Сущность прокурорского надзора в российской федерации. Сущность и значение прокурорского надзора. Основные исторические закономерности возникновения прокуратуры как института государства

Автоматизация услуг 04.07.2020

Рассматривая прокурорский надзор в качестве вида государственной деятельности, представляющий собой, как это следует из буквального толкования ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», основную функцию органов прокуратуры, термин «функция» (от лат. funktio) означает круг деятельности, назначение, а также содержание самой деятельности. Следовательно, функция есть не что иное, как определенное направление деятельности.

Учитывая изложенное, исходя из положений ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», основными направлениями деятельности или подфункциямипрокуратуры выступают:

во‑первых, надзор за исполнением законов, включая:

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно‑розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Данные подвиды, подфункции деятельности по надзору принято называть отраслями прокурорского надзора;

во‑вторых, уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно‑процессуальным законодательством РФ;

в‑третьих, участие прокуроров в рассмотрении дел судами;

в‑четвертых, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

в‑пятых, участие в правотворческой деятельности;

в‑шестых, выпуск специальных изданий.

Все перечисленные направления деятельности прокуратуры (подфункции) тесно связаны между собой и служат единой цели – обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, в своей совокупности образуя особый, специфический вид государственной деятельности – прокурорский надзор.

Основным направлением деятельности российской прокуратуры является надзор за исполнением законов, а в зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы исполнительно‑распорядительной деятельности органов управления, органов предварительного следствия, исполнения судебных решений и др.) надзор подразделяется на отрасли (направления), которые находятся в системной взаимосвязи и взаимообусловленности. Содержание подфункции прокурорского надзора предполагает наблюдение за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также принятие мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. Вскрыв нарушение, прокуратура сама его не устраняет, а передает дело на рассмотрение соответствующего государственного органа или суда. Ввиду этого прокуратура не должна подменять другие государственные органы, а осуществлять надзор за тем, как эти органы выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законов всеми органами, организациями и гражданами, на которых распространяется их компетенция.

4.В чем отличие прокурорского надзора от межведомственного и ведомственного контроля?

Прокурорский надзор - специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории. Основные отличия прокурорского надзора от межведомственного и ведомственного контроля (надзора):ПН - самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.ПН осуществляется от имени государства. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности какой-то одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.

5. Раскройте понятие законности в деятельности прокуратуры.

Принцип законности - необходимое условие реализации всех остальных принципов деятельности прокуратуры. Законность - один из основополагающих принципов государственного руководства обществом в целом, важное средство укрепления и развития государственности, упрочения охраны и развития экономической базы государства, необходимое условие демократической системы государства. Законность, как принцип прокурорского надзора, означает, что все органы прокуратуры осуществляют свои надзорные функции в строгих рамках закона, соблюдая предусмотренные законом права и интересы юридических и физических лиц. Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры могут действовать только в пределах своих определенных законом полномочий. На прокурорский надзор возложена обязанность следить за исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами. Потому и сама прокуратура, выполняя эту функцию, обязана предельно точно и неукоснительно соблюдать законы. Выполняя функцию надзора, прокуратура действует на основе законов, определяющих организацию и порядок ее деятельности: Конституции РФ, Закона о прокуратуре, других законодательных актов РФ.Осуществляя от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов, прокуроры обязаны служить примером уважительного отношения к закону и неукоснительного его исполнения в своей деятельности. Реализация принципа законности при осуществлении прокурорского надзора приобретает особое значение в тех случаях, когда прокуроры принимают меры к наказанию лиц, допустивших правонарушение. Каждое действие прокурора в этих случаях, каждый акт его реагирования должны быть строжайшим образом основаны на законе, совершаться в формах, определенных законом, и ни в коем случае не нарушать права граждан и юридических лиц.

6.Социальная природа законности в деятельности правоохранительных органов.

Закон, и только он, устанавливает степень зависимости личности от власти и пределы притязаний власти по отношению к личности. В указанном смысле законность есть режим господства закона в общественной жизни. Таким образом, с рассматриваемой точки зрения, законность можно представить как такой режим общественной жизни, который характеризуется верховенством в ней закона и безусловным исполнением его требований гражданами и должностными лицами, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданских прав и свобод. В соответствии с предметом и методом правовой охраны все правоохранительные органы классифицируются на органы судебной системы, органы прокуратуры, Министерство юстиции и его органы, органы внутренних дел, органы безопасности, таможенные органы и др.Личность – субъект правоохранительной системы. Международные нормы предусматривают различные средства охраны и защиты прав человека. Состояние законности в органах внутренних дел определяется системой экономических (материальных), социально-политических, правовых и организационных (управленческих) факторов. Степень законности действий сотрудников органов внутренних дел отражается в правомерности их действий и, наоборот, следование сотрудника «букве закона» позволяет оценить правомерный характер его поведения. Данная проблема представляется многоуровневой, включающий общесоциальный, региональный (республика, область, район и т.п.), групповые и индивидуальные уровни.

Законность есть показатель уровня и результата работы правоохранительных органов. В условиях демократии обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел осуществляется, в частности, в обеспечении прав и законных интересов личности, в том числе, избирательных прав. В качестве гарантий указанных политических прав важная роль отведена органам внутренних дел, их деятельности по созданию условий для реализации избирательных прав граждан, охране и защите этих прав от преступных и иных посягательств, регулируемой системой нормативно-правовых актов и осуществляемой уголовно-правовыми, гражданско-правовыми и административно-правовыми средствами.

Основные исторические закономерности возникновения прокуратуры как института государства. Принципы организации и деятельности прокуратуры. Система и структура органов прокуратуры. История создания и возникновения прокурорского надзора Основные исторические закономерности возникновения прокуратуры как института государства Возникновение прокурорского надзора в России Основные исторические закономерности возникновения прокуратуры как института государства Прокуратура возникла...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Конспект лекций

по дисциплине

«Прокурорский надзор»

Кандидат юридических наук, профессор:

Данилевич Анатолий Александрович

Напечатал:

Халимончик Виктор Владимирович

Минск

2012

Тема 1. История создания и возникновения прокурорского надзора

Основные исторические закономерности возникновения прокуратуры как института государства

Прокуратура возникла в 14 веке во Франции (1302 год) и по ее подобию прокуратуры начали появляться и в других странах континентальной Европы. Там существовал институт поверенных, которые представляли интересы короля (не только общегосударственные, но и частные дела). Они были особо уполномоченными представителями, защищавшими интересы власти.

Прокуратура (лат. procurare ) – забочусь, защищаю. Производное существительное– procurator .

Функция прокуратора в Древнем Риме:

  1. Выступал в качестве управляющего чужим имуществом;
  2. Был назначаемым представителем ответчика по всем судебным делам или в процессе конкретного дела.

Должность прокуратора как государственного чиновника укрепилась в 27 г. до н.э. в период правления Октавиана Августа . Прокуратор назначался императором и занимался сектором управления (финансовые, административные, военные дел). Он мог быть направлен в качестве наместника для управления провинцией (как Понтий Пилат).

Положение прокуратора укрепилось при императоре Клавдии , когда к ним перешла и судебная компетенция – ведение финансовых дел.

После распада римского государства институт прокуратора был сохранен и в Византии.

По закону императора Зенона и Дигестам Юстиниана прокураторы занимаются ведением уголовных и гражданских дел в интересах государственных сановников и чиновников высшего ранга и в интересах императора.

К моменту распада Византии традиции римского права были восприняты многими европейскими народами, которые образовали германо-романскую систему права.

В 13 веке во Франции при судах состоял класс стряпчих (procurators ) , которые занимались юриспруденцией. Наиболее способных король выбирал в качестве своих поверенных.

