Расторжение госконтракта в одностороннем порядке по 44. Поставщик отказался от исполнения контракта. Что делать заказчику? Обжалование отказа в контролирующих органах

Налоги и отчетность 28.07.2019
Налоги и отчетность

1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией;

8) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;

9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;

10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 настоящего Федерального закона.

2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.

3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

7. При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

12. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:

1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

а) сторона специального инвестиционного контракта, которая заключила такой контракт от имени Российской Федерации (Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием), направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомление об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 47 части 1 настоящего Федерального закона контракты на поставку товара, обязательства по которым не исполнены на дату направления такого уведомления. Уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики не позднее трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 настоящего Федерального закона;

в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей;

3) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно настоящего Федерального закона, такой государственный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

а) сторона государственного контракта, которая заключила такой контракт от имени субъекта Российской Федерации согласно настоящего Федерального закона, направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомления об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 48 части 1 настоящего Федерального закона контракты, обязательства по которым не исполнены на дату направления таких уведомлений. Уведомление о расторжении государственного контракта, заключенного согласно настоящего Федерального закона, направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики в течение трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 настоящего Федерального закона;

в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей.

16. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

17. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями пункта 6 части 2 , пункта 2 части 2 настоящего Федерального закона.

17.1. В случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 , части 6 , первом предложении части 17 , победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящего Федерального закона) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 настоящего Федерального закона) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с настоящей частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 настоящего Федерального закона принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частью 17 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

20. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

21. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

22. Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

23. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

25. Особенности порядка принятия сторонами контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Положения статьи 95 закона №44-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Применение национального режима при осуществлении закупок
    6. Нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 настоящего Федерального закона.
  • Контракт
    2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт. Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок
    5) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона;

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Ежедневно: с 9:00 до 20:00, без перерыва на обед.

Email: [email protected]

Деловое предложение

юридическим лицам по юридическому (абонентскому) обслуживанию компании

В чем выгода от сотрудничества с нами? Ответ очевидный: не нужно платить соответствующие налоги, делать ежемесячные перечисления в различные фонды, тратить ресурсы на обеспечение рабочих мест... Предусмотрены различные формы оплаты наших услуг, в том числе по безналичному расчету...

МЫ РАБОТАЕМ ВО ВСЕХ РЕГИОНАХ РОССИИ

Расторжение Госконтракта

ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА. Приступаем к производству по данной категории дел только после предварительного анализа и подготовки правового заключения в письменном виде для Заказчика с указанием перспектив (услуга платаная).

Расторжение госконтракта стандартная процедура, предусмотренная законодательством. Государственный контракт расторгается в нескольких случаях: по решению суда, по договоренности и в одностороннем порядке.

Практика показывает, что расторжение госконтракта - ситуация достаточно частая и возникает по объективным причинам:

Невозможность выполнить обязательства по независящим от исполнителя причинам (например, заказчик не может определиться с выбором товара),

У заказчика больше нет необходимости в поставке товаре или предоставлении услуги, на которые заключен контракт,

Различные форс-мажоры (например, природные катастрофы).

Расторжение обязательств по соглашению сторон - оптимальный вариант решения недоговоренностей

При сложившихся на практике ситуациях, когда обязательства стороны не могут выполнить в силу объективных причин, расторжение госконтракта по соглашению сторон - самая безболезненная процедура. Расторжение госконтракта по соглашению сторон по ФЗ-44 происходит на основании письменной договоренности.

При этом стороны не имеют права требовать возмещения того, что уже было исполнено по договору. Соглашение на расторжение контракта по соглашению сторон имеет установленную форму. В ней обязательно прописываются пункты:

О факте расторжения контракта с указанием его реквизитов,

Пункт о взаиморасчетах поставщика и заказчика на момент расторжения контракта с указанием полной стоимости,

Фиксируется дата прекращения двусторонних обязательств,

Об отсутствии взаимных претензий,

Подписи и реквизиты обеих сторон.

Соглашение о расторжении госконтракта составляется в двух экземплярах и выдается заказчику и поставщику. При необходимости, обе стороны имеют право внести в соглашение необходимее дополнительные пункты. Односторонний отказ от госконтракта это чаще всего конфликтная ситуация, более сложная юридическая процедура, но она имеет место быть, если при подписании контракта этот пункт был указан.

