Калорийность: Не указана Время приготовления: Не указано Для домашней...
Дисциплина: «Долгосрочная финансовая политика»
- Содержание долгосрочной финансовой политики.
- Стратегические цели долгосрочной финансовой политики.
- Принципы формирования финансовой стратегии.
- Соотношение долгосрочной финансовой политики и краткосрочной финансовой политики.
Этапы финансовой политики делят на долгосрочные и краткосрочные. Наиболее существенное различие состоит во временных характеристиках денежных потоков. Долгосрочная финансовая политика касается принятия решений, оказывающих влияние на деятельность предприятия в течение длительного промежутка времени, как правило, больше года. Например, стратегическое планирование предполагает решение по поводу закупки оборудования, которое будет относиться на финансовые результаты в течение нескольких лет. В противоположность этому в рамках краткосрочной политики решения нацелены на принятие текущих решений на срок до одного года, или период продолжительности операционного цикла, если он более 12 месяцев. Так краткосрочные финансовые решения принимаются, когда компания заказывает производственные запасы, платит и планирует продажу готовой продукции, синхронизирует денежные потоки и т.д.
Финансовая политика призвана учесть многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. Таким образом, долгосрочная финансовая политика устанавливает директивы для изменений и роста фирмы и концентрирует свое внимание на общей картине событий, без детального изучения отдельных компонентов этой политики. Краткосрочная финансовая политика связана, главным образом, с анализом вопросов, оказывающих влияние на текущие активы и текущие обязательства.
Разработка и реализация финансовой политики должны постоянно контролироваться. В этой связи очень сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы.
- Формы взаимодействия долгосрочной финансовой политики государства и долгосрочной финансовой политики предприятий.
- Основные проблемы долгосрочной финансовой политики.
- Долгосрочная финансовая политика и долгосрочные источники финансирования.
- Базовые счета долгосрочной финансовой политики предприятия.
- Сфера реализации долгосрочной финансовой политики предприятия.
- Принципы формирования долгосрочной финансовой устойчивости предприятия.
Характеристика основных элементов стратегического финансового менеджмента.
Стратегия - интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности.
В литературе существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.
Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. При таком понимании, стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование и рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.
На предприятии может быть разработано и реализовано четыре основных типа стратегий:
Стратегии концентрированного роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.
Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.
Стратегии диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.
Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.
Среди классификационных признаков наиболее существенны следующие:
уровень принятия решений;
базовая концепция достижения конкурентных преимуществ;
стадия жизненного цикла отрасли;
относительная сила отраслевой позиции организации;
степень «агрессивности» поведения организации в конкурентной борьбе.
Например, классификация стратегий предприятия согласно уровню принятия решений имеет следующий вид:
корпоративная;
функциональная;
оперативная (последняя может быть включена в функциональную).
- Стратегия формирования капитала и финансовых резервов предприятия.
- Учебно-методический комплекс
М. Л. Сирунян учебно-методический комплекс дисциплины «Долгосрочная финансовая политика» Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплексУчебно-методический комплекс по дисциплине «Долгосрочная финансовая политика» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Учебно-методический комплекс «Долгосрочная финансовая политика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105 «Финансы и кредит».
Цели финансовой политики формулируются на долгосрочную перспективу (5 и более лет), а также на среднесрочную перспективу (2-4 года) и предстоящий финансовый год Цели финансовой политики различаются по срокам и могут быть связаны с циклами финансового планирования. Цели на долгосрочную перспективу оказывают воздействие на параметры сектора государственного (муниципального) управления, поддающиеся изменению в период, превышающий пять лет. Аналогичным образом формулируются цели финансовой политики на среднесрочную и краткосрочную перспективу.
Финансовые цели на долгосрочную перспективу определяются посредством установления значений (изменений) ключевых финансовых параметров сектора государственного (муниципального) управления
Основная составляющая финансовой политики на долгосрочную перспективу - изменение финансовых параметров сектора государственного (муниципального) управления. Главными параметрами сектора государственного управления служат его размер, структура и эффективность. В зависимости от условий к долгосрочным финансовым параметрам также могут относиться уровень долговой нагрузки, состояние основных фондов и другие параметры.
Государственная финансовая политика - элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране. Финансовая политика включает следующие направления:
1) налоговую политику;
2) бюджетную политику;
3) денежно-кредитную политику;
4) институциональные преобразования;
5) инвестиционную политику;
6) социальную политику.