Институт представительства получил свое развитие и в англо-саксонкой системе права. Лицо, которое представляло представителя в юридических делах называлось атторнатусом, поверенным, а затем Генеральным атторнеем. Собственных поверенных имела и королева. В 15 веке вместо нескольких должностей вводилась должность Генерального атторнея Англии, который был единственным представителем в суде…

Основателем французской прокуратуры принято считать короля Филиппа IV Красивого , потому что в период его правления был издан первый памятник прокуратуры – Ордонанс 1302 года , который определил положение королевского прокурора при суде. Первым прокурором был…

Окончательное установление прокуратура в начале 17 века, когда она оформилась в качестве мощного государственного установления, что нашло в уголовном Ордонансе Людовика XIV 1700 года. К этому периоду прокуратура приобрела черты, которые определили ее статус и вес. Условия данной эпохой характеризовались преодолением феодальной раздробленности и формированием централизованного государства, абсолютизма. Это приводит к усилению централизации политической власти. Главное назначение королевского прокурора – он как доверенное лицо и юридический представитель суверена (короля) должен был следить за неукоснительной реализацией установлений короля, его приказов, что придавало функциям прокурора ярко выраженный публично-правовой характер. Реализация его полномочий связывалась с защитой общественного интереса.

Монтескье в трактате «О духе законов» говорит о прокуратуре как об институте государственной обвинительной власти.

К началу 19 века при Наполеоне Бонапарте приняты Кодексы и закон об уголовном судопроизводстве, которые оформили прокуратуру и до наших дней.

Прокуратуре принадлежала функция охраны закона и публичных интересов республики, которые в современности реализованы в том, что:

  • По уголовным делам – прокурор возбуждал дела, осуществлял надзор за полицией, поддерживал государственное обвинение, исполнял судебные приговоры;
  • По гражданским делам – прокурор являлся юрисконсультом государства, мог выступать как сторона в процессе либо как объективный консультант и надзирающее лицо с правом дачи заключения, так как защищал публичный интерес;
  • Административная деятельность – прокурор осуществлял общий контроль за судебной ведомственностью, адвокатурой, судебной статистикой, тюрьмами.

Зародившись во Франции, институт прокурорского надзора получил распространение почти во всех государствах романо-германской системы.

Сейчас организация прокуратуры во всех странах строится по-разному. Но их объединяет ряд общих моментов:

  1. Основное назначение прокуратуры – организация уголовного преследования и поддержание обвинения в суде от имени государства;
  2. Во Франции, Италии, России, Казахстане, Беларуси – ярко выраженный законоохранительный характер (функция административного надзора).

В Швеции прокуратура независима, но относится системе исполнительной власти.

Во Франции прокуратура находится в составе Министерства юстиции.

В странах системы общего права институт прокуратуры не получил такого развития. Отсутствие прокуратуры можно объяснить исторической спецификой механизма правового регулирования, где доминирующую роль играют органы суда. В этих странах некоторым аналогом прокураторы является атторнейский суд (Великобритании, США). Данные страны восприняли принципы общего права. Атторней как орган государственного обвинения осуществляет функцию уголовного преследования и обвинения, является…, но не имеет общенадзорных полномочий.

Атторнейская служба в США – это сильное государственное установление, разветвленное и наделенное огромными полномочиями.

Есть 3 самостоятельных уровня:

  • Федеральный уровень;
  • Уровень штатов;
  • Местный уровень.

Атторнеи осуществляют юридические консультации правительства, представляют их интересы.

Генеральный атторней – министр юстиции, возглавляет Министерство юстиции,в составе которого находятся ФБР, служба миграции и натурализации, управление по борьбе с наркотиками. Функции Генерального атторнея весьма политизированы. Он активный проводник политики Президента как в охране закона, так и в политическом процессе в целом.

Выводы:

  1. По времени окончательное оформление прокурорского надзора относится к периоду становления абсолютизма и централизации государства. Происходила трансформация от административно-управленческой функции к контрольной, а затем к специализированной (функция публичного преследования);
  2. Предпосылкой возникновения прокуратуры оказали влияние и политические факты (контроль за реализацией воли сюзерена вассалами). Именно в этих структурах кроется угроза незыблемости власти короля;
  3. Создание института прокурорского надзора должно рассматриваться одним из важнейших этапов в установлении государственности.

Возникновение прокурорского надзора в России

Вышеназванные выводы применимы к возникновению прокуратуры в России и СССР. Бюрократизм всегда был бичом государства и общества. Одним из его проявлений является противоречие между носителем верховной власти и власти исполнительной как в центре и на местах (неисполнительство, взяточничество, лень и тд.).

Понимание данного противоречия привело Петра I к необходимости утверждения прокуратуры в России путем реформы в первой четверти 18 века. По замыслу Петра I прокуратура была сформирована как институт контроля за деятельностью государственного аппарата, в первую очередь, за Сенатом.

Предпосылки создания прокуратуры возникли в Московском государстве в период правления Алексея I Михайловича Тишайшего (отец Петра I ). Однако реализация этой идеи принадлежит Петру I .

Петровский писал, что сложилось большая потребность в органе для надзора и контроля. С мест приезжали челобитчики, которые докладывали о проблемах. Учредился институт фискальства – прообраз прокуратуры. Фискалы напоминали западных прокуроров.

23.02.1711 года был образован Сенат как высший орган. В марте Указом Петра I было велено внедрить фискалов во все дела и выбрать обер-фискала – человека умного и доброго, какого сословия бы он ни был.

Функции обер-фискала:

  • Над всеми делами тайно надсматривать;
  • Сбор казны;
  • Обер-фескал Сената обличал обвиняемого перед Сенатом. Доказав вину, он получал половину штрафа. Недоказанная вина не ставилась в вину фискалу, не было никакой ответственности. Даже досадовать нельзя было на фискала. Санкция: разорение имущества.

Система фискалов складывалась из 3 ступеней:

  1. Обер-фискал . Сначала при Сенате, затем в юстициях коллегий;
  2. Провинциальные фискалы ;
  3. Городские фискалы .

Появились фискальные службы на флоте, в армии.

Однако, начали царить произвол и злоупотребления. Безнаказанность вызвала нравственную недоброкачественность общества. Фискалы не оправдали себя, и Петр I признавал это. Проблему рассматривал Ключевский, Нестеров.

Пыткам могли подвергать и доносителя.

В начале 1722 года наряду с фискалами и для их замены был учрежден новый орган – Прокуратура , где фискалы были нижними агентами. В тот период усилилась абсолютная власти императора, она распространилась и на Сенат. Генерал-прокурором был назначен Павел Мужинский при Петре I , граф Самойлов при Екатерине II . Предполагался вторым человеком в государстве, но потом Петр I передумал. Прокурор – это око государево.

Прокуратура создавалась как высший орган контроля за бездеятельностью органов власти. Система возглавлялась Генеральным прокурором и прокурорами провинций.

Была создана специальная ветвь прокуратуры – орган управления церковью (Синодом). Для того, чтобы занять должность, надо было быть православным.

С 1802 года святейший Синод мог обращаться к высшим государственным структурам только через обер-прокурора святейшего Синода , который был проводником.

На метах были консистории.

Функции прокуратуры:

  • Соблюдение законов;
  • Предлагала нарушителям закона устранять нарушения;
  • Опротестовывала решения.

Екатерина 2. Ввела новое административно-территориальное устройство по Уложению о губерниях . Введен губернский строй, а в губерниях учреждалась должность губернского прокурора , который не был подчинен губернатору, а Генерал-прокурору, который непосредственно подчинялся императору.

Губернский прокурор:

  • Осуществлял надзор за всеми присутственными органами, был «царским оком»;
  • Ходатайствовал за арестованными;
  • Находился в прямых отношения с Министром юстиции;
  • Был представителем центральной власти.

Свод законов Российской империи сохранил должность прокурора.