Реализация права на односторонний отказ от исполнения договоренностей

Расторжение государственного контракта может быть требованием, как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, юридически она строго регламентируется. Каждая из сторон имеет право на односторонний отказ от исполнения госконтракта. Но на практике чаще всего такая ситуация приводит к конфликту сторон.

Кодекс гражданского права РФ предусматривает ситуацию, что одна из сторон может принять решение об одностороннем прекращении договорных обязательств, но только на законных основаниях. Именно поэтому такая возможность предусматривается заранее и прописывается еще при заключении контракта.

В случае грубого нарушения договорных обязательств каждой из сторон, которые ведут к значительным финансовым потерям второй стороны - основная причина, дающая право на реализацию права одностороннего прекращения выполнения договорных обязательств.

В ходе действия контракта заказчик обнаружил несоответствие сведений об исполнителе (например, нашел его в списке неблагонадежных), он вправе прекратить в одностороннем порядке договорные соглашения. Или при заключении контракта поставщик воспользовался подложными документами.

У поставщиков есть право расторгнуть договор со своей стороны. Но для этого важно соблюсти два правила при оформлении документов:

Прописать пункт о возможности расторжения контракта,

В одностороннем порядке поставщик разорвать контракт не может, это условие выполняется только при наличии такого же права у заказчика.

Реализация права заказчика

Для установления нарушений выполнения обязательств по контракту заказчик должен провести экспертизу. Если факт нарушений пунктов договора установлен, поставщику направляется письменное уведомление о расторжении контракта:

Для этого нужно отравить заказное письмо с уведомлением,

Отправить электронное письмо.

Заказчику обязательно нужно убедиться, что его уведомление получено противоположной стороной. В письме указываются причины, которые являются веским основанием для расторжения договоренностей. При отсутствии веских причин, заказчик не имеет прав на предъявление претензий.

Законодательством установлен 10-днейвный срок для устранения поставщиком предъявленных претензий. Если они в течение этого времени устранены, заказчик должен отменить решение о прекращении действия договора. Отменить такое решение заказчик может только единожды. Если нарушения повторяются, у поставщика есть все шансы попасть в реестр недобросовестных подрядчиков.

Существует множество ситуаций, когда заказчику нужно отказаться от договора в одностороннем порядке. Законодательство предусматривает такие ситуации. Но для этого заказчик должен выполнить ряд требований. При нарушении юридической процедуры одностороннего расторжения госконтракта он будет оштрафован антимонопольным органом.

Реализация права поставщика

Поставщик имеет такое же право расторгнуть договор по причине невыполнения договорных обязательств. Этот пункт должен быть прописан при заключении государственного контракта. В этом случае процедура проводится в том же порядке, что и при прекращении договора со стороны заказчика.

Противоположная сторона уведомляется о расторжении контракта письмом и в десятидневный срок должна устранить замечания. Для любой из сторон при расторжении государственного контракта предусматривается возмещение только финансовых убытков, возмещение морального ущерба законодательством не предусматривается.

Право заказчика и поставщика на отказ может быть мотивированным (условным) и немотивированным (безусловным). Мотивированный отказ от контракта связан с грубым нарушением условий договора. Немотивированный отказ тоже является правом заказчика (поставщика), его личным желанием, при условии возмещения фактических убытков.

Кроме этого, у поставщика есть право обжаловать решение исполнительных органов о расторжении контракта и внесении его в «черный список». Он может обратиться со встречным заявлением о том, что со своей стороны тоже является инициатором расторжения договоренностей. Это происходит в том случае, если он не был уведомленным о решении заказчика официально.

Когда ответчик считается официально уведомленным

Контракт не может быть расторгнут одной стороной без официального уведомления противоположной стороны. Официально уведомленным ответчик считается:

Отправитель получил официальное уведомление о вручении извещения, в котором сообщается о расторжении договора,

Отправителю вернулось письмо с отметкой о том, что указанный адресат отсутствует,

По истечении 30 дней с момента появления отказа заказчика от контракта в единой информационной системе.

Возможные последствия расторжения госконтракта

После расторжения контракта все договорные обязательства между сторонами договора аннулируются. Последствия такого решения в большей степени отразятся на исполнителе (поставщике) договорных обязательств, которые были прекращены по инициативе заказчика. Появление в «черном списке» - серьезный удар по его репутации.

