.

Заявитель должен указать в формуляре, что ЕСПЧ является единственным органом, в который адресована жалоба (иным органом может являться к примеру Комитет ООН по правам человека).

Обоснованность жалобы, отсутствие злоупотребления правом

Согласно подпункту а пункта 3 статьи 35 Конвенции Суд может объявить жалобу неприемлемой если она является несовместимой с положениями Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или является злоупотреблением правом (например в виде применения оскорбительных выражений в адрес Суда или судей).

Значительный ущерб заявителя

Согласно подпункту b пункта 3 статьи 35 Конвенции жалоба может быть объявлена неприемлемой, если заявитель не понес значительный ущерб , если только принцип уважения прав человека, как они определены в Конвенции и Протоколах к ней, не требует рассмотрения жалобы по существу, а также при условии, что на этом основании не может быть отказано в рассмотрении дела, которое не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом.

Данный критерий введен в действие с 01 июня 2010 года Протоколом № 14. Критерий был применен в Решении по делу «Королев против России».

Более подробно о критериях приемлемости можно посмотреть здесь — http://www.echr.coe.int/Documents/Admissibility_guide_RUS.pdf

Обеспечительные судебные меры (Правило 39 Регламента Суда)

При получении жалобы Суд может обязать государство принять определенные меры на период рассмотрения дела в Суде. Как правило, государству дают указание воздержаться от тех или иных действий, например, не отправлять заявителя в страну, где ему могут грозить смерть или пытки.

В заключение хотелось бы отметить, что официальными рабочими языками Суда являются английский и французский. Первоначально формуляр можно заполнять на любом из языков 47 Государств – членов Совета Европы. Однако со стадии коммуникации (т.е. уведомления Государства о поданной жалобе) вся переписка должна вестись на одном из основных языков, если только Председатель Палаты не даст разрешение продолжить использование официального языка заинтересованного Государства (пп. а п. 3 ст. 34 Регламента Суда).

Адрес для отправки писем по почте и телефон Суда можно найти в разделе «Контакты» на сайте www.echr.coe.int

Рекомендуем почитать

Наверх