Прокурор:

  • В губерниях и уездах осуществлял контроль за соблюдением законов, в том числе, и судами;
  • Принимал участие в заседаниях поднадзорных органов;
  • Опротестовывал незаконные решения.

Судебная реформа 1864 года. Создала новый тип российской прокуратуры:

  • Преодоление инквизиционного процесса;
  • Отделение судебной и обвинительной власти;
  • Превращение прокуратуры из института всеобъемлющего надзора закона в стране в орган уголовного преследования в системе исполнительной власти.

Термин «прокурорский надзор» стал устаревшим. Прокурорский надзор так и не был восстановлен. Произошла бюрократизация управления.

Кони считал, что упразднение прокурорского надзора следует признать самой большой ошибкой составителей судебных уставов. Изменения красивы теоретически, но противоречат условиям административной жизни и внутренним потребностям губернского строя. Был срублен дуб на страже леса.

Законодательная метаморфоза объясняется:

  1. Отсутствовала общая теория прокурорского надзора;
  2. Деятельность прокуратуры рассматривалась при подготовке судебных уставов с позиций судопроизводства;
  3. Среди производчиков были специалисты уголовного процесса, которые считали что нужно отделить обвинение от суда;
  4. Законодательство и практика зарубежных государств, где прокуратура была только органом уголовного преследования.

Функции прокуратуры:

Лица прокуратуры были в судебной системе (окружные суды и прокуратуры). Под высшим наблюдением Министра юстиции Генерал-прокурор Российской империей. Предмет ограничивался судебной деятельностью. Судьи зависели от прокуроров.

Из ока государева прокурор превратился в око Министра юстиции:

  • Следил за внутренним делопроизводством в суде;
  • Сообщал председателю, вышестоящему прокурору о недопущениях в суде;
  • Разматывал дисциплинарные дела в отношении судей;
  • Опротестовывал решения.

Зависимость суда проявлялось и в том, что любое новое назначение или перевод совершалось при наличии характеристик от прокуроров при судах. (В настоящее время в США Генеральный атторней пишет характеристику на кандидатов в судьи Верхового Суда – своеобразная зависимость судебной власти от исполнительной). Судьи должны были считаться с прокурорами едва ли не более чем с председательствующими, а кто поссорился с прокурором, мог ставить крест на своей карьере.

Полномочия прокурора в рамках уголовного процесса:

  • Постоянное наблюдение за производством предварительного следствия;
  • Подчинял полицейское дознание;
  • Обладал правом возбуждать уголовные дела;
  • Мог требовать начинала следствие;
  • Наблюдение прокурора включало как руководство следствием, так и некоторые чисто надворные полномочия.
  • Обличение обвиняемых перед судом (поддержание государственного обвинения). Прокурор-обвинитель наделялся равными правами с другой стороной;
  • Мог обжаловать решение суда своим протестом;
  • Осуществлял надзор за фактическим исполнением приговора.

Таким образом, если проанализировать уставы 1864 года, то можно сделать вывод, что создатели уставов не были последовательными до конца. Суд, вмешиваясь в возбуждение дел, предписывая следователю действия, мог составить понятие о свойстве деяния или вине лица. Обвинение отделилось от суда и выложилось на прокуратуру. Прокурор осуществлял надзор и руководил расследованием.

Прокуроры: Трубецкой, Рязенский, Державин.

Представители права стоят на страже силы.

В таком виде прокуратура просуществовала до октября 1917 года.

24 ноября 1917 года Декретом № 1 «О суде» был устранен институт прокурорского надзора (он претворил в жизнь идеи Маркса и Энгельса).

По данному Декрету:

  1. Государство должно быть разрушено, взорвано, сломано, разбито, разрушено;
  2. Былое государство необходимо заменить государством диктатуры пролетариата ;
  3. Замена бюрократических элементов:
    1. Суды – народные суды;
    2. Прокуратура упразднялась без замены :
      • Было устранено законодательство российской империи;
      • Ленин считал, что создавать заново орган, компромитировавший себя, нецелесообразно (царская прокуратура была очень репрессивной);
      • Началась гражданская война – было не до прокуратуры;
      • Руководители партии государства считали, что прокуратура рутинный угнетательский орган, функции которого могли выполнять другие органы (лучшей вариант, по мнению Данилевича).

Функции надзора выполняли ряд государственных органов (согласно первой советской Конституции РСФСР 1918 года):

  • Всероссийский центральный исполком;
  • ЦИК и его президиум;
  • Народный комиссариат юстиции и его органы на местах и др.

Расследование преступлений было отнесено к компетенции народных судов. Был эксперимент создания института обвинителей в суде (необозначенные граждане любого пола, пользовавшиеся гражданскими правами)

Декрет № 2 ввел коллегию правозаступников, которые избирались исполкомами и получали зарплату.

Эксперимент был прекращен в связи с созданием прокуратуры. Вопрос встал после окончания гражданской войны в 1921 году (закончилась политика военного коммунизма – была продразверстка – забиралось все, кроме небольшого количества). Переход к НЭН – появился продналог . Была создана, чтобы следить за исаолнением законов на местах. Проект о прокуратуре разработал наркомат юстиции и в мае 1922 года был внесен на рассмотрение ЦИК девятого созыва. Построение прокуратуры как единой независимо системы от органов местной власти. Прокуроры могли опротестовывать решения органов власти. Привлекать нарушителей, надзор за расследованием, поддержание государственного обвинения. Нижестоящий прокурор подчинялся вышестоящему, и замыкались на прокуроре Республики. Обсуждение законопроекта происходило в острой партийной борьбе. Большинство делегатов выступили против независимости прокуратуры, большинство проголосовало за двойное подчинение : по горизонтали – местным органам, по вертикали – вышестоящим прокурорам. Создали согласительную комиссию, но она не договорилась, и вопрос снимался с повестки дня и отправлялся на доработку. Ленин («О двойном подчинении закону» – тезисы на 3 страницы») вмешался и заложил принципы организации прокуратуры. Главный принцип – принцип единой законности в масштабе республики и федерации. Вопрос начал рассматриваться ЦК партии большевиков и пришли к выводу, что нужно двойное подчинение. Было недоверие к центральной власти: «Все беды идут из центра». Ленин был реальным политиком, очень авторитетным и прямо сказал, что если с его мнением не согласятся, то он выйдет из состава ЦК. Заново проголосовали и преимущество было в 1 голос. 26.05.1922 ЦИК принял Положение о прокурорском надзоре. 28.05.1922 года Калинин подписал проект и он стал законом. Учреждалась государственная прокуратура за соблюдением законов и правильной постановке борьбы с преступность. В составе наркомата юстиции. Возглавлял нарком юстиции, который был Генеральным прокуратуры.

Функции:

  1. Осуществление надзора за законностью органов власти, общественных объединений и организаций, граждан путем возбуждения дел против виновных и опротестовании актов
  2. Наблюдение за деятельностью следственных органов, органов дознания, государственного политического управления (прообраз КГБ)
  3. Поддержание обвинения в суде
  4. Правильность содержания осужденных.

Начался процесс создания в иных союзных республиках (Украина, Грузия, Армения и тд).

У нас прокуратура была учреждена 26.06.1922 года (законодательно). Фактически была создана в БССР раньше, чем в Российской Федерации. Фактически создана в конце 1921 года (доказано на архивных материалах, доказано Мартинович).

3 всебелорусский съезд одобрил создание прокуратуры и прокуроры (ревзаки) были назначены во всех уездах. Был создан отдел охраны революционной законности, учреждена должность прокурора кассационного трибунала. Принято Положение о прокурорском надзоре БССР.

  • Должность прокурора трибунала – прокурор Республики;
  • Отдел охраны революционной законности – отдел в наркомате.