МЫ СМОЖЕМ ВАМ ПОМОЧЬ!

Долг по алиментам на момент совершеннолетия ребенка составил…

Все не совсем так. Алименты с вашего бывшего мужа уже взысканы судом и должны были выплатиться ребенку…

В случае активного участия в госзакупках, у участника размещения заказа может появиться потребность в одностороннем расторжении договора. Расторжение контракта по инициативе участника размещения заказа (УРЗ) в рамках 44 ФЗ вполне реально. В этой публикации мы разберем особенности одностороннего расторжения контракта (далее ОРК).

1. Расторжение контракта в одностороннем порядке: при каких условиях это возможно

Итак, согласно 44 ФЗ в одних случаях, заказчик обязан, а в других имеет право на одностороннее расторжение договора, если соответствующий пункт присутствует в контракте. Поставщик тоже имеет аналогичное право. Данный вопрос регулируется не только 44-ФЗ, но и ГК РФ.

У заказчика однозначно возникает обязанность расторгнуть госконтракт, если ему стало известно о предоставлении неверных сведений от поставщика в отношении себя или поставляемого товара (услуги или работы) при составлении заявки на торги или подписании госконтракта.

Такая же обязанность возникает при обнаружении несоответствия поставщика (исполнителя) или товара (работы, услуги) требованиям документации (ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).

Возникновение права на одностороннее расторжение договора у поставщика законодатель поставил в зависимость от факта: предоставляется ли такое право контрактом заказчику (ч. 19 ст. 95 44-ФЗ). Следовательно, в зависимости от положений госконтракта его либо можно расторгнуть односторонне каждой из сторон либо нет.

2. Расторжение контракта в одностороннем порядке: причины согласно закону

Причины возникновения права на одностороннее расторжение договора можно разделить на две группы.
Во-первых это обстоятельства, возникнувшие уже во время исполнения госконтракта, когда они мешают его исполнению. Такое изменение ситуации, при котором дальнейшее исполнение не имеет смысла и уже не нужно. Заказчик по каким-то причинам уже не заинтересован в предмете закупки или в продолжении работ и их результате. Причиной со стороны поставщика может стать невозможность исполнения госконтракта. Например то, что единственный производитель отказался от производства товара и его невозможно закупить, а срок годности небольшой и товарных запасов пригодных для использования у поставщиков уже нет. Также эквивалент отсутствует, либо поставка эквивалента не допускается. При таких ситуациях можно попробовать достигнуть двустороннего соглашения о расторжении, а при невозможности, придется расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Вторая группа условий, при которых поставщик может рассчитывать на законное расторжение контракта в одностороннем порядке, это перечисленные ГК причины для конкретных видов договоров (ч.19 ст. 95 44-ФЗ). Здесь нам придётся обратиться к ГК РФ. Преимущественные виды договоров, заключаемых по результатам гостендеров это подряд (также и стройработы). Согласно ГК односторонний отказ от исполнения контракта не предусмотрен. Это осуществимо только строго в определенных случаях. В случаях, когда имеется факт существенного нарушений условий госконтракта другой стороной. По подрядным договорам причиной для одностороннего отказа от оказания контрактных обязательств поставщиком может быть неисполнение встречных обязательств заказчиком: не предоставление техдокументации (проекта со всеми изменениями), материалов, оборудования (в случае их предоставления заказчиком по требованиям договора).

Также причиной может стать наличие обстоятельств, говорящих о том, что исполнение госзаказчиком своих обязательств в сроки, установленные договором невозможно (часть 1 ст.719 ГК РФ, ст. 328 ГК РФ). В таких случаях необходимо направлять письма госзаказчику с уведомлением о необходимости устранить нарушения, предоставить документы (материалы, оборудование) с фиксированием сроков и указанием на свое право на расторжение договора в одностороннем порядке.

Вся корреспонденция, переписка впоследствии будет обосновывать правомерность отказа поставщика от выполнения договорных обязательств. В случае выполнения госконтракта на поставку материалов, условием для такого расторжения будет служить просрочка оплаты или её отсутствие, либо не выборка товаров несколько раз (часть 3 ст. 523 ГК РФ). По контракту на поставку может быть предусмотрена поставка товаров либо единовременно, либо заранее определенными партиями или на основании заявок заказчика.