Для реализации финансовой политики необходимо:
снижение социальной напряженности;
оздоровление государственных финансов;
восстановление нормального функционирования банковской сферы;
сбалансированность товарных и денежных потоков;
разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;
искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.
1. Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:
комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;
пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;
введение единого реестра налогоплательщиков;
ужесточение налогового администрирования;
реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
2. Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:
введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;
принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;
реализация программ экономии государственных расходов;
централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;
проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета;
реструктуризация государственного долга;
инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.
3. Важнейшая задача денежно-кредитной политики - преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:
реструктуризация банковской системы;
совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;
пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;
активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда
усиление таможенного контроля.
4. Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:
приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа;
передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;
инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;
вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;
приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;
структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;
совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий; разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;
усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, погашением задолженности перед федеральным бюджетом.
5. Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:
выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;
увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;
разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;
сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;
реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;
упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
регулирование вынужденной миграции.
6. Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:
повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
развитие ипотечного кредитования;
привлечение прямых иностранных инвестиций.
Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.
Вопросы для подготовки к экзамену
Стратегические цели, принципы формирования долгосрочной финансовой политики.
Соотношение долгосрочной финансовой политики и краткосрочной финансовой политики.
Взаимодействие долгосрочной финансовой политики государства и долгосрочной финансовой политики предприятий.
Государственное регулирование долгосрочной финансовой политики организаций.
Основные направления и объекты управления в долгосрочной финансовой политики.
Финансовое прогнозирование на предприятии и его роль в реализации долгосрочной финансовой политики.
Методы финансового прогнозирования.
Классификация источников финансирования предпринимательской деятельности.
Самофинансирование, бюджетное финансирование.
Стратегия формирования капитала и финансовых резервов предприятия.
Среднесрочные и долгосрочные финансовые средства и формы их мобилизации.
Особенности формирования долгосрочных источников финансирования.
Стоимость основных долгосрочных источников капитала.
Характеристика заемных источников финансирования предпринимательской деятельности.
Цена заемных источников финансирования.
Управление основным капиталом.
Амортизационная политика организаций.
Роль лизинга в источниках финансирования предпринимательской деятельности.
Основные преимущества и недостатки различных форм лизинга.
Расчет общей суммы лизинговых платежей.
Факторинг и возможность его использования в финансовом обеспечении предпринимательства.
Венчурный капитал и возможности его использования в качестве источника финансирования предпринимательской деятельности.
Долгосрочные кредиты и их характеристика.
Облигации их виды. Преимущества и недостатки облигаций как источника финансирования.
Методы определения стоимости акционерного капитала.
Эмиссия ценных бумаг как способ мобилизации финансовых ресурсов предприятием.
Теоретические основы построения структуры капитала.
Воздействие структуры капитала на рыночную стоимость предприятия.
Факторы, влияющие на изменение структуры и стоимости капитала.
Оптимизация структуры капитала. Финансовый рычаг.
Собственные источники финансирования и их роль в решении проблемы финансового обеспечения.
Факторы, определяющие дивидендную политику.
Теории дивидендной политики.
Совокупный доход акционеров в свете дивидендной политики.
Основные формы выплаты дивидендов.
Методика выплаты дивидендов акциями.
Порядок выкупа акций. Методы дробления акций.
Метод постоянного процентного распределения прибыли.
Консолидация и конвертация акций в дивидендной политике.
«Финансовая несостоятельность» и «банкротство»: понятие, сущность, причины.
Основные модели прогнозирования финансовой несостоятельности организаций.
Основные показатели финансовой устойчивости предприятия.
Основные положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Задачи риск-менеджмента по противодействию угрозе финансовой несостоятельности предприятия.
Возможные способы противодействия угрозе финансовой несостоятельности предприятия.
Формы реорганизаций предприятий.
Мероприятия по санации предприятий.
Особенности управления долгосрочными финансовыми активами и дебиторской задолженностью.
Прогноз движения денежных средств и его роль в организации денежных потоков предприятия.
1. Содержание долгосрочной финансовой политики.
Финансовая политика предприятия – это совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и исполнению финансов для достижения целей предприятия.
Финансовая политика долгосрочного характера – это сфера деятельности финансового менеджера по управлению денежными потоками, ожидаемыми в период, превышающий 12 месяцев
Основа финансовой политики – четкое определение единой концепции развития предприятия как в долгосрочной так и в краткосрочной перспективе; выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.
ДФП охватывает весь жизненный цикл предприятия или инвестиционного проекта, который делится на множество краткосрочных периодов, равных по длительности одному календарному году.