Формировать кадры было сложно (многие эмигрировали, был классовый подход). Все коммунисты с юридическим образованием брали на учет и использовали на работе в судах и прокуратуре. С этой задачей справились, в прокуратуре были самые квалифицированные кадры. После распада СССР многие ушли в коммерческие структуры. Одно из условий – наличие высшего юридического образования, в отличие от МВД.

30.12.1922 года была создана СССР на первом съезде, где была принята Декларация и Договор об объединении союзных республик (4 учредителя: РСФСР, БССР, УССР, Закавказская федерация: Армения, Азербайджан и Грузия).

Существовал зачаток – Прокуратура Верховного Суда СССР, которая была образована Положением о верховном Суде 1923 суда. Прокурор назначался Президиумом ЦИК СССР. Первым прокурором Верховного Суда был Винокуров, председатель ВС – Красиков.

Было 2 помощника

  1. Деятельность ГРУ;
  2. Военная прокуратура при военной коллегии Верхового Суда.

Никаких полномочий на местах не было. Прокуроры назначались постановлением ЦИК и СНК. Прокуратуры ВС и союзных республик не были связаны между собой.

Процесс централизации начал завершаться в 1933 году , когда учреждалась прокуратура СССР. Первым прокурором был Акулов . Был переход к индустриализации, нужно было мощное образование, концентрация власти в центре. Потом провели коллективизацию – всех в колхозы. Город всегда в долгу у деревни. Но процесс централизации не был окончен, так как прокуроры на местах были в составе наркоматов. Окончательно процесс централизации завершился в 1936 году совместным постановлением был образован наркомат юстиции СССР. Органы прокуратуры выделялись из составов наркоматов и отдавались в непосредственное подчинение прокурору СССР. Конституция БССР 1937 года прокуратура БССР является составной частью единой структуры прокуратуры СССР. Ранее не регламентировалась, так как была в составе СССР и регулировалось ее Конституцией.

В таком виде просуществовала до 1955 года . Принято новое Положение о прокурорском надзоре БССР.

Оно действовало до 1977 года. Была принята с СССР новая Конституция. Деятельность прокуратуры определяется Законом «О прокуратуре» с 1979 года. Прокурорский надзор поднялся на более высокий уровень. Конституция сохранила основную функцию советской прокуратуры: осуществление надзора за сохранением законности.

  1. Определение прок надзора как высшего надзора стране
  2. Строгая централизация органов прокуратуры
  3. Новое :
    1. Ранее соблюдение законности закреплялось за Генеральным прокурором – теперь за всеми прокурорами;
    2. Расширен круг объектов прокурорского надзора: исполнительные и распорядительные органы местных советов народных депутатов, сами Советы, государственные комитеты, ведомства, колхозы, иные общественные организации;
    3. Для всех прокуроров был установлен 5-летний срок полномочий (ранее Генеральный прок назначался Верховным Советом сроком на 7 лет, нижестоящие на 5)
    4. Порядок организации и деятельности органов прокуратуры определяется не Положением, а Законом «О прокуратуре». Это повысило роль прокуратуры как органа государства;
    5. Установлены доплата за классные чины

Проект Закона «О прокуратуре» разрабатывался прокуратурой СССР. Проект был разослан на места: в прокуратуры, в научные центры. Изучался и на нашей кафедре, затем был направлен в Москву.

Закон «О прокуратуре СССР» был принят 30.11.1979 года .

Были сохранены со времен петровской прокуратуры:

  • Принцип построения: единство и строга централизация;
  • Независимость;
  • Возглавлялась Генпрокурором.

Были внесены изменения 4 июня 1987 году Постановлением Президиума ЦК КПСС: бы перекос в деятельности прокуратуры. Защита прав и законных интересов государства, общества, личности не осуществлялся. Был перекос был в сторону уголовного преследования, общенадзорной функцией почти не пользовались. Все хотели быть следователями и осуществлять надзор за следствием. У граждан была ассоциация что прокурор – это тот, кто всех сажает.

Назначался ряд мероприятий:

  1. Наделение прокурора дополнительными полномочиями в сфере общего надзора:
    1. Право вносить предписания об устранении нарушения закона
    2. Официальное предостережение
    3. Прокуроры союзных республик назначаются не Генеральным прокурором, а Верховными Советами республик по согласованию с Генеральным прокурором СССР.

С распадом СССР старые законы действовали, если не противоречили национальному суверенитету. Продолжал действовать Закон «О прокуратуре СССР», хотя были определенные реорганизации (особенно в военной прокуратуре – военные прокуратуры передавались в состав прокуратуры республики).

Так что закон начинал противоречить отношениям (особенно в уголовном процессе – продление сроков при содержании под стражей).

Был воспринят старый закон, только спущен на уровень Республики.

В 1994 году принята Конституция.

В 1996 году были внесены изменения и не стало Верховного Совета, но в Законе «О прокуратуре» осталось все по-старому, хотя Конституция говорила привести законодательство в соответствии с новыми отношениями.

Было 3 проекта, но они не доходили до второго чтения. В новом проекте прокуратура наделялась функциями оперативно-розыскного органа. Было совещание у Президента и Президент не поддержал проект.

Новый закон был принят в 2007 году . Достижения: узаконили термин «Генеральная прокуратура». Потом было принято положение, и внесли изменения в Закон. Данный Закон действует и до наших дней.

Тема 2. Сущность и задачи прокурорского надзора

  1. Задачи прокурорского надзора

Задачи прокурорского надзора

Обеспечение единства законности вызвало к жизни выделение прокурорского надзора в самостоятельную форму государственной деятельности.

Прокуратура организована как самостоятельная, единая и строго централизованная система государственных органов, которая возглавляется Генеральным прокурором (назначается Президентом с согласия Совета Республики; освобождается только Президентом).

Прокуратура Республики Беларусь (далее - прокуратура) - единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции , установленные законодательными актами.

Задачами прокуратуры являются:

  1. Обеспечение верховенства права, законности и правопорядка;
  2. Защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

Единый надзор осуществляется по различным направлениям (ст.4).

Направления – те пути, по которым прокуроры выполняют свои задачи.

В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за (направления (отрасли) прокурорского надзора):

  • Точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных НПА РОГУ и иными государственными организациями, подчиненными Совмину, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе ИП (далее - надзор за исполнением законодательства);
  • Исполнением законодательства при осуществлении ОРД;
  • Исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
  • Соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
  • Соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера;
  • Координирует правоохранительную деятельность государственных органов, органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций (налоговая), участвующих в борьбе с преступностью.
  • Проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных УПК.
  • Принимает участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности (в качестве государственного обвинителя);
  • Поддерживает государственное обвинение по уголовным делам;
  • Участвует в административном процессе в соответствии с ГПК, ХПК, УПК и ПИКоАП (далее - процессуальное законодательство).

Таким образом, сущность надзора состоит в выявлении и устранении специфическими правовыми средствами нарушения законодательства в целях единообразного и правильного их применения. Как видно из сущности надзора его предметом является единообразное понимание и точное исполнение законодательства всеми субъектами.

Субъекты прокурорского надзора:

  • Генеральный прокурор;
  • Подчиненные ему прокуроры.

Главная функция – правоохранительная.

Правовые средства прокурорского надзора

Права + обязанности прокурора (= полномочия) + форма и порядок из реализации = правовые средства.

Их применение влечет порождения правоотношения между прокурором и другой стороной.

Большинство полномочий являются общими для отраслей. Но отдельные прокуроры наделены спец правами и обязанностями применительно к отдельным отраслям.

К органам дознания – властно-распорядительные полномочия – дача указаний.

Все полнотой полномочий обладает Генеральный прокурор, которому принадлежит право выступать перед Пленумами судов с дачей руководящих объяснений.