В таком случае, если госзаказчик отказывается своевременно принимать товары неоднократно (например, не готов принять из-за отсутствия складских площадей), у поставщика возникает право на односторонне расторжение договора. Каждый такой факт и его неоднократность нужно фиксировать в документах.

При значительном увеличении цены ТРУ сторонних лиц, предоставляемых поставщику в рамках исполнения контракта, если это нельзя было предвидеть при подписании контракта, подрядчик может настаивать на соответствующем повышении цены, а при отказе заказчика исполнить это требование – расторжении договора (ст. 451, часть 6 ст. 709 ГК РФ). Цена контракта, заключаемого по 44 ФЗ является твердой и ни при каких условиях у заказчика нет полномочий её значительно увеличить (более 10%). Это может стать причиной разрыва договора поставщиком.

3. Алгоритм действий поставщика при одностороннем расторжении договора по 44 ФЗ

Процедура расторжения в одностороннем порядке чётко регулируется законом. Сначала нужно оформить документом принятие решения об одностороннем отказе от выполнения контракта. Затем даётся три дня чтобы направить отказ от выполнения госконтракта в адрес заказчика, с приложением документов, обосновывающих отказ.

Адрес необходимо брать из контракта. Если в госконтракте указан и юридический (адрес местонахождения) и почтовый адреса, то направляем по двум этим адресам. Заказчик может указать в контракте иные способы переписки: обмен электронными сообщениями, возможно даже с обязательным подписанием электронных документов электронной цифровой подписью. При направлении уведомления следует учесть все способы направления информации заказчику. Законодатель четко урегулировал последовательность направления уведомления об одностороннем отказе. Уведомление следует отправлять с использованием нескольких видов связи: заказным письмом с уведомлением о вручении, факсом, также на электронную почту заказчика, других видов связи, при помощи которых осуществляется фиксация получения письма. При направлении факса необходимо распечатать отчет об отправке, а электронное письмо отправлять с уведомлением о прочтении. Проще говоря, направляем уведомление по всем известным реквизитам, указанным в договоре.

После истечения десятидневного срока с даты документального подтверждения вручения письма (квитанции) решение участника размещения заказа об одностороннем отказе договора вступает в силу и контракт считается расторгнутым.

Для правильности исчисления сроков надлежащего уведомления следует учесть, что датой отсчета срока будет день, когда исполнителю госконтракта вручили документальное подтверждение (уведомление) о получении госзаказчиком письма. То есть момент, когда у исполнителя появились точные сведения о доставке уведомления адресату.

Затем госзаказчик размещает сведения об одностороннем расторжении договора в реестре контрактов в ЕИС (сайт гос. закупки). Указанная информация должна быть размещена на соответствующем сайте в течение одного для после даты расторжения госконтракта.

Подводя итог, выделим ключевые моменты статьи:

  • Исполнитель контракта имеет возможность выступить инициатором «разрыва» госконтракта, также как и госзаказчик
  • Разорвать госкотракт можно только, зафиксирован факт невыполнения существенных условий госконтракта
  • Госконтракт юридически считается расторгнутым после десяти дней после передачи стороне документального решения об ОРК
  • Госзаказчик размещает сведения в ЕИС об ОРК в установленные сроки

Как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ устанавливают, что при осуществлении закупок должны соблюдаться нормы ГК РФ 1 . В числе прочего нормы гражданского законодательства регулируют и вопросы, связанные с односторонним расторжением договора (контракта) 3 . И если в «скрупулезно-процедурном» 44-ФЗ имеются отдельные положения касательно одностороннего расторжения контракта 2 , то в «рамочном» 223-ФЗ таких положений нет. Поэтому в отношении одностороннего расторжения договоров, заключенных в рамках 223-ФЗ, единственным правовым регулирующим документом является именно ГК РФ. Отметим, что и содержание положений о закупке конкретных заказчиков по 223-ФЗ, связанное с односторонним расторжением договоров, также не должно противоречить нормам гражданского законодательства 4 . Рассмотрим данные нормы.