Характеристика ДФП может быть следующей:
1.Область применения: инвестиционная деятельность;
2.Временные рамки: жизненный цикл предприятия/инвестиционного проекта;
3.Связь с рыночной стратегией: изменение положения фирмы на рынке за счет значительного изменения количества, качества и ассортимента товара;
4.Основной объект управления финансового менеджмента: основной капитал в совокупности с оборотным капиталом;
5.Критерий эффективности: максимизация отдачи от предприятия (инвестиционного проекта).
2. Стратегические цели, принципы формирования долгосрочной финансовой политики.
Цели:
1. Обеспечение источниками финансирования производства;
2. Недопущение убытков и увеличение массы прибыли;
3. Оптимизация структуры производства с целью повышения его эффективности;
4. Минимизация финансовых рисков;
5. Рациональное вложение финансовых потоков, обеспечивающих максимальную отдачу и минимальный риск;
6. Рациональное вложение полученной прибыли, расширение производства и потребления;
7. Поиск резервов улучшения финансового состояния и повышения финансовой устойчивости предприятия.
Финансовая стратегия – это целевая функция ДФП, направленная на привлечение и эффективное размещение финансовых ресурсов предприятия, определение форм, методов и направлений их последующего использования, организацию финансовой работы с клиентами и государством, осуществление аналитическо-контрольной и др. функций финансового менеджмента, а также совокупность долговременных целей финансового менеджмента.
Принципы формирования:
1. Анализ предшествующей финансовой стратегии;
2. Обоснование стратегических целей финансовой политики;
3. Координация финансовой стратегии с другими элементами экономической стратегии предприятия на основе их непротиворечивости друг другу;
4. Определение сроков действия финансовой стратегии;
5. Конкретизация стратегических целей и периодов их выполнения;
6. Определение структурных единиц и персоналий, ответственных за ее выполнение
3. Соотношение долгосрочной финансовой политики и краткосрочной финансовой политики.
Характеристика | ||
Область применения |
Текущая деятельность; краткосрочные финансовые вложения |
Инвестиционная деятельность; Кап. Вложения (строительство, реконструкция, расширение объектов основных средств) Долгосрочные финансовые вложения |
Временные рамки |
Один календарный год |
Более 1 года вплоть до полной окупаемости инвестиционного проекта или окончания его жизненного цикла |
Связь с рыночной стратегией |
Маневрирование предложением товаров (работ, услуг) в рамках года |
Изменение положения предприятия на рынке за счет значительного изменения количества, качества и ассортимента товаров (работ, услуг |
Обеспечение производства в пределах имеющихся производственных мощностей и основных фондов; обеспечение гибкости текущего финансирования, генерирование собственных источников финансирования капитальных вложений |
Обеспечение прироста и ввода производственных мощностей и основных фондов в соответствии с долгосрочной рыночной стратегией |
|
Критерий эффективности |
Максимизация текущей прибыли |
Максимизация отдачи от предприятия (инвестиционного проекта) |
Политика управления капиталом. Капитал является одним из факторов производства наряду с природными и трудовыми ресурсами. Капитал – общая стоимость средств в денежной, материальной и нематериальных формах, инвестированных в формирование его активов. В современной научной экономической литературе капитал классифицируют по признакам: По принадлежности предприятию – собственный, заемный капитал; По целям использования – производительный капитал, ссудный капитал, спекулятивный капитал; По объектам инвестирования - основной и оборотный капитал; По форме нахождения в процессе кругооборота – капитал в денежной форме, капитал в производственной форме, капитал в нематериальной форме; По формам собственности – частный капитал, государственный капитал; По организационно-правовым формам деятельности – акционерный капитал; паевой капитал; индивидуальный капитал; Капитал в процессе использования осуществляет кругооборот. Каждый оборот состоит из стадий: На 1ой стадии капитал в денежной форме инвестируется в операционные активы, преобразуясь в производительную форму. На 2ой - производительный капитал преобразуется в товарную форму. На 3ей - товарный капитал при мере реализации продукции превращается в денежную форму. Средняя продолжительность оборота капитала предприятия характеризуется периодом его оборота в днях, а также числом оборотов. Классификация источников финансирования разнообразна и может производиться по следующим признакам. - По отношениям собственности выделяют собственные и заемные источники финансирования. - По видам собственности выделяют государственные ресурсы, средства юридических и физических лиц и зарубежные источники. - По временным характеристикамисточники финансирования можно разделить на краткосрочные и долгосрочные. Организационные формы финансирования : - Самофинансирование (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, резервный капитал, добавочный капитал и др.). - Акционерное или долевое финансирование (участие в уставном капитале, покупка акций и т.