Отдельные полномочия:

  • Санкция на заключение под стражу
  • Истребование дела в порядке надзора
  • Выступление перед Пленумами (Гениальный прокурор).

Правовые средства можно разделить по:

  • Цель:
    • Средства направленные на выявление нарушения (анализ и обобщение практики, проведение проверок);
    • Средства направленные на устранение нарушения (принесение протеста);
    • Предупреждение (все акты и деятельность);
    • Возмещения вреда (наложение ареста на имущество);
    • Привлечения к ответственности виновных лиц.
  • Характер:
    • Обязывающие (принесение протеста – обязанность рассмотреть протест и дать ответ);
    • Приостанавливающие (протест приостанавливает действие опротестованного акта);
    • Распорядительные (указания являются обязательными для исполнения органами дознания).
  • Форма:
    • Акты (протест, представление, предписание, официальное предупреждение, санкция, требования);
    • Действия.

Правовые средства реализуются при помощи методов прокурорского надзора :

Методика – это совокупность организационных, так и тех приемов и средств которые применяются для более полного надзора за осуществлением законодательства.

Закрепляются в указах и инструкциях Генерального прокурора.

Каждый прокурор сам решает какие методы выбрать или применить. Главное – результат!

Принципы организации и деятельности прокуратуры

Деятельность прокуратуры основывается на принципах:

  • Единство и централизация прокуратуры (в Конституции ст.125):
    • Единство – все территориальные и специализированные прокуратуры составляют единую систему (каждый прокурор действует на соответствующей территории как представитель единой системы органов прокуратуры, а все его акты исходят не от него лично, или конкретного района, а от прокуратуры в целом, у всех одинаковые полномочия и правовые средства реализации. Все прокуроры реагируют на незаконные акты). Одно лицо прокурорского надзора можно заменять другим;
      • Централизация . Подчиненность идет только по вертикали. Неприменим принцип двойного подчинения. Назначаемость прокуроров. Генеральный прокурор назначается Президентом с согласия СР, все нижестоящие – Генеральным прокурором с согласия Президента. Принципом herdjlcndf является единоначалие – соответствующий прокурор разрешает вопросы своей компетенции единолично. Вышестоящий вправе отменить решение нижестоящего, а нижестоящий должен подчиняться вышестоящему. Единым руководителем Прокуратуры является Генеральный прокурор, которые осуществляет надзор непосредственно или через подчиненных прокуроров. Создание коллегий прокуратуры (впервые в 1957 образованы в Прокуратуре союза СССР, союзных и автономных республик, областей. Там рассматриваются наиболее важные вопросы практической деятельности. Решения приводятся в действие приказами соответствующего прокурора. Положение и список участников утверждается Президентом. В районных прокуратурах – оперативное совещание.
  • Подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору;
  • Законности. В своей деятельности прокурор руководствуется Конституцией, соответствующими ей актами законодательства и в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет функции, возложенные на него настоящим Законом и иными законодательными актами. Прокурор принимает предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций. Прокуроры не должны выходить за пределы своих полномочий. Любые нарушения законов прокуратурой подрывает авторитет. Деятельность прокуратуры носит подзаконный характер;
  • Равенства всех граждан перед законом. Прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, законодательных актах и предусмотренных международными обязательствами Республики Беларусь, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств. Но это не равноправие!
  • Независимости прокурора. Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность. Дельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору. Гарантии – прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели. Запрет оказывать платные юр услуги, предпринимательскую деятельность (исключение – образование, творчество).
  • Гласности. Прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны. Не допускаются разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами. Гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или организация, полагающие, что решением (действиями) прокурора ущемлены их права или законные интересы, вправе обжаловать его (их) вышестоящему прокурору и (или) в суд. Возможность сотрудничества со СМИ , публикация статистики .
  • Обязательности исполнения требований прокурора. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий и предъявленные в соответствии с законодательными актами, подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется безвозмездно. Должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке. Лицам, вызываемым в рабочее время в органы прокуратуры, в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и законодательными актами, гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Факт вызова лица в орган прокуратуры в рабочее время и продолжительность нахождения его в органе прокуратуры удостоверяются в повестке или ином документе, выдаваемом прокурором.

Система и структура органов прокуратуры

Единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента.

Создание, реорганизация и ликвидация органов прокуратуры осуществляются Президентом по представлению Генерального прокурора.

Общая численность прокурорских работников и работников прокуратуры утверждается Президентом.

Структура и штатное расписание органов прокуратуры утверждаются Генеральным прокурором в пределах бюджетных ассигнований и установленной численности органов прокуратуры, если иное не установлено Президентом.

В основу территориального деления положен принцип АТЕ.

  • Генеральная прокуратура;
  • Прокуратуры областей и г. Минска;
  • Прокуратуры районов, городов, межрайонные прокуратуры.

К числу специализированных прокуратур относятся:

  • Военная прокуратура:
    • Прокуратура области;
    • Межгарнизонные прокуратуры.
  • Транспортная прокуратура:
    • Прокуратура области
    • Межрайонные прокуратуры

Ранее были природоохранные прокуратуры, прокуратуры в исправительных учреждениях, прокуратуры на границе.

Генеральная прокуратура является центральным органом системы органов прокуратуры.

Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор.

Генеральный прокурор имеет 5 заместителей , в том числе одного первого. Есть также советник.

Генеральная прокуратура Республики Беларусь:

  • Контролирует работу органов прокуратуры, обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям их деятельности;
  • Анализирует практику прокурорского надзора и состояние законности в Республике Беларусь;
  • Взаимодействует с другими государственными органами в обеспечении законности и правопорядка;
  • Организует и проводит повышение квалификации прокурорских работников;
  • Участвует в нормотворческой деятельности;
  • Представляет органы прокуратуры в международных отношениях;
  • Выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.

Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, образуется и действует Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре.

Положение о Научно-консультативном совете при Генеральной прокуратуре и его состав утверждаются Генеральным прокурором.

Прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры

Прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют заместителей.

Все акты издаются только от имени руководителя прокуратуры.

Порядок назначения и освобождения прокуроров

Генеральный прокурор назначается на должность Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания.

Сообщения о назначении Генерального прокурора на должность и об освобождении его от должности публикуются в средствах массовой информации.

Генеральный прокурор в своей деятельности подотчетен Президенту.

Генеральный прокурор может быть освобожден от должности Президентом с уведомлением Совета Республики Национального собрания

  • В случае совершения им преступления, установленного вступившим в силу приговором суда;
  • В связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей:
    • По состоянию здоровья;
    • По собственному желанию;
    • По иным основаниям, установленным законодательными актами.

В отсутствие Генерального прокурора или в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель Генерального прокурора, а в случае отсутствия первого заместителя Генерального прокурора или в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей - один из заместителей Генерального прокурора в соответствии с распределением обязанностей.

Президент может возложить исполнение обязанностей Генерального прокурора на первого заместителя или одного из заместителей Генерального прокурора.

Служба в органах прокуратуры является государственной службой .

На должность прокурорского работника может быть назначен только гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование и обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечающий иным требованиям, предусмотренным законодательством о государственной службе.

На должность прокурорского работника в исключительных случаях может быть назначен гражданин, имеющий иное высшее образование.

На должность прокурора района, района в городе, города, межрайонного и приравненных к нему транспортного и межгарнизонного военного прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее 3 лет, а на должность прокурора области, города Минска и приравненных к нему прокуроров - лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет, если иное не установлено Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь.

С гражданами, поступающими на службу в органы прокуратуры, заключается контракт .