  1. Односторонний отказ стороны по договору от исполнения своих обязательств допускается только в случаях, предусмотренных самим ГК, другими законами или иными нормативными актами 5 .
  2. Например, в отношении договора купли-продажи в гражданском законодательстве предусмотрено право покупателя отказаться от исполнения такого договора, если продавец отказывается передать покупателю проданный товар 6 . Другой пример из ГК - в отношении договора проката арендатор вправе отказаться от договора в любое время, письменно предупредив о своем намерении арендодателя не менее чем за 10 дней 7 .

    Также в соответствии с ГК односторонний отказ от исполнения договора возможен в отношении договора поставки и договора возмездного оказания услуг. В первом случае право отказаться от исполнения договора имеет покупатель, если поставщик поставил товар ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, или неоднократно (то есть более 1 раза) нарушил срок поставки товаров. Такое же право есть у поставщика, если покупатель неоднократного нарушил срок оплаты товаров или допустил неоднократную невыборку товаров. При этом договор будет автоматически считаться расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон 8 .

    Во втором случае заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору при условии полного возмещения заказчику убытков 9 .

    Кроме того и в отношении договора подряда в ГК РФ есть норма, согласно которой, если иное не предусмотрено договором, заказчик в любое время до сдачи ему результата работы вправе отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора, при этом заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу 10 .

    Наконец, гражданское законодательство также устанавливает, что в случае отсутствия у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков 11 .

    Что касается случаев, установленных в «других законах», то в качестве примера можно привести ситуацию с оказанием услуг связи, когда пользователь услуг нарушает требования договора и в течение 6 месяцев после получения письменного предупреждения от оператора услуг связи не устраняет это нарушение, - в этом случае оператор имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор 12 .

    С полным перечнем таких установленных случаев можно ознакомиться по ссылкам к ч. 1 ст. 310 ГК РФ в справочно-правовых системах (например, «Консультант Плюс»).

    Отметим, что к числу данных случаев относятся и закупки по 44-ФЗ, в соответствии с которым заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (см. выше), при условии, если это было предусмотрено контрактом 13 . Более того, в определенных случаях это даже является его обязанностью - например, если в ходе исполнения контракта выясняется, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 14 . Но если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, то аналогичное право (опять же по основаниям, предусмотренным ГК - см. выше) предусматривается и у поставщика (подрядчика, исполнителя) 15 . При этом в случае принятия такого решения заказчиком или поставщиком (подрядчиком, исполнителем), оно вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления одной стороной другой стороны об одностороннем отказе от исполнения контракта; эти 10 дней даются, условно говоря, на «исправление нарушений» - если они исправлены, то принявшая решение сторона должна его отменить и контракт будет продолжать исполняться 16 .

    Отметим, что это чисто «добавочная» норма 44-ФЗ в отношении порядка и условий одностороннего расторжения контракта, правда, она уже не будет работать в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, ставшим основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта 17 . Кроме того важно учесть, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 18 .

  3. Если на расторжении договора настаивает только одна из сторон, а другая с этим не согласна, в этом случае договор может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных законами или самим договором; при этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора 19 .
  4. Исходя из данной нормы сторона по договору не может расторгнуть заключенный договор только по собственной инициативе без соответствующего судебного решения. Однако нельзя не отметить, что данная норма ГК несколько противоречит как другим нормам того же самого гражданского законодательства, которыми устанавливаются случаи «внесудебного» одностороннего расторжения договора (например, см. выше случай с односторонним отказом от исполнения и расторжением договора поставки), так и соответствующим нормам в других федеральных законах, в том числе в 44-ФЗ.

    На практике нередко возникает вопрос, чем же следует руководствоваться при одностороннем отказе от исполнения и расторжения контрактов по 44-ФЗ - ГК РФ или 44-ФЗ?

    Для ответа на него следует внимательно прочитать ч. 1 ст. 2 закона 44-ФЗ - в ней говорится, что нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие осуществление закупок, в том числе особенности исполнения контрактов, должны соответствовать 44-ФЗ. Следовательно, если по ГК РФ следует расторгать контракт в одностороннем порядке через суд, а в 44-ФЗ такое расторжение предусмотрено без обращения в суд, то превалирует норма 44-ФЗ. Но такой вывод может касаться только сторон по договорам, заключенных в рамках 44-ФЗ. Что касается сторон по договорам, заключенных по 223-ФЗ, то им следует придерживаться исключительно норм, содержащихся в самом ГК РФ (44-ФЗ к их отношениям уже не относится).