д.). - Заемное финансирование (банковские кредиты, размещение облигаций, лизинг и пр.). - Бюджетное финансирование (кредиты на возвратной основе из федерального, региональных и местных бюджетов, ассигнования из бюджетов всех уровней на безвозмездной основе, целевые федеральные инвестиционные программы, государственное заимствование и т.д.). - Особые формы финансирования (проектное финансирование, венчурное финансирование, финансирование путем привлечения иностранного капитала). Привлечение того или иного источника финансирования связано для предприятия с определенными затратами: акционерам нужно выплачивать дивиденды, банкам проценты за предоставленные ими ссуды и т.д. Общая сумма средств, которую нужно уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему, называется ценой капитала. Цена капитала не сводится только к исчислению процентов, которые нужно уплатить владельцам финансовых ресурсов, но также характеризует ту норму рентабельности инвестированного капитала, которую должно обеспечивать предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость. Следует различать два понятия - «цена капитала данного предприятия» и «цена предприятия в целом как субъекта на рынке капиталов». Первое понятие количественно выражается в сложившихся на предприятии относительных годовых расходах по обслуживанию своей задолженности перед собственниками и инвесторами. Второе - может характеризоваться различными показателями, в частности величиной собственного капитала. Оба этих понятия количественно взаимосвязаны. Цена капитала предприятия складывается под влиянием многих факторов, главными являются: 1.общее состояние финансовой среды, в том числе финансовых рынков; 2.конъюнктура товарного рынка; 3.средняя ставка ссудного процента, сложившаяся на финансовом рынке; 4.доступность различных источников финансирования для конкретных предприятий; 5.рентабельность операционной деятельности предприятия; 6.уровень операционного рычага; 7.уровень концентрации собственного капитала; 8.соотношение объемов операционной и инвестиционной деятельности; 9.степень риска осуществляемых операций; 10.отраслевые особенности деятельности предприятия, в том числе длительность производственного и операционного циклов, и др. Одна из важных задач в процессе разработки стратегии долгосрочного финансирования – это максимизация рентабельности собственного капитала при заданном уровне финансового риска. Немаловажное значение для решения этой задачи имеет использование эффекта финансового рычага. Финансовый рычаг характеризует влияние использования заемных средств на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. В результате эффекта финансового рычага можно получить приращение рентабельности собственного капитала за счет использования заемных средств несмотря на платность заемных средств (с другой стороны, если цена заемного капитала больше, чем экономическая рентабельность активов предприятия, то эффект финансового рычага приводит к снижению рентабельности собственного капитала, т.е. действует во вред предприятию). Для оценки действия финансового рычага используют показатель ЭФЛ (эффект финансового рычаг). ЭФЛ = (1- С нп) х (ЭР – СРСП) х (ЗК/СК), где С нп – ставка налога на прибыль в долях единицы; ЭР – экономическая рентабельность активов; СРСП – средний размер финансовых издержек по обслуживанию заемных средств (стоимость заемного капитала предприятия, в %); ЗК – сумма заемного капитала (без кредиторской задолженности); СК – сумма собственного капитала предприятия.
Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.
Таким образом, финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.
Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.
Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач.
Финансовая политика - это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны.
Предприятия, являясь хозяйствующими субъектами, располагают собственными финансовыми ресурсами и вправе определять свою финансовую политику.
Финансовая политика предприятия - это совокупность методов управления финансовыми ресурсами предприятия, направленных на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов.
Предприятия должны на деле стать подлинно устойчивыми в финансовом отношении, эффективно действующими по законам рынка хозяйствующими структурами.
Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей предприятия.
Стратегическими задачами при разработке финансовой политики на предприятии являются:
1. оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия;
2. максимизация прибыли;
3. достижение прозрачности (не секретности) финансово-экономической деятельности предприятия;
4. обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
5. использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств (коммерческие кредиты, бюджетные кредиты на возвратной основе, выпуск ценных бумаг и др.)
Тактические финансовые задачи индивидуальны для каждого предприятия. Они вытекают из стратегических задач, налоговой политики, возможностей использования прибыли предприятия на развитие производства и т.п.
Основные направления разработки финансовой политики предприятия:
1. анализ финансово-экономического состояния предприятия;
2. разработка учётной и налоговой политики;
3. выработка кредитной политики предприятия;
4. управления оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
5. выбор амортизационной, дивидендной политики.