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11785. Особенности прокурорского надзора 1.25 MB
Формы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел: поддержание государственного обвинения и участия в качестве государственного обвинителя в разбирательстве дел частнопубличного и публичного обвинения судом первой и апелляционной инстанции; принесение представлений на приговоры определения и постановления судов судей не вступившие или вступившие в законную силу; участие в рассмотрении уголовных дел в стадиях кассационного надзорного производства а также при возобновлении производства по уголовному делу в виду новых или...
14063. Прокурорский надзор 14.06 KB
Основная сущность прокурорского надзора.Основные цели и задачи прокурорского надзора.Основные отрасли прокурорского надзора. Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности его отличие от других видов деятельности как прокуратуры так и иных государственных органов определяется содержанием этой деятельности которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения требований законов соответствия иных правовых актов закону и устранении...
20372. Понятие и содержание прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве 113.87 KB
14171. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних 23.18 KB
Сущность и задачи надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних. Надзор прокурора за исполнением законодательства об образовании и труде несовершеннолетних. Надзор за исполнением законодательства по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.
18591. Прокурорский надзор за законностью в уголовном судопроизводстве 113.87 KB
Исследования в области соблюдения учетно-регистрационной дисциплины в органах уголовного преследования показали что граждан по-прежнему лишают доступа к правосудию отказывая в принятии заявлений и возбуждении уголовных дел. Анализ работы следственных подразделений органов КНБ показал что по-прежнему нарушаются сроки следствия. опрос 200 прокуроров из разных регионов страны показал что примерно у трети из них отсутствует чёткое представление о выполняемых ими функциях Приложение А. Например недооценка прокурорами необходимости...
20080. Организация и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции 115.78 KB
Теоретико-правовые аспекты прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Понятие коррупции. Сущность предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Правовые основы деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции...
21204. Прокурорский надзор за исполнением законов в местах лишения свободы 23.44 KB
Сущность задачи и правовая основа прокурорского надзора в местах лишения свободы стр. Предмет и объекты прокурорского надзора за исполнением законов в местах лишения свободы стр. Акты прокурорского реагирования на установленные нарушения законов в местах лишения свободы стр.
4163. Место и роль военной прокуратуры в системе прокурорского надзора Российской Федерации 202.78 KB
Военная прокуратура является структурным подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации, и возглавляется заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором. Поэтому правовой и функциональный характер военной прокуратуры не может рассматриваться отдельно от особенностей российской прокуратуры в целом.
13362. Основные направления деятельности (функции) прокуратуры. Понятие и виды (отрасли) прокурорского надзора 4.73 KB
В этом принципиальное отличие прокурорского надзора от иных видов осуществляемого государственными органами надзора и контроля административного экологического санитарного и т. Вовторых несмотря на то что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и законов подавляющим большинством должностных лиц и государственных органов при определенных обстоятельствах руководителями и органами управления коммерческих и некоммерческих организаций а также гражданами она не уполномочена надзирать за высшими органами законодательной...
4120. Прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением законов органами предварительного расследования 72.09 KB
Предмет исследования в совокупности составили теоретические понятия и принципы, характеризующие прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением законов органами предварительного расследования; особенности осуществления данной деятельности.

Лекция 3. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности: понятие, сущность

Прокурорский надзор - это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом - централизованной единой системой органов прокуратуры, путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности на всей территории РФ.

Прокурорский надзор как вид государственной деятельности обладает и своим особым предметом. Согласно ст. 21 Федеральный закон "О прокуратуре РФ" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Понятие прокурорского надзора тесно связано с понятием "законность", поскольку законность обеспечивается благодаря осуществлению прокуратурой надзора за соблюдением действующего законодательства в различных сферах деятельности общества и государства. Сущность законности заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами действующего законодательства. Прокурорский надзор обеспечивает это неуклонное и строгое соблюдение и исполнение законодательства. На всей территории России необходимо единство законности, одинаковое ее понимание и осуществление, и единственным органом государства, способным обеспечить это единство, является прокуратура, для чего она была создана, и в этом состоит ее главная задача.

Прокурорский надзор имеет существенное значение и в профилактике правонарушений, поскольку именно с помощью надзора достигается не только надлежащее исполнение законов, но выявление готовящихся правонарушений на ранних стадиях их формирования. Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав человека и гражданина в различных сферах жизнедеятельности. Так, в сфере трудовых правоотношений прокуратура, защищая и охраняя трудовые права граждан, опротестовывает незаконные приказы, распоряжения и другие акты, ущемляющие трудовые права граждан, вносит представления, возбуждает гражданские дела и производство об административных правонарушениях. По материалам прокуратуры преступившие закон работодатели привлекаются к дисциплинарной, уголовной ответственности.



В сфере защиты нарушенных жилищных прав граждан прокуроры направляют в суд иски, вносят протесты на незаконные правовые акты, принятые по вопросам жилищного законодательства.

Незащищенной категорией населения продолжают оставаться пенсионеры. Результаты проверок свидетельствуют о том, что многие гарантированные льготы для них оказываются декларативными. Распространены случаи непредоставления им жилья, бесплатных лекарств, гарантированного перечня медицинских услуг. В связи с указанными нарушениями прокуратурой рассматриваются и разрешаются жалобы и заявления граждан, чьи права нарушены.

Прокуратура, осуществляя прокурорский надзор, выявляет многочисленные нарушения прав несовершеннолетних. За нарушение законодательства о защите прав и интересов несовершеннолетних, по материалам прокуратуры, к дисциплинарной и административной ответственности привлекаются должностные лица, возбуждаются уголовные дела.

Активизирована надзорная деятельность прокуратуры в сфере административной юстиции. Прокуроры уделяют особое внимание выявлению нарушений законности, допускаемых должностными лицами уполномоченных государственных структур. В целях устранения допущенных нарушений законов прокуратура вносит представления, привлекает виновных должностных лиц к административной ответственности, осуществляет иные полномочия по устранению нарушений законности.

Большое значение прокурорский надзор имеет и в сфере гражданского судопроизводства. Весомым аргументом в пользу этого утверждения является огромное количество обращений граждан, поступающих ежегодно в органы прокуратуры, за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.

Необходимость повышения качества судебных решений обусловливает целесообразность обеспечения тесного взаимодействия между судами и прокуратурой, в том числе по обязательствам, вытекающим из положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Главной целью при этом является создание подлинных гарантий для обеспечения законности и правопорядка, а также осуществление эффективной защиты прав и свобод человека и формирующегося гражданского общества.

Без надзорных полномочий прокуратуры и ее возможностей устранение нарушений законов значительно осложнилось бы, а для граждан доступ к государственной защите от правового произвола был бы крайне затруднен. Осуществляя от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов судебными приставами, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участвуя в рассмотрении дел судами или в правотворческой деятельности, органы прокуратуры преследуют при этом главную цель - всемерную защиту прав и свобод человека и гражданина.

В то же время, исходя из положений Федерального закона "О прокуратуре РФ", можно говорить о прокурорском надзоре в узком и широком смысле слова. В широком смысле слова прокурорский надзор представляет собой специфическую государственную деятельность, осуществляемую органами прокуратуры, которая играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства. Узкое понимание словосочетания "прокурорский надзор" проистекает из положений раздела III Федерального закона "О прокуратуре РФ", в который включены лишь отдельные направления деятельности прокуратуры по надзору за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

по дисциплине «Прокурорский надзор»

тема «Сущность прокурорского надзора»

Понятие отрасли прокурорского надзора

Отрасль прокурорского надзора – это установленная законом о прокуратуре сфера прокурорского надзора, характеризующаяся своим объектом, предметом, правомочиями, формами и методом их осуществления.

Законодатель выделяет 4 отрасли прокурорского надзора, а именно:

1. Надзор за исполнением законов

Прокурорский надзор за исполнением законов является самостоятельной отраслью прокурорского надзора. Тради­ционно данная отрасль именовалась «общим надзором».