    Получается, что, с одной стороны, в соответствии с гражданским законодательством такой контрагент может в одностороннем порядке и без обращения в суд расторгнуть только договор поставки 20 , а во всех остальных случаях, где только идет речь об одностороннем отказе от исполнения договора (например, при договоре возмездного оказания услуг), он может только отказаться от исполнения своих обязательств по этому договору, а вот расторгать договор при невозможности сделать это по соглашению сторон ему придется через суд. Добиться нужного судебного решения, если отказ от исполнения договора уже произошел в соответствии с установленными законодательством случаями, будет в принципе несложно, но лишнее время и другие ресурсы это все равно займет.

    С другой стороны, в ГК РФ есть отдельная норма, согласно которой, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным 21 . Хотя эта норма опять же несколько не стыкуется с рассматриваемым положением о том, что без согласия одной из сторон договор может быть расторгнут только по решению суда, именно на нее можно опираться в том случае, когда, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора в разрешенных случаях, отказавшаяся сторона считает, что тем самым она одновременно и расторгла договор. Такой позиции в отношении закупок по 223-ФЗ могут придерживаться и суды 22 .

    Дополнительно отметим, что требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор по соглашению сторон либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок 23 . Также обратим внимание, что на практике степень значительности ущерба определяется судами в каждом конкретном случае.

  5. Сторона по договору может выступить с инициативой о расторжении договора в случае так называемого существенного изменения обстоятельств - настолько существенного, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях 24 .
  6. Если в этой ситуации сторонам не удалось расторгнуть договор по соглашению сторон, то решение принимается судом по требованию инициатора такого расторжения. Отметим, что, в основном судебная практика применительно к данному положению ГК РФ касается расторжения кредитных договоров, договоров аренды, купли-продажи, дарения недвижимого имущества.

    Но можно привести пример и из сферы государственных закупок 25 . В 2014 г. государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области» обратилось в суд с иском о расторжении государственного контракта с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Иркутской области, заключенного в последний день 2013 г. Причина этого обращения заключалась в том, что на момент заключения договора административные здания территориальных органов налоговой службы были включены в перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией 26 , но уже с 01.01.2014 (то есть со следующего день после заключения контракта) они были исключены из этого перечня 27 . В связи с данным обстоятельством сам поставщик услуги (учреждение вневедомственной охраны) предложил заказчику расторгнуть заключенный контракт, но заказчик не согласился.

    Вероятно, такая позиция поставщика была обусловлена тем, что он был не очень финансово заинтересован в исполнении данного контракта и, скорее, был вынужден заключить его в связи с обязательностью обеспечения охраны полицией зданий налоговых органов, а когда эта обязательность была отменена, то постарался «избавиться» от контракта. Однако суды различных инстанций сочли, что в данном случае поставщик услуг мог предвидеть «существенное изменение обстоятельств» до или в момент заключения договора, так как нормативный правовой акт, исключающий здания налоговых органов из перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, был опубликован 12.12.2013 на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и 16.12.2013 в сборнике «Собрание законодательства РФ» № 50 (ст. 6658), то есть за 2 недели до даты заключения контракта. Доказательств же того, что что контракт фактически был заключен ранее даты публикации указанного нормативного правового акта, истец представить судам не смог.

  7. Если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора 28 .
  8. Возмещение убытков может быть произведено в досудебном порядке, однако, если это оказывается невозможным, то потерпевшая убытки сторона может обратиться в суд. Рассмотрим пример 29 .

    В 2014 г. федеральное казенное учреждение здравоохранения «Санаторий-профилакторий «Солнечный» внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» заключило в рамках 44-ФЗ государственный контракт с ООО «СтройЛидер» на выполнение работ по капитальному ремонту на сумму 3,5 млн. руб. В результате исполнения контракта подрядчик допустил нарушения его условий - не в полном объеме и некачественно выполнил предусмотренные контрактом работы, не устранил выявленные недостатки, не освободил объект работ от строительного мусора и т.д. На основании этого заказчик в одностороннем порядке отказался от его исполнения, при этом для подтверждения нарушений условий контракта и оснований одностороннего отказа от его исполнения заказчик провел экспертизу. После чего заказчик обратился в суд с иском о взыскании с подрядчика возмещения своих убытков, связанных с устранением недостатков некачественно выполненных работ, расходов, связанных с исполнением за подрядчика его контрактных обязательств (вывоз строительного мусора) и с проведением экспертизы. В итоге судебных разбирательств, в ходе которых была проведена дополнительная судебная экспертиза нарушений, допущенных подрядчиком, было принято решение о взыскании в пользу заказчика с подрядчика суммы убытков в размере 1,9 млн. руб.