Информационной базой для проведения углублённого финансового анализа служит данные финансово-бухгалтерской отчётности предприятия (бухгалтерский баланс ф. №1; отчет о прибылях и убытках ф. №2; отчёт о движении капитала ф. №3, отчёт о движении денежных средств ф. №4, приложение к бухгалтерскому балансу ф. №5) /12, 5, 6, 9, 10/.
Функциональная схема взаимосвязей по проведению финансово-экономического анализа предприятия представлена на рисунке 1 /11/.
Рис.
В качестве примера осуществления выбора направлений финансовой политики на основе полученных результатов финансово-экономического анализа может служить принятие решения о реструктуризации имущественного комплекса в результате проведённого анализа рентабельности основных средств. Если рентабельность основных фондов низкая, стоимость основных фондов в структуре имущества высокая, следует принять решение о ликвидации или продаже (передаче), консервации основных средств, целесообразности проведения переоценки основных средств с учётом их рыночной стоимости, изменения механизма начисления амортизации и т.д.
Разработка и реализация учетной политики связаны с практическим осуществлением бухгалтерского учета на предприятии, от ее правильного понимания и формирования во многом зависит экономическая эффективность деятельности предприятий. Разработка учётной политики как системы методов и приёмов ведения бухгалтерского учёта обязательно для всех предприятий в соответствии с положением по бухгалтерскому учёту «Учётная политика предприятия» (ПБУ 1/98), утверждённым приказом Министерства Финансов РФ от 30 декабря 1999 года №107-М. В связи с этим целесообразно на основании проведенного анализа финансово-экономического состояния просчитать варианты тех или иных положений учётной политики, поскольку от принятых в этой части решений напрямую зависит количество и суммы перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, структура баланса, значение ряда ключевых финансово-экономических показателей /1, 3, 7, 8, 11, 12/.
При определении учётной политики у предприятия существует выбор, который касается, главным образом, методов списания сырья материалов в производство, вариантов списания малоценных и быстро изнашивающихся предметов, методов оценки незавершенного производства, возможности применения ускоренной амортизации вариантов формирования ремонтных и страховых фондов и т.д.
В целях выработки кредитной политики предприятия рекомендуется провести анализ структуры пассива баланса и уровень соотношения собственных и заёмных средств. На основании этих данных предприятия решает вопрос о достаточности собственных оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается решение о привлечении заёмных средств, просчитывается эффективность различных вариантов. В отдельных случаях предприятию целесообразно брать кредиты и при достаточности собственных средств, так как рентабельность собственного капитала повышается в результате того, что эффект от вложения средств может быть значительно выше, чем процентная ставка.
Принимая решение о привлечении заёмных средств, предприятию целесообразно составить план их возврата, рассчитать за период кредита процентную ставку и определить суммы процентов по данному кредитному договору, а также источники их выплаты с учётом порядка и условии налогообложения прибыли. Следует также учитывать порядок налогообложения курсовых разниц в том случае, если кредит взят в валюте.
Предприятию может быть выгодно взять вексельный кредит, при этом следует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту.
2. правильно выбрать кредитную организацию (учитывая наличие лицензии, размер процентной ставки, способы её расчёта - сложным процентом или простым процентом, сроки погашения, форму выдачи, репутацию на рынке ценных бумаг, условия пролонгации кредитов и т.д.);
3. составить план погашения заёмных средств и расчёт процентной суммы с учётом особенностей налогообложения прибыли /1, 5, 8, 9, 10/.
Формирование налоговой политики является важным методом реализации финансовой стратегии. Предприятие имеет возможность влиять на налоговое законодательство лишь опосредовано: с помощью механизмов лоббирования либо в рамках судебной процедуры. Следовательно, налоговая политика - деятельность по разработке и реализации управленческих решений, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, т.е. выбор системы приемов ведения денежных отношений предприятия с другими контрагентами рынка, минимизирующей величину всех видов налогов при соблюдении налогового законодательства и обеспечивающей, соответственно, максимизацию прибыли при минимизации издержек.