Предмет надзора в отрасли прокурорский надзор за исполнением законов в общем виде определен в ст. 21 За­кона о прокуратуре и включает в себя следующее:

1. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнени­ем законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительны­ми органами государственной власти субъектов РФ, органа­ми местного самоуправления, органами военного управле­ния, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и не­коммерческих организаций.

2. Надзор за соответствием законам правовых актов, из­даваемых (принимаемых) перечисленными выше органами.

Как известно, на территории Российской Федерации дей­ствуют федеральные законы, законы субъектов РФ (консти­туции, уставы, законы), законы муниципальных образований (уставы), в связи с этим возникает вопрос, за исполне­нием всех ли законов, действующих на территории Россий­ской Федерации, осуществляют надзор прокуроры или только за исполнением федеральных законов. Из анализа смыслового содержания ст. 21 Закона можно прийти к выво­ду, что прокуроры осуществляют надзор за исполнением федеральных законов, а также не противоречащих феде­ральному законодательству законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований (районов, городов).

В сферу прокурорского надзора за исполнением законов входят также постановления, принимаемые палатами Феде­рального Собрания РФ - Государственной Думой и Сове­том Федерации.

Прокуроры осуществляют надзор и за исполнением дву­сторонних и многосторонних международных договоров и других международно-правовых актов, заключенных (под­писанных) Россией, или к которым она присоединилась. При этом надо исходить из того, что национальное законо­дательство должно соответствовать международному зако­нодательству.

Особенность прокурорского надзора за исполнением зако­нов в отличие от надзора и контроля, осуществляемого дру­гими государственными органами, выражается в том, что ос­нованием применения прокурором своих полномочий является, как правило, информация о нарушении законов. Обладая такой информацией, прокурор проводит проверки исполнения законов и совершает другие надзорные действия.

В отличие от других отраслей, прокурорский надзор за ис­полнением законов является наиболее широкой и многогран­ной отраслью, отхватывающей подавляющее большинство законов, за исключением законов, регулирующих деятель­ность органов дознания и следствия, судов и арбитражных судов, и органов, исполняющих наказания, назначенные су­дом. По числу и разнообразию органов, за исполнением зако­нов которыми осуществляется надзор, эта отрасль является наиболее сложной и трудоемкой.

Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор) был учрежден с целью обеспечения единообразного понимания и точного исполнения законов органами предста­вительной и исполнительной власти, органами контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, обществен­ными организациями, должностными лицами и гражданами. Эта цель конкретизируется в законодательстве, регулирую­щем прокурорский надзор, применительно к задачам, сто­ящим перед обществом и государством на определенных эта­пах их развития. Так, в ст. 1 Закона о прокуратуре закреплено, что прокурорский надзор за исполнением законов, как и над­зор в других отраслях, осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, за­щиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняе­мых законом интересов общества и государства.

В обобщенном виде задачи прокуроров при осуществ­лении надзора за исполнением законов состоят:

В обязательном вмешательстве прокурора в связи с по­ступившей информацией о нарушении законов путем при­нятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;

Наиболее полном использовании возможностей проку­рорского надзора за исполнением законов в предупрежде­нии правонарушений и, в первую очередь, преступлений;

Активизации и совершенствовании деятельности орга­нов государственного контроля и правоохранительных орга­нов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в под­чиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях;

Более активном проведении в жизнь принципа неотвра­тимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответ­ственности правонарушителей вне зависимости от их долж­ностного и имущественного положения, памятуя, что перед законом все равны;

Доведении до населения и общественности через ра­дио, телевидение, периодическую печать информации о ра­боте органов прокуратуры, в том числе и в области проку­рорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;

Выявлении пробелов (дефектов) действующего законо­дательства, потребностей в нормативном регулировании об­щественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в предста­вительные (законодательные) органы и органы, обладаю­щие правом законодательной инициативы. При этом ниже­стоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;

Повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые дей­ствия, предпринимателей, а также граждан, привитии им по­требности точного исполнения законов. В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических меро­приятий.

В данной отрасли прокурорского надзора ведутся следующие направления:

Надзор за исполнением: законодательства о политичес­ких правах и свободах граждан; законодательства о граж­данстве; законодательства о беженцах и вынужденных пере­селенцах; трудового законодательства; законодательства об охране труда и соблюдению правил техники безопасности; законодательства о занятости населения; законодательства о здравоохранении; законодательства об образовании; жи­лищного законодательства; законодательства о приватиза­ции жилищного фонда; законодательства о защите прав по­требителей; законодательства об охране окружающей природной среды; законодательства о ядерной и радиационной безопасности; пенсионного законодательства; законода­тельства о льготах; законодательства о борьбе с наркомани­ей; законодательства о несовершеннолетних; законодатель­ства об обращениях граждан (социальная сфера);

Надзор за исполнением: законодательства о собствен­ности; законодательства о предпринимательстве; законода­тельства о приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий; законодательства о банках и банковской деятельности; законодательства о налогах; аграрного (зе­мельного) законодательства; инвестиционного законода­тельства; законодательства об аренде; дорожно-транспорт­ного законодательства (экономическая сфера);

Надзор за исполнением: законодательства об обороне; законодательства об оружии; законодательства о границе; законодательства о чрезвычайных ситуациях или положе­нии (оборонная сфера);

Надзор за исполнением: законодательства о внешнеэко­номической деятельности; таможенного законодательства (внешнеэкономическая сфера);

Надзор за законностью: привлечения физических, дол­жностных и юридических лиц к административной ответ­ственности; применения мер административного пресече­ния и предупреждения; содержания под стражей лиц, совершивших административные правонарушения (административно - юрисдикционная сфера).

Таким образом, выделяется более тридцати направлений прокурорского надзора за исполнением зако­нов, которые должны находиться в поле зрения прокуроров.

Что касается прокурорского надзора за законностью пра­вовых актов, то здесь необходимо выделить такие направле­ния, как надзор за законностью правовых актов, издавае­мых: органами представительной и исполнительной власти, включая и органы местного самоуправления; федеральными министерствами и ведомствами; органами контроля; мини­стерствами и ведомствами субъектов федерации; органами военного управления; предприятиями, учреждениями, орга­низациями; общественными организациями.

Выделение направлений прокурорского надзора за ис­полнением законов позволяет лучше организовать работу прокуратуры, закрепить надзор по отдельным направлениям или группе направлений за конкретными прокурорскими работниками (предметниками), упорядочить учет выявлен­ных нарушений законов, облегчить анализ правонарушаемости, а также составление статистических отчетов.

Сущность и значение прокурорского надзора

Прокурорский надзор - специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности исполнения законов, действующих на ее территории.

Прокурорский надзор - самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства - Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя, таким образом, интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом. Ю.Е. Винокурова. Прокурорский надзор. Учебник. М., 2001.

Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.

Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.

Дело в том, что органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональное отношение к каждой из трех, предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они тем не менее, не относятся полностью ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве, позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры.

Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином «прокурорский надзор» может пониматься: а) специфический вид государственной деятельности, о котором говорилось выше; б) самостоятельная отрасль юридической науки; в) учебная дисциплина.

Теория и практика прокурорского надзора выработала целый ряд понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности. Не все из них учеными и практиками воспринимаются однозначно, и это в определенной мере негативно сказывается на эффективности прокурорского надзора. Поэтому необходимым условием прочного усвоения курса настоящего учебника является освоение терминологии прокурорского надзора, необходимое для изучения всего последующего материала.

Коренным для всех остальных является понятие «прокурор». Прокурор - это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Законом о прокуратуре и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом или приказом вышестоящего прокурора. Понятие «прокурор» - собирательное, так как охватывает такие должности, как Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Кроме того, это же понятие охватывает должности заместителей Генерального прокурора РФ, его советников и помощников, заместителей и помощников всех нижестоящих прокуроров, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов управлений и отделов.