1 Ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3 Ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4 См. Письмо Минэкономразвития России от 24.02.2015 N ОГ-Д28-2482

5 Ст. 310 ГК РФ.

6 Ч. 1 ст. 463 ГК РФ.

7 Ч. 3 ст. 627 ГК РФ.

8 Ст. 523 ГК РФ.

9 Ст. 782 ГК РФ.

10 Ст. 717 ГК РФ.

11 Ч. 3 ст. 450.1 ГК РФ.

12 Ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

13 Ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

14 Ч. 15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

15 Ч. 19 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

16 Ст. 13-14, 21-22 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

17 Ч. 14 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

18 Ч. 16 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

19 Ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

20 В соответствии с ч. 4 ст. 523 ГК РФ.

21 Ч. 2 ст. 450.1 ГК РФ.

22 См., например, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.06.2016 N Ф01-1936/2016 по делу N А79-9006/2015.

23 Ч. 2 ст. 452 ГК РФ.

24 Ст. 451 ГК РФ.

25 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.09.2014 по делу N А19-2397/2014.

26 Распоряжение Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией».

    Расторжение государственного контракта по соглашению сторон по 44-ФЗ является санкционированным, если на это согласились обе стороны, имеется решение суда либо же есть причина мотивированного одностороннего отказа. Процедура заканчивается по заранее указанным в договоре обстоятельствам и сопровождается подписанием оферты. При этом в одностороннем порядке прекращение деловых отношений в масштабе государства данного типа не предусмотрено, в других ситуациях отношения аннулируют со штрафными санкциями.

    В каких случаях допускается

    Расторжение контракта по соглашению сторон на основании Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) – это наиболее оптимальный вариант решения несогласованных вопросов.

    Статьей 95 ч. 8 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта происходит в 3 случаях:

  • по взаимному соглашению сторон;
  • по судебному решению;
  • в ситуации одностороннего отказа в соответствии с гражданским законодательством России.

Как расторгнуть контракт по соглашению сторон

Эта возможность отмечена в ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Но о самом процессе и порядке процедуры не сказано ничего. Поэтому обратимся к ГК РФ. В ч. 1 ст. 450 ГК говорится, что возможность расторжения контракта по соглашению сторон предусмотрена по умолчанию, даже если в содержании документа не прописан этот пункт. Помимо того, в Законе № 44-ФЗ нет указания на то, что подобные сведения вносятся в контракт в обязательном порядке. Следовательно, все ссылки заказчика на то, что порвать контракт нельзя, из-за того что в нем нет упоминания о такой возможности, неправомерны.

Когда договор прекращают по соглашению сторон

Документ по взаимному согласию возможно расторгнуть только в определенных ситуациях, которые предусмотрены ст. 451 ГК РФ. Причем обстоятельства, которые способствуют этому, должны быть вескими. Назовем типы таких обстоятельств:

  • одна из сторон не нуждается в дальнейшем сотрудничестве, поскольку убеждена в невозможности выполнения определенной задачи;
  • последующее сотрудничество не имеет смысла (снос здания, затопление территорий, принятие запрещающего закона и т. д.);
  • партнер не может к сроку исполнить свои обязательства и предлагает расторгнуть договор, не дожидаясь негативных последствий.

Прекращение контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон: порядок действий

Сначала нужно разобраться, стоит ли вносить в контракт возможность его расторжения по соглашению сторон. Как правило, это не обязательно. Подобное условие существует по умолчанию.

Порядок действий при прекращении регламентируется статьями ГК РФ:

  1. Составить соглашение о расторжении соответствующего документа и отправить его партнеру на подпись. Оно оформляется аналогично контракту.
  2. Получив подписанный документ, скрепить его своей подписью.
  3. Контракт считается расторгнутым с момента его подписания обеими сторонами или же с той даты, которая в нем указана.
  4. Последний этап – это внесение сведений о расторжении документа в реестр контрактов. Это требуется сделать в течение 3 дней. Вносят дату прекращения, основание, а также наименование, дату и номер соглашения. Детально описывать причину не нужно – лишь указать код «01».

Что делать, если одна из сторон не подписывает документ о расторжении? Вы вправе направить требование прекратить договор в судебный орган. Однако это осуществимо по истечении периода, который был отведен на подписание данной бумаги. Срок указывается в самом договоре, в противном случае он будет составлять 30 дней.

Оформление

Согласно законодательству, требования, которые предъявляются к оформлению соглашения о прекращении договора, минимальны, а форма стандартна для большинства аналогичных документов.

При оформлении нужно обратить внимание на наличие следующих пунктов:

  • шапка;
  • основная часть;
  • реквизиты.

В шапке обязательно приводят:

  • место и дату подписания;
  • данные сторон и их должности.

Если один из партнеров – частное лицо, нужно написать паспортные данные, юрлицо – наименование компании.

В основной части указывают:

  • причину расторжения – в данном случае это согласие обеих сторон;
  • дополнительные требования партнеров друг к другу (если есть);
  • дату вступления в силу документа;
  • количество экземпляров.

Если в документе не указана дата вступления в силу, по умолчанию прекращение соответствующего договора наступает во время его подписания.

Условия

В случае прекращения договора путем подписания соглашения по обоюдному согласию сохраняются условия:

Последствия

На основании ст. 453 ГК РФ единственным последствием для сторон при расторжении документа считается отсутствие взаимных обязательств (за исключением оговоренных гарантийных). Заказчик не вправе внести данные о бывшем партнере в реестр поставщиков из черного списка.

В одностороннем порядке

Возможность расторжения в случае одностороннего исполнения предусмотрена ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, при условии что нужные сведения были внесены в контракт в период его заключения. Иначе прекращать договор придется в суде.

Прекращение в одностороннем порядке Закон № 44-ФЗ предусматривает:

  • если в процессе исполнения стало известно, что поставщик не соответствует предложенным в документе требованиям к участникам закупки;
  • когда поставщик дал недостоверные сведения о своем соответствии заявленным требованиям.

Односторонний отказ от исполнения договора: образец

Решение об одностороннем отказе исполнения включает следующие данные:

  • наименования поставщика и заказчика;
  • номер контракта;
  • положение законодательства, на основе которого было принято решение;
  • факт правонарушения;
  • результат экспертизы;
  • суть требования.

Последствия одностороннего прекращения договора

На основании ст. 453 ГК РФ в случае прекращения действия договора обязательства сторон разрываются. Поставщик не вправе требовать возврата того, что уже было исполнено им до расторжения документа. Причем если основанием для прекращения послужило значительное нарушение условий договора одной из участвующих сторон, иная сторона наделена правом требовать возмещения убытков, которые были получены по вине первой.

Данное правило распространяется как на подрядчиков, так и на заказчиков. Контракт может включать отдельный перечень последствий его прекращения, в дополнение к списку, который установлен законодательством. Если прекращение действия документа в одностороннем порядке осуществляется по инициативе подрядчика, последний будет обязан заплатить лишь сумму нанесенного ущерба.

Расторжение договора в суде

Контракт разрывают в судебном порядке в ситуации, если одностороннее исполнение не предусмотрено в самом документе, а также если стороны не могут прийти к согласию. Каковы последствия в этом случае? Если судебный орган принял решение о прекращении договора по вине поставщика, сведения о нем вносят в реестр недобросовестных исполнителей. Стоит приготовиться и к уплате судебных издержек и штрафов. Если виноват заказчик, то он оплатит все, включая предусмотренный контрактом штраф.

Таким образом, в случае прекращения действия договора по соглашению сторон во избежание последующих спорных моментов необходимо обращать внимание на ряд условий: соблюдение формы этого документа; отсутствие обязательств, которые продолжают свое действие, таких как ответственность за правонарушения и гарантийные сроки. Расторжение производится в письменном виде, а содержание документа должно отражать намерения сторон в полной мере.

Вы сэкономите силы и время, если обратитесь за помощью в оформлении данной бумаги к нашим специалистам. Как уберечься от негативных последствий, объясняют юристы портала, информация доступна для использования на веб-сайте Правовед.RU.

Рекомендуем почитать

Наверх