Основным критерием выбора варианта налоговой политики является оптимальная плановая величина налоговых платежей. Достижение налоговой оптимизации возможно за счет реализации следующих направлений. Первое направление основано на использовании пробелов действующего законодательства, инструкций и разъяснений по налоговым вопросам. Вторым направлением налоговой оптимизации является правильная организация хозяйственных сделок. Важным направлением налоговой оптимизации является выбор более выгодного с налоговой точки зрения места нахождения организации, ее руководящих органов, основных производственных и коммерческих подразделений, выбор правовой формы организации, ее структуры с учетом специфики деятельности. Большое количество льгот по уплате налогов, предусмотренных законодательством, делает актуальным и такой способ, как эффективное использование налоговых льгот при оценке облагаемого дохода и исчислении налоговых обязательств.
Выбор того или иного варианта налоговой оптимизации должен быть основан на тщательных расчетах вариантов прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам деятельности применительно к конкретной сделке в зависимости от различных правовых форм ее реализации.
Дивидендная политика должна полностью соответствовать общеэкономической стратегии развития предприятия и соотноситься с потенциалом роста предприятия, что является важным фактором привлечения новых акционеров. Дивидендная политика должна строиться в зависимости от потребностей предприятия. Поэтому каждое предприятие должно выбирать субъективную политику, исходя, прежде всего, из своих особенностей. На практике выделяют две основополагающие взаимосвязанные задачи, решаемые в процессе выбора оптимальной дивидендной политики и заключающиеся в обеспечении максимизации совокупного достояния акционеров. Указанные задачи являются основополагающими при рассмотрении всех основных элементов дивидендной политики: источников дивидендов, порядка их выплаты, видов дивидендных выплат и других. Одной из целей дивидендной политики является поиск источников финансирования развития деятельности предприятия. В первом случае он основан на использовании собственных источников финансирования, а во втором - на увеличении эмиссионного дохода, получаемого при продаже акций выше номинала. Однако единого алгоритма в выработке дивидендной политики не существует. Она определяется многими факторами, в том числе и трудно формализуемыми, например, психологическими. Поэтому каждое предприятие должно выбирать свою субъективную политику, исходя, прежде всего, из присущих ему особенностей.
Амортизация - это экономический механизм постепенного переноса стоимости основных фондов на готовый продукт и накопления денежного фонда для замены изношенных экземпляров. Денежные средства, возмещающие затраты на приобретение и создание основных средств и направляемые на замену износившихся экземпляров новыми, могут быть получены только из выручки за реализуемые товары и услуги. Поэтому в стоимость товаров, поступающих в обращение, включается и частичное погашение стоимости действующих основных фондов.
Объектами для начисления амортизации являются основные средства, находящиеся в организации на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, а также переданные по договору аренды.
Амортизация и чистая прибыль являются источниками инвестиционных средств, генерируемыми хозяйственной деятельностью самого предприятия. В условиях существенного снижения доходности бизнеса и возможностей долгосрочного кредитования амортизация становится едва не основным источником инвестиций.
Итак, амортизация является важным внутренним источником для инвестиций на предприятии. Основной фактор, влияющий на привлекательность того или иного источника инвестиций (способа начислений амортизации в данном случае) - это фактор времени, который, как известно, имеет свою цену.
При разработке амортизационной политики проводится анализ денежных потоков от начисления амортизации различными методами, динамика ввода-выбытия основных фондов, налогообложение и моделируются различные варианты состояния предприятия в зависимости от применения тех или иных мер.
Таким образом, оптимальная амортизационная должна определяться на основе комплексного подхода исходя из конкретных экономических условий деятельности конкретного предприятия (как текущих, так и прогнозируемых).
Итак, можно сделать вывод: с помощью разрешенных законодательством методов амортизации основных производственных фондов предприятие может достигать поставленных экономических целей. Таких как, например, увеличение фонда амортизационных отчислений, скорейшее списание морально устаревшего оборудования, снижение налогообложения и обновление основных фондов.
Одним из важнейших инструментов повышения эффективности управления оборотными средствами является оптимизация управления запасами. Для этого необходимо так составлять планы закупок, чтобы обеспечить поставки по заказам клиентов точно в срок при минимально необходимой величине страховых запасов.
Важным инструментом повышения эффективности использования оборотных средств является оперативный контроль состояния дебиторской задолженности. Здесь нужно найти золотую середину между объемами продаж, прибыльностью и ликвидностью. Например, с разовыми клиентами или крупными должниками имеет смысл контролировать взаиморасчеты по каждому расчетному документу (с учетом размера обязательной предоплаты, допустимого числа дней задолженности и т.д.). С постоянными покупателями, не имеющими большой задолженности, можно применять менее жесткие формы контроля.
Для того, чтобы эффективно управлять долгами компании необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами /1, 6, 7, 9, 10/.