Помимо прокуроров в системе прокуратуры работают прокурорские работники. К ним относятся работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания - в органах и учреждениях военной прокуратуры). Прокурорскими работниками обычно являются научные и педагогические работники учреждений прокуратуры и некоторые иные работники подразделений органов и учреждений прокуратуры.

Прокурорский надзор - понятие, характеризующее: 1) основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности; 2) отрасль юридической науки и 3) учебную дисциплину.

Прокуратура как федеральный государственный орган осуществляет ряд функций (надзор, расследование преступлений, участие в рассмотрении дел судами, в правотворческой деятельности и другие), важнейшей из которых является надзор за исполнением законов. В юридической литературе и на практике употребление понятия «прокурорский надзор» применительно к деятельности прокурора подразумевает проведение проверок точности исполнения требований всех законов, действующих на территории РФ или любого из них в каждом конкретном случае. Крюков В.Ф. Прокурорский надзор. Учебное пособие. М., 2008.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора и т.д. Как отрасль науки прокурорский надзор тесно связан с такими самостоятельными отраслями юридической науки, как уголовный, гражданский и арбитражный процесс, криминалистика и рядом других.

Прокурорский надзор как учебная дисциплина - часть образовательных программ высших и средних учебных заведений. По содержанию и структуре учебная дисциплина прокурорский надзор делится на общую и особенную части. В общей части обычно рассматриваются вопросы о задачах и принципах прокурорского надзора, о системе органов прокуратуры, полномочиях прокуроров и т.д. Содержанием особенной части может быть информация об особенностях осуществления прокурорского надзора в отдельных направлениях, специфика реагирования прокурора на различные виды правонарушений. Крюков В.Ф. Прокурорский надзор. Учебное пособие. М., 2008.

Предмет прокурорского надзора. Из рассмотренного выше понятия прокурорского надзора как вида государственной деятельности, отрасли юридической науки и учебной дисциплины вытекает, что каждое из них имеет свой предмет, которые в теории нередко путают. В соответствии с задачами настоящего издания будет рассмотрен лишь предмет прокурорского надзора как вида государственной деятельности. В этом смысле под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Из самой сущности прокурорского надзора вытекает, что деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с исполнением требований законов. Но поскольку эти требования обязательны для всех юридических и физических лиц, то предметом прокурорского надзора можно считать исполнение законов юридическими (должностными) и физическими лицами.

Перечень этих лиц определен в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Из текста этой же статьи следует, что в предмет прокурорского надзора не входят высшие органы представительной и исполнительной власти РФ, а также судебные органы.

Объекты и субъекты прокурорского надзора. Эти два понятия тесно связаны между собой, хотя и существенно различаются по содержанию, поэтому на практике, да и в юридической литературе не редки случаи неправильного применения каждого из них, когда объект называют субъектом и - наоборот. Под объектом прокурорского надзора следует понимать предприятия, учреждения, организации, и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. В качестве примера можно назвать любое федеральное министерство, в котором могут быть проведены проверки исполнения законов. Субъектом прокурорского надзора следует считать участников прокурорско-надзорных отношений. Им является как сам прокурор, осуществляющий надзор, так и физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором. На одном объекте прокурорского надзора может быть несколько объектов и субъектов надзора. Так, в том же федеральном министерстве может проводиться проверка исполнения законов в счетно-бухгалтерской службе, в контрольных и иных подразделениях (объекты надзора) и законность актов, принятых должностными лицами (субъектами надзора).

Полномочия прокурора - это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре. Для осуществления различных видов деятельности или осуществления надзора в различных направлениях законом определяются различные по объему и содержанию полномочия прокурора. Так, для осуществления надзора за исполнением законов в ст. 22 Закона о прокуратуре определены такие полномочия, как требование от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений и др. ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 22.12.2014) «О прокуратуре Российской Федерации» Для осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурору предоставлено полномочие отмены незаконных решений названных органов и ряд других. Эти полномочия определяются не только ст. 30 Закона о прокуратуре, но и уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

Правовые средства прокурорского надзора. Это понятие тесно связано с предыдущим понятием полномочий прокурора. Нередко и в литературе и на практике они понимаются как однозначные. Различие между ними состоит в том, что в Законе о прокуратуре определяются полномочия прокурора при осуществлении надзора, однако прокурор не только осуществляет надзор, но и выполняет иные функции. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности осуществляется путем проведения различного рода действий, в числе которых есть предусмотренные законом, но есть и законом не регулируемые (организационные и некоторые другие). К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре или иным федеральным законодательством для осуществления надзора. Они носят процессуально значимый характер. В применении этих правовых средств в целях выявления и устранения правонарушений и состоит суть прокурорского надзора.

Правовые средства прокурорского надзора, предоставленные прокурору Законом о прокуратуре по своему содержанию они могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений.

Акт прокурорского реагирования - широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения. Так, выявив незаконный правовой акт, прокурор применяет такое правовое средство, как опротестование. Материальным выражением этого действия, формой его реализации является протест, в котором излагаются требования прокурора об отмене незаконного акта. Акты прокурорского надзора. Методические рекомендации/Пол ред. Ю.И. Скуратова. М., 1997.

Методика прокурорского надзора. Прокурорский надзор, как отмечалось выше, состоит в применении предусмотренных Законом о прокуратуре правовых средств. Закон не дает, да и не может дать обязательных рекомендаций о том, какие из этих средств и в каких случаях необходимо применять в целях выявления и устранения правонарушений. Такие рекомендации вырабатываются в результате научной деятельности и в процессе практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, а также в методических пособиях, разработках, рекомендациях и информационных письмах.

Совокупность таких научно обоснованных и проверенных на практике методов и приемов (способов) применения правовых средств составляет методику прокурорского надзора. Составляющие ее методические рекомендации имеют различную степень конкретности. Одни из них определяют методы осуществления надзора в целом, методы обеспечения его эффективности и т.п. Другие носят более частный характер. Они определяют методику надзора за исполнением отдельных видов законов. В соответствии с этим можно выделить общую методику прокурорского надзора и частную методику прокурорского надзора.

Тактика прокурорского надзора. Стоящие перед прокуратурой задачи, в том числе по выявлению и устранению нарушений законов, прокурор решает, прибегая к различным методам и используя различные приемы применения предоставленных ему правовых средств.

Приемы могут применяться в различной последовательности в зависимости от стоящих перед прокуратурой задач, конкретной обстановки, собственного опыта работы прокурора и от многих других факторов. Более того, приемы применяемые в ходе, например, одной проверки исполнения законов на месте могут оказаться нерезультативными при проведении другой проверки. Поэтому под тактикой прокурорского надзора понимается совокупность приемов, способов и методов применения каждого правового средства прокурорского надзора.

Список источников литературы

2. Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 08.03.2015).

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 08.03.2015).

4. Федеральный Закон Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 22.12.2014)

5. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 №1295-ФЗ (ред. от 08.03.2015)

6. Приказ Генпрокуратуры России от 07. 12.2007 № 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина".

7. Басков В.И., Курс прокурорского надзора. Учебник, М., 1998.

8. Винокурова Ю.Е. Прокурорский надзор. Учебник, М., 2001.

9. Крюков В.Ф. Прокурорский надзор. Учебное пособие, М., 2008.

10. Скаредов Г.И., Участие прокурора в следственных действиях. М., 1987.

11. Чувилев А.А.. Прокурорский надзор в РФ, Учебник, М., 1999.

12. Акты прокурорского надзора. Методические рекомендации/Под ред. Ю.И. Скуратова. М., 1997.

Рекомендуем почитать

